Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка

Краткое описание

Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_psikhologii_khudozhestvennogo_tvorchestv.docx

— 603.60 Кб (Скачать файл)

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие. Активное использование в древней Церкви различных символов, а не иконописных образов связывается с тем, что «для того, чтобы подготовить людей к непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ».

История возникновения христианских храмов.

Во времена распространение христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан служили дома богатых верующих или особые постройки в их имениях – базилики. Это большие прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей, украшенное изнутри и снаружи рядами колонн. С одной из меньших сторон имелся вход, а с противоположной стороны здания полукруглая ниша – абсида.

Однако гонения на христиан заставили их искать более безопасные места для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы – большие подземелья, в стенах которых хоронили умерших. По размерам они делились на кубикулы – небольшие квадратные помещения, похожие на часовни, крипты – помещения средних размеров, предназначенные не только для погребений, но и для собраний и богослужений и самые большие по размерам подземные храмы – капеллы.

Подземный христианский храм представлял собой прямоугольное помещение, с восточной стороны которого устраивалась обширная полукруглая ниша, отделенная от остального храма решеткой. Затем следовала средняя часть храма, где собирались верующие, и отдельная часть для тех, кто еще не прошел обряд крещения (их называли оглашенными) и кающихся. С тех давних пор все христианские храмы устраивают точно также.

Здание православного храма состояло из трех частей – притвора, средней части и алтаря, что соответствовало идее единства человеческого, ангельского и божественного уровней бытия.

Наиболее святая часть храма - алтарь, который располагался в восточной части, посвящался Христу. Престол был символом гроба Господня. Западная часть храма символизировала грядущий Страшный Суд, что соответственно изображено было на западном портале. Северная сторона символизировала Ветхий Завет, южная - Новый Завет. Все изображения собора читались, как книга. План церкви имел форму латинского креста. В верхней части храма изображалось небо, нижняя обозначала землю. Декор пола - лабиринт - означал путь человека к Богу.

 Сумрак храма символизировал  покров божественной тайны. 

Была символична и форма портала — полукруг арки был символом неба, а квадрат или прямоугольник дверного проёма — символом земли. Одно из значений латинского слова arcus переводится как радуга — небесный мост между землёй и небом, человеком и Богом. Дверь выполняла оградительные, защитные функции, акцентировала переход из одного пространства в другое, напоминая и о словах самого Христа: «Я есть дверь; кто войдёт Мною, тот спасётся».

Не смотря на то, что внутренне устройство храма, следуя древней традиции и священному смыслу, подчинено строгому порядку, по внешнему своему облику православные храмы очень разнообразны и красивы.

Основное внимание уделяется символичности облика этих построек:

  • Однокупольный храм – символ единства Бога, совершенство творения

  • Два купола символизируют двойственную природу Иисуса Христа

  • Три – Святую Троицу

  • Четыре купола – символ четырех евангелистов

  • Пять с одним возвышающимся – Христос и 4 евангелиста

  • Семь – 7 таинств Церкви.

 

Не только количество куполов, но сама форма построек имела символическое значение:

  • Храмы, имевшие в плане форму креста (крестово-купольные) символизировали Крест Христов

  • Храмы, имевшие в плане форму круга, символизировали Вечность Церкви (круг – символ вечности)

  • Храмы, в виде восьмиугольной звезды – Вифлеемскую звезду

  • Строились храмы в виде прямоугольника – символ корабля.

 

 

  1. Виды худ. творчества.

Формы и виды художественного творчества образуют систему искусств, которая складывалась постепенно в течение длительного временя. Художественная практика, отражавшая уровень духовности общества, рождала на каждом этапе его развития новые формы творческой деятельности и совершенствовала уже существующие.

по способу существования художественных произведений выделяются три группы искусств:

1. Пространственные (пластические) статические  виды:

а) прикладные: архитектура, декоративное искусство;

б) изобразительные: живопись, графика, скульптура.

2. Временные (динамические): литература, музыка.

3. Пространственно-временные (синтетические): хореография, театр, кино, цирк, эстрада.

Архитектура занимается организацией пространственной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека. Это здания и постройки различного функционального назначения - жилые, производственные, спортивные, медицинские комплексы, культурно-просветительные, культовые, транспортные и другие сооружения.

Утилитарные функции в архитектуре органически сочетаются с эстетическими, и критериями оценки архитектурных произведений служат не только прочность и польза, но также художественные достоинства. Кроме того, архитектура, пожалуй, - единственный вид искусства, произведения которого оцениваются и снаружи, и изнутри и которое тесно связано с другими видами искусства - живописью, скульптурой, декоративным искусством.

