Шпаргалки по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Вложенные файлы: 7 файлов

24-46.docx

— 192.98 Кб (Скачать файл)

1.установление контакта;

 

-достижение взаимного  доверия (необходимо выслушать, проявляя  искренность, эмпатию). Не прибегать к манипулированию и оценкам, консультант поощряет клиента к глубокой рефлексии, при этом фиксируя его чувства, высказывания, особенности невербального поведения.

 

2. Двумерное определение  проблемы:

 

-характеристика проблемы (установление когнитивного и  эмоционального аспектов проблемы);

-установление проблемы  идет до тех пор, пока не  будет точного понимания и  характеристики проблемы. Вес это  дает возможность выяснить что вызвало эту проблему, а иногда указывает и на способ ее решения.

 

3.Идентификация альтернатив:

 

-выясняется и открыто  обсуждается альтернативное решение  проблемы;

-побуждение клиента - творчески  и самостоятельно назвать все  возможные варианты;

-консультант может предложить  свои варианты;

-составление списка альтернатив.

 

4.Планирование:

 

-критическая оценка выбранных  альтернатив решения;

-клиент разбирается, какие  решения являются реалистичными, выполнимыми, с точки зрения предыдущего  опыта и возможности изменятся;

-составление плана помогает  клиенту понять, что не все проблемы разрешимы

-психолог должен предусмотреть, какими способами клиент может  проверить реалистичность выбранного  решения.

 

5. Деятельность:

 

-последовательная реализация  плана принятого решения;

-конкретизация плана, учитывая  обстоятельства, время, эмоциональные  затраты;

-формирование у клиента  мысли о возможности неудачи, что не является катастрофой;

-преодоление деятельности.

 

6. Оценка и обратная  связь:

 

-оценивание успешности  реализации плана;

-обобщение достигнутых  результатов;

-возможно возникновение  новых проблем, которые более  скрыты.

 

Е.Ю. Алешина выделяет 4 этапа консультирования.

 

1. Знакомство с клиентом.

2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

3. Коррекционное воздейстиве.

4. Завершение беседы.

 

Если интегрировать структурные компоненты, то ход ПК возможно представить следующим образом.

 

^ Первый этап. Начало работы. Включает в себя следующие процедуры:

 

1. встреча клиента с консультантом (техники: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психолога своего места, приёмы установления психологического контакта).

2. Установление положительногоного эмоционального настроя клиента (установление раппорта).

3. Снятие психологических барьеров (дать клиенту время побыть немного одному, мягкая музыка, размеренные движения рук, приём кавычек).

 

^ Второй этап. Сбор информации.

 

1. Диагностика личности клиента (беседа, наблюдение, тесты, как специфический вид беседы выделяется интервью: интервью - способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

 

^ Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

 

^ Четвертый этап. Реализация плана клиентом: выполняется клиентом самостоятельно без участия консультанта.

 

38. Специфика диагностического  обследования в психологическом  консультировании. Зависимость типа  интерпретации данных от теоретической  ориентации психолога-консультанта (психодинамической, бихевиоральной, когнитивной, гуманистической, экзистенциальной, постмодернистской).

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями и проблемами психологического плана. Это могут быть проблемы:

- детей (неуверенность в  своих силах, негативизм, страхи  и пр.);

- учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение);

- взрослых (утрата смысла  жизни, низкая самооценка, конфликтные  отношения с окружающими, нарушение  детско-родительских отношении).

Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.

Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы.

Особое содержание имеет диагностика в психологическом консультировании применительно к нормальному детству. Как полагал Л. С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка, для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка . Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающий исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

После проведения и обсчета психологических тестов психолог должен интерпретировать их результаты и обобщить данные, для того чтобы представить сложную картину психических функций индивида, его слабые и сильные стороны. Как было уже сказано, способность интерпретировать результаты – самое важное умение клинического психолога.

Теоретическая ориентация психолога определяет тип интерпретации. Предположим, например, пациент говорит, что одна из клякс Роршаха выглядит как раздавленная ведьма. Клиницист психоаналитической ориентации может сказать, что такая реакция указывает на его бессознательную враждебность к матери. Психолог придерживающейся другой школы, может рассматривать эту реакцию как недостаток контакта с реальностью, потому что клякса вовсе не похожа на раздавленную ведьму. Психолог-бихевиорист посчитает эту реакцию несущественной. Независимо от теоретической ориентации все психологи должны делать выводы, чтобы перейти от оценки к выводам.

