Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка

Краткое описание

Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_psikhologii_khudozhestvennogo_tvorchestv.docx

— 603.60 Кб (Скачать файл)

Великий американский философ Эмерсон сказал нечто весьма значительное по поводу искусства. Он сказал, что в искусстве рука никогда не способна выразить выше того, на что может вдохновить сердце. К духовному искусству применимо то же самое правило. И здесь нам тоже нужно сказать, что сердце никогда не способно проявить выше того, на что может вдохновить душа.В обычном человеческом искусстве мы часто замечаем зияющую пропасть между возвышенным устремлением сердца и ограниченной способностью руки. Но в духовном искусстве нет зияющей пропасти между способностью души и восприимчивостью сердца. Сердце становится сознательным инструментом способности души, а способность души действует в восприимчивости сердца и через нее. Устремленная восприимчивость сердца и просветляющая способность души дополняют друг друга.

Внутри каждого художника есть художник-человек и божественный художник. И тот и другой играют в прятки в его творчестве. Когда художник-человек в нем выходит на передний план, он выставляет свое искусство с надеждой получить признание и восхищение. Он хочет, чтобы критики и почитатели превозносили его искусство до небес. Но когда на передний план выходит божественное искусство, художник не нуждается в признании и не желает признания; своим божественным искусством он только хочет возвысить сознание земли, наполнить сознание земли энергией и сделать его бессмертным.

И духовное искусство, и обычное человеческое искусство имеют дело с красотой. Художник-человек пришел к ощущению и пониманию, что красота в его искусстве недолговечна. Но божественный художник открыл нечто совершенно другое. Он открыл, что красота — это душа-глубина. Когда человек открывает душу-глубину искусства, он вдохновлен нырять глубже. Когда он ныряет глубже, он открывает Бога-Искусство. Бог-Искусство является одновременно раскрытием и проявлением всегда превосходящего сознания Вечного Сейчас. Душа-глубина искусства постоянно руководит земным сознанием и направляет его к вечно превосходящей Реальности.

Духовное искусство — это божественное открытие. Оно демонстрирует, что всевышнее открытие может быть совершено только в духовности и через духовность. Всевышнее открытие — это Богоосознание. Изначальной целью духовного искусства является Богоосознание. Богоосознание приходит только через упорный труд. Ничто вечное не может быть достигнуто внезапно. Может потребоваться довольно много инкарнаций, довольно много столетий, прежде чем человек увидит Бога воочию или погрузится в бесконечный Покой, Свет и Блаженство. Мы знаем, как упорно работали в обычном человеческом мире Хиллари и Тенсин, чтобы взобраться на Эверест. Духовное искусство, божественное открытие также означает восхождение к высочайшему пику. Девиз этого августейшего университета очень значителен: «К вершинам через упорный труд». Этот девиз — универсальное послание, универсальный принцип всего духовного искусства.

