Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка

Краткое описание

Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_psikhologii_khudozhestvennogo_tvorchestv.docx

— 603.60 Кб (Скачать файл)

Толстовская концепция человека явилась логическим итогом развития и эволюции проблемы человека, начиная от Античности, кончая XIX веком. Чтобы понять эту преемственность и новаторство Толстого, нам пришлось проследить в ретроспективной форме проблему человека в литературе, начиная с древности кончая XIX веком. Каждый исторический этап сформировал свою специфическую концепцию человека.

Античный человек весь был обращен вовне к природе. Он не видел себя в мире, видел мир в себе, смотрел на себя как на частицу мира. Античное сознание выделяло и отличало человека как наиболее организованное, совершенное явление из всех явлений окружающего материального мира. В античном мировоззрении не было человека как духовной субстанции. Человек в античном искусстве рассматривался как часть Космоса. Мифологическое представление античного мира носило космологический характер. Отсюда очеловечивание природы и опредмечивание человека. Человек явление природное, соматическое.

В Средневековом искусстве человек изображается как духовное явление. Средневековый человек познал себя как дух. Отношение его к жизни, беспредметное, чистое. В средневековом мире доминирует религиозное воззрение, которое носит теологический характер. Поэтому здесь человек мыслится как частица Бога, как его подобие, а Бог как подобие человека, т.е. человек обожествляется, Бог очеловечивается.

Человек в искусстве Нового времени рассматривается как нечто имманентное, гуманитарное, общественное явление. Изображение человека не как природное и божественное, а как гуманитарное явление, становится главной специфической особенностью литературы Ренессанса и последующего за ним Нового времени. Впервые в Ренессансе человек мыслится автономным, суверенным и имманентным явлением, который противопоставляется природе и абсолютному духу, Космосу и Богу.

 

  1. Сравнительный анализ аксиологии древнерусской и готической архитектуры.

АКСИОЛОГИЯ-(от греч. — ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиц. понимании — разделфилос. знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теор. знания, и практич. нравств. действия. Однако, являясь одной из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания, анализ ценностей входит в качестве аксиологич. компонента не только в филос., но и во многие социол., психол., этнологич. и др. концепции.

Го́тика — период в развитии  искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII поXV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру,витраж, фреску и многие другие.

Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.

Устремление  собора  ввысь  подчеркнуто гигантскими ажурными башнями (высота башен собора в Кельне в Германии 157 м), высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»).Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок.

Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах - «нервюрах», а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»).

Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отражающее сложный драматизм жизни), устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей («химеры»). Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи.

Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья. Возможно, к тем же источникам восходит и великое по своей оригинальности и значительности зодчество Армении, само географическое положение которой благоприятствовало такой преемственности. Уже в V — VII вв. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Но этого мало: армянские зодчие едва ли не первыми в мире стали возводить бесстолпные залы, перекрытые взаимоперекрещивающимися арками, положив этим начало нервюрной системе. Высказывались и иные гипотезы относительно происхождения этой системы (Древний Рим, Ломбардия, даже Англия).

Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строилсяконстантинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.

 

  1. Приемы и средства художественной выразительности.

Изобразительно-выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.  
Аллегория — прием, основанный на замене абстрактных понятий названием конкретных образов; иносказание (в баснях: лиса — аллегория хитрости, муравей — трудолюбия).  
Анафора — фигура речи, представляющая собой повторение однотипных языковых единиц в начале каждого отрезка речи («Пора снимать янтарь, пора менять словарь, пора гасить фонарь наддверный..» —  М.  Цветаева). Антитеза— фигура речи, основанная на резком противопоставлении понятий, образов («Познай, где свет, — поймешь, гдё тьма...» — А. Блок).  
Гипербола — прием, представляющий собой образное выражение, содержащее непомерное преувеличение («В сто сорок солнц закат пылал...» — В. Маяковский).  
Инверсия - фигура речи, представляющая собой нарушение обычного (прямого) порядка следования членов предложения с целью усиления выразительности речи. При прямом порядке слов согласованное определение обычно стоит перед определяемым словом, несогласованное определение — после определяемого слова, подлежащее — перед сказуемым, дополнение — после сказуемого и т. д. («Судьбы свершился приговор...» — М. Лермонтов, и это же предложение при прямом порядке слов: «Приговор судьбы свершился»).  
Метафора прием, в основе которого лежит перенос значения по сходству явлений (речь льется, бурлит). Метонимия — прием, в основе которого лежит перенос наименований по смежности (читал Гоголя; полон дом ковров, хрусталя и серебра).  
Оксюморон — фигура речи, основанная на соединении несоединимых понятий с целью подчеркнуть противоречивость явления («Убогая роскошь наряда...» — Н. Некрасов).  
Олицетворение — прием, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и понятия («И звезда с звездою говорит...»).  
Парцелляция — фигура речи, состоящая в расчленении предложения на два (или несколько) интонационно обособленных отрезка («Этот год был темным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных псов. Горьким от кофе и старых пластинок». — С. Довлатов).  
Риторический вопрос— фигура речи, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание («И искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?» — Е. Замятин).  
Риторическое обращение — фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата («Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... — А.Пушкин).  
Сравнение — прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака. Для этой цели обычно используются сравнительные союзы как, как будто, словно, будто, точно, подобно, как бы («Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной...»—  Пушкин).  
Эпитет — слово, представляющее собой образное, художественное определение, подчеркивающее какое-либо характерное качество предмета или явления (Взошла серебряная луна). 