 

39. Консультирование  родителей по проблемам дошкольного  возраста

 Все психические проблемы  дошкольного возраста имеют ряд  особенностей. Многие характеристики  носят латентный характер и  их трудно обнаружить, но в  дальнейшем они могут сказываться  на развитии ребенка. Систематизации  этих проблем нет.

Причина обращений:

1.  Незнание родителями возрастной нормы.

2.  Установка родителей на удобного ребенка.

3. Стремление родителей добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими.

 

Группы проблем:

1. Непослушание и упрямство. Возникают в критические периоды

a.Расторможенность, неусидчивость, медлительность. Результат индивидуально-типологических особенностей.

b.  Лень, фантазирование, ложь, возможна псевдоложь.

2.  Порождаемы самими родителями.

a.Низка чувствительность родителей к эмоциональным состояниям ребенка и его потребностям.

b Родители авторитарны, эгоцентричны, недостаточно зрелы. У детей повышенная тревожность, страхи, неадекватная самооценка.

c. Загруженность родителей собственными проблемами. Нарушение детско-родительских отношений.

Консультативная практика показывает, что чаще всего обращаются к психологу по следующим проблемам:

1.        Тревожность, страхи.

2.        Упрямство, непослушание.

3.        Проблема  общения, коммуникативные навыки.

4.        Готовность  детей к школе.

Консультирование по проблеме готовности детей к школе.

Эта проблема возникла недавно. Психолог сталкивается с 3-мя вариантами:

1.        Консультирование  при отборе в школу (весна). В  данной ситуации консультирование  может идти в центре и в  школе. Анализируем 1-ый случай.

Схема:

a.         Первичная беседа.

b.        Психодиагностика – изучение школьной зрелости, памяти, мышления, внимания, возможны графические методики.

c.         Заключительная беседа – дается общая психологическая характеристика, рекомендации.

2.        Решение  еще не принято, но родители  хотят получить информацию о  готовности.

Схема:

a.         Беседа с родителями.

b.        Подробное психологическое обследование.

c.         Анамнез.

d.        Заключительная беседа, рекомендации, коррекция.

3.        Ребенок  пошел в школу, но плохо адаптирован.

Схема:

a.         Беседа

b.        Методики адаптации (проективные).

c.         Беседа с учителями.

d.        Заключение.

4.         Дошкольник очень необщителен  и замкнут. Важно понять природу  явления.

Причины:

a.         Природная предпосылка.

b.        Излишняя серьезность – застенчивость.

c.         Нет навыков общения, изоляция.

d.        Аутизм.

Схема:

a.         Сбор информации для подтверждения гипотез.

b.        Переход к обучению (показать, научить).

Многие родители обращаются слишком рано. Эту проблему можно начинать решать с 3-х лет обучаются как дети, так и родители. Идеально в центре.

5.        Проблема  агрессивности. Агрессия очень часто  проявляется в детском возрасте.

Причины:

a.         Постоянное агрессивное поведение родителей.

b.        Постоянное проявление нелюбви к ребенку, формируется чувство опасности, незащищенности.

c.         Унижение, оскорбление со стороны родителе.

Личности от агрессии освободиться нельзя. Есть 2 стороны: позитивная и негативная.

Позитивная – приводит к активности, порождает дух инициативности, предприимчивости.

Негативная – замкнутость, враждебность, безволие.

Выявив причину начинается работа с родителями. Необходимо изменить установку родителей на ребенка. Важно показать, что агрессивный ребенок несчастен, раскрывается механизмы возникновения гнева. Нужно вызвать воспоминания о своем детстве, обнажить личностные семейные проблемы.

 

40. Консультирование  родителей и учителей по проблемам  младшего школьного возраста.

Случаи обращения родителей детей младшего школьного возраста в возрастно-психологическую консультацию.

1.— несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Первичным следствием является снижение успеваемости, и родительские запросы психологу формулируются именно в этих терминах.

Причиной несформированности учебной деятельности могут быть как индивидуальные особенности уровня интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей (и учителя) к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности.

 

2. —несформированность у младшеклассников мотивации учения, их направленность на другие, нешкольные деятельности. Запрос родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и играть, начал школу с интересом, а теперь... Исходной причиной может быть, например, стремление родителей «инфантилизировать» ребенка, считать его «маленьким». Необходимо, конечно, различать первичную несформированность учебной мотивации и вторичную, т. е. разрушение мотивации учения под действием неблагоприятных факторов. Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности — недисциплинированность, отставание в учебе, невнимательность, безответственность и пр., но, как правило, на фоне констатируемого достаточно высокого уровня познавательных способностей.

вопросы к ГОСам.docx

— 18.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Разбивка по билетам для специализации ПСО.doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Психология"