Мораль и искусство — две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их лежит единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни. К И. в делом можно отнести название «человековедение», к-рое А. М. Горький дал литературе. И. помогает человеку осознать самого себя и свое место в мире, встающие перед ним проблемы смысла жизни и ееценностей. В присущей тому или иному виду И. форме на арене изображаемой действительности сталкиваются между собой добро и зло, интерес и долг, счастье и назначение человека и др. элементы сферы нравственных представлений. Иными словами, значительную часть содержания И. составляют моральные проблемы. Эти же проблемы делает предметом своего рассмотрения нормативная этика. В И. эти проблемы выступают в художественной форме, в виде чувственно-конкретных образов, путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал, исход борьбы между к-рыми далеко не всегда предопределен их нравственными достоинствами. И в этом отношении И. воспроизводило и осмысляло моральные проблемы человека гораздо богаче, многостороннее и диалектичнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение. Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание И. или что оно может заменить теорию М. Соотношение М. и и. выступает в более сложной форме. Художник, отражая к.-л. стороны действительности, всегда, намеренно или ненамеренно, изображает ее тенденциозно, самим способом ее освещения склоняет читателя, зрителя, слушателя к той или иной ее нравственной оценке. Его эстетическая позиция, т. обр., включает в себя определенную нравственную позицию. Морально совершенное выступает в И. как эстетически прекрасное. Даже тогда, когда в художественном произведении красивое и нравственное противостоят друг другу, это их противопоставление обычно имеет определенный моральный смысл, используется для доказательства превосходства внутренней, духовной, нравственной красоты человека над чисто внешней, физической красотой (в этом смысле характерны образы В. Гюго — Гуинплена и герцогини Жозефины в романе «Человек, который смеется», Квазимодо и Феба в «Соборе Парижской богоматери»). Нравственное воздействие средствами И. на убеждения человека осуществляется отнюдь не путем рациональных доводов и логического доказательства очевидных преимуществ добродетели над пороком.Это — эмоционально-эстетическое воздействие, к-рое должно «вытекать» из самого изображения. Морально-политическая тенденция, пишет Ф. Энгельс, «должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать... писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов» (т. 36, с. 333). Это единство нравственного и эстетического с наибольшей полнотой выражается в социалистическом .

 

16. Интеграция светского и религиозного ИЗО в процессе духовного развития личности.

Искусство выступает как средство развития духовной и эстетической культуры личности в процессе реализации основных функций искусства, которые определяются его природой и местом в жизни человека и в общественной жизни в целом. Выделенные учеными гносеологическая и аксеологическая функции позволяют знаниям, заключенным в художественных образах, нести в себе одновременно описание и качественную оценку произведений искусств на основе художественного вкуса, жизненных ситуаций, переживаний, представлений. Эвристическая функция активизирует и развивает творческие потенции людей, в ней образы искусств позволяют каждому корректировать собственные представления и переживания. Коммуникативная функция выступает в роли особого языка, средства общения между людьми, позволяющая в процессе диалога художника и зрителя осуществлять чувственно-эмоциональное познание различных аспектов жизненного мира.

Каждая из этих функций искусства обнаруживает неисчерпаемые возможности в становлении и развитии духовной и эстетической культуры и реализуется в процессе художественного познания. В нем, по мнению А.А.Виноградовой, каждая отдельная личность развивает способности к образному восприятию реальности и овладевает навыками оперирования образами, осваивая общечеловеческую культуру на индивидуальном уровне. Ситуации познания различаются логически, образно и психологически.

Все свои функции искусство осуществляет через эстетическое восприятие произведений искусства людьми. В своем исследовании нам хочется подчеркнуть: каждый художественно и эстетически образованный человек должен хорошо знать закономерности эстетического восприятия, его специфические черты. Без этого произведения, созданные художником, останутся вне коммуникации, вне подлинного художественного общения с человеком. Искусство не может быть адекватно воспринято, если в потоке сознания воспринимающего отсутствует рефлексия, способность к интеллектуально-аналитической с материалом эмоционально-чувственного переживания.

Искусство как образная модель человеческой жизнедеятельности, существующая по законам гармонии, дает возможность, по мнению Ю.Б.Борева, М.М.Кагана, личности осуществлять освоение окружающего мира и саморазвитие по этим законам, так как в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание - воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству составляет неотъемлемую часть духовно-эстетического воспитания в целом. Эти положения делают актуальным процесс приобщения студенческой молодежи к музыкальным, литературным духовным и художественно-эстетическим ценностям национальной культуры, способствующему развитию творческих способностей, стремлению творить по законам красоты и желанию поступать в жизни по этим законам.

Христианское каноническое Слово, духовная музыка, иконопись, русская классическая литература, светская музыка, живопись являются ведущими пластами национальной культуры, выражающие стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышающие его чувства и помыслы на протяжении многих веков, поэтому они рассматриваются нами в разработанном интегрированном спецкурсе

"Вдохновение" как действенное  средство духовно-эстетического  воспитания студенческого сообщества.