 

  1. Психология символизма в произведениях исламского ИЗО искусства.

      Ключевые слова:хикма,джамал, джалал, калам каллиграфия, орнамент, умозрения искусства, онтологические знания.

Вселенная основана на 2-ух источниках:

1. Каран;

2.сокральное присутствие.

Хадисы-свящ. писание, методич. указания.

Интеллектуальное знание- основа.

Хадисы: первое, что сотв. Бог- разум.

Религия- есть собств. разум.

Нет религии у того, кто не влад. разумом «ибо Аллах приказал учиться».

Главная черта – интеллект. хар-р, требований усилий чел.

Познание хар-ра осн. на исламск. традиции. Интеллект. и духовн.

Мудрость – хикма

Мир создал Аллах  как упорядоч. гармонич. Сис-ма. Законы красоты.

В геометрии проявляется Всевышний.

Пифагор: «Бог – вечно действ. геометр.

Сокральн. геометр. – основа исламского искусства

Бируни- ученые геом.

Восточные математические изображения в архитектурных узорах исламского искусства.Запрет на изображения животных и человека, творить форму может только Аллах. Слово- сокр.геом.

Архитектура. Мечеть.

Индии ( Чама Маджи). Молятся Богу. Главная мысль – предание  себе Богу, жизнь.

Красота: Джамал- Божественное совершенство  красота(купол мечети).

Джалал – (минареты) Божественное величие.

 Арка (восточная исламская арка) – духовная концепция недосказанность, ограничение горизонталью.

Покорность Богу – горизонталь покорность человека упорядоченность внутреннего мира.

Каллиграфия.

Живописный символ ислама.

1. Линейные (2 заповеди)

2. Окружность. По истине  познание Аллаха успокаивает. С именем Аллаха идут по жизни.

Слово – сокральный характер.

Письмо – половина знания. Калям – письмо пером. Цитирует Коран . Нет произвола.

Красота каллиграфии – уровень образности и красоты, характер человека. Любовь по почерку.

Орнамент.

- узор, строится на ритмичном чередовании узора. Аллах творит, затем ритм повторяется.

 

 

  1.  Нравственность и духовность в художественном творчестве.

«Духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

ДУХО́ВНОЕ В  ИСКУ́ССТВЕ (см. искусство)  — творческое начало художественной деятельности как искусства создания образов высшей, духовной реальности (в отличие от материальнойдействительности). В античности одухотворяющее начало творчества (греч. pneuma — "дыхание, дуновение"; лат. spiritus) понималось как "движущийся воздух", "дыхание", носитель жизни (см. анима, анимизм; аура; бессознательное; Психея). В классической философии дух как воплощение высшего,идеального начала противопоставляется душе (жизненной энергии человека) и телу (материальнойприроде). Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает ее и совершенствует, "одухотворяя" материальную, телесную природу (см. Абсолют, абсолютная ценность творчества). Но дух может это делать, только вытесняя, ослабляя телесные стремления человека (см. кентавр). Отсюда вечная дилемма творчества: противодействия духовного и материального, "души" и "тела" произведения искусства, его идеальной и материальной сторон.

Искусство — это творение, творение — искусство. Человеческое искусство часто бывает неестественным творением. В обычном человеческом искусстве тело, витал, ум и сердце часто принуждаемы создавать что-то прекрасное, вечное и бессмертное.Но в духовном искусстве нет никакого принуждения. В духовном искусстве на передний план выходит психическое существо и старается подарить внутреннее искусство, которое является бессмертным. Психическое существо вдохновляет тело, витал, ум и сердце участвовать в создании произведения искусства.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"