Развитие у молодежи эмоционально-эстетического, нравственно-оценочного отношения к действительности и к искусству, предполагает отклик на прекрасное. Он проявляется в возникновении внутренней радости, как ниспосланной свыше силы, что в христианской традиции называется Благодатью. Увидеть свет истины, познать глубинный смысл бытия позволяют произведения отечественных и западных мастеров, созданные в русле христианской морали и гуманистической традиции, в том числе народная мудрость, копившаяся тысячелетиями и нашедшая свое образное воплощение в произведениях искусства. Обращаясь к притчам и преданиям, погружаясь в глубину веков, русские живописцы (ВчМ.Васнецов, Н.К.Рерих и др.) открыли завесу времени, донесли до нас тайны духовного творчества. Общение студентов с творениями великого икоцописца А.Рублева помогает осознать духовную красоту и нравственную силу человека, которыми наполнены, произведения древней Руси. "Троица" А.Рублева - опоэтизированное средствами живописи.

В совершенной художественной форме выражен высший для того времени нравственный идеал гармонии духа и мира.

Основоположник абстрактного искусства В.В.Кандинский был убежден, что сама форма имеет внутренне значение и является одухотворенным существом. В условном образе остроконечного треугольника, разделенного на неравные части, он попытался запечатлеть духовную жизнь человечества.

Российские живописцы прославили героический дух народа, создали галерею светлых женских образов, одухотворили природу. Художники-мыслители языком красок воспели ратные и духовные подвиги великих сынов Руси: Игоря Святославовича, Александра Невского, Сергия Радонежского.

Духовные ценности христианского и светского искусства, выступают в процессе общения студентов в качестве образно-эстетического посредника между социальной действительностью и внутренним миром человека, указывая на роль и значение вечных ценностей, отраженных в искусстве.

Соприкасаясь с христианским и светским искусством, приучая молодежь к нему, необходимо осознавать, что оно очень разнообразно по своей моральной, духовной сущности и эстетическому совершенству. Призма искусства направляет восприятие духовных и эстетических

ценностей жизни. Христианское и светское искусство участвуют в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функции духовно-эстетического воспитания.

Целенаправленное эмоционально-сердечное воздействие преподавателя на духовно-эстетическую сферу студента, опирающееся на систему ценностей, заложенную в содержании христианского и светского искусства как важнейшей составляющей духовной и эстетической культуры общества, носит интегрированный характер, охватывая все подструктуры личности.

Философской (методологической) основой эстетического воспитания личности является понимание духовности как чувственно-эмоционального мира ценностно-смыслового ядра личности, проявляющихся в сопереживании, умении осознавать чувства и поступки, стремлении к всеобщей гармонии добродетелей и самосовершенству. Духовность способствует эстетическому преображению и обновлению облика студента посредством соблюдения иерархического принципа устроения человека, при котором образ Божий в нем может раскрыться во всей силе и полноте. Духовно ориентированный подход является системообразующим в эстетическом воспитании, наполняя смыслом

Для современного духовно ориентированного воспитания важнейшим средством гармонизации духовно-эстетической культуры студентов является интеграция христианского и светского искусства, помогающая воплотить Абсолютный Идеал, одухотворить действительную жизнь, умножать Добро, дающая возможность "вдохновенно" заглянуть в будущее, развивать способности, потребности, чувственно-эмоциональную сферу души, связанной с духовным ядром личности. Поэтому обучение и воспитание в духовной художественно-эстетической среде, напитанной христианским и светским искусством, несущим вечные ценности национальной культуры, творчески развивает, духовно и эстетически обогащает внутренний мир студентов, способствует стремлению творить по законам красоты. Изучение произведений христианского искусства, проповедующих идеалы добра, гармонии и духовной красоты, помогают понять студентам православные идеалы гармонии внутренней и внешней красоты человека, приоритет духовного начала над плотским. По нашему мнению, наиболее полно данный процесс осуществляется в парадигме духовно ориентированного эстетического воспитания, опирающегося на духовные и религиозные традиции народа.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"