В декоративном искусстве выделяются монументально-декоративное, декоративно-прикладное и оформительское направления. Все они (подобно архитектуре) характеризуются единством утилитарной и эстетической функций, все они участвуют в формировании жизненной среды человека, сочетая в своих произведениях красоту и полезность.

Монументально-декоративное искусство наиболее тесно связано с архитектурой, и назначением его является художественное оформление различных сооружений (мозаики, витражи, рельефы), украшение интерьеров (светильники, часы, посуда и др.), а также организация спортивных праздников, фестивалей парадов, народных национальных празднеств, художественное оформление улиц, домов, витрин, парков.

В живописи художественный образ создается при помощи рисунка и цвета. В качестве предмета изображения может быть выбрана картина жизни (бытовая, историческая, героическая), картина природы, человек, животные, предметы неживой натуры и многое другое. В зависимости от изображаемого можно выделять следующие жанры живописи: исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, портрет, натюрморт.

Существуют два типа изображения: линейно-плоскостное и объемно-пространственное. Основой живописного полотна может быть холст, дерево, бумага, картон и другие материалы. Эта основа покрывается грунтом, на который наносится красочный слой - масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Различают следующие виды живописи: монументально-декоративную и станковую живопись, миниатюру, панораму и т.д. Как особый вид выделяется иконопись. Иконопись отражает религиозную тематику и имеет культовое назначение. К этому виду живописи относятся стенные росписи, фрески, миниатюры и, конечно, иконы - самостоятельные композиции, выполненные в основном на деревянных досках темперой или маслом в соответствии со строгими регламентациями - иконографическим каноном.

Графика - вид изобразительного искусства, где в качестве основного выразительного средства используется рисунок. К графике относятся и печатные художественные произведения - линогравюра, ксилография, литография, эстамп, экслибрис. Хотя для графики наиболее характерны контурная линия, штрих и пятно, нельзя сказать, что здесь совсем не применяется цвет. Правда, он не несет такой значительной эстетической нагрузки, как в живописи.

В зависимости от назначения различают станковую, прикладную, книжную графику, плакат.

По своему назначению скульптура подразделяется на монументальную, монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм. Монументальная скульптура, например памятник, обычно согласуется с особенностями окружающего пространства, архитектуры, природы. Памятник может изображать конкретного человеке или быть воплощением обобщенного образа. Станковая скульптура может предназначаться для определенного интерьера, но не связана с ним жестко композиционно. И наконец, скульптура малых форм отличается от всех других видов чрезвычайным разнообразием материала (металл, камень, пластмасса, гипс, дерево, кость и др.) и техникой исполнения - монеты, медали, глиптика (резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях), статуэтки.

В системе искусств художественная литература занимает совершенно особенное место. по степени влияния на другие области художественного творчества литература не имеет себе равных. Выразительное средство литературы (слово) открывает поистине неограниченные возможности отражения жизни - событий, явлений, внутреннего мира человека.

Три рода художественной литературы - эпос, лирика, драма, - имеющие древние истоки, продолжают развитие в современном словесном творчестве.

Никакое искусство не может соперничать с музыкой по силе эмоционального воздействия на слушателя, никакое другое искусство не может вызвать столь яркие образы и переживания. Музыка не только создает определенный эмоциональный настрой, но и пробуждает фантазию, вдохновение.

Главным выразительным средством музыки принято считать звук, который и создает художественный образ. Звук имеет интонационную природу. Интонация воспроизводит оттенки звучащей речи, определенный темп и ритм. Выразительность музыкального образа достигается посредством мелодии, композиции, гармонии, ритма.

Искусство танца относится к древнейшим синтетическим искусствам. Его основным выразительным средством является движение, жест. Движения могут быть как подражательными, имитирующими, так и условными, обобщенными, - но в любом случае они выражают эмоциональное состояние, при их помощи создается художественный образ.

Театр относится к синтетическим формам художественного творчества. Эстетический образ создается здесь путем соединения выразительных средств различных видов искусства, и трудно сказать, какое из них главное. Специфику театра обусловливают игра актеров, сценическое действие, режиссерское искусство. Театр - это жизнь, происходящая в сценическом пространстве на глазах у зрителей и построенная по законам данного вида искусства. Здесь сплетаются реальное и условное. Сцена, декорации, костюмы, грим и другие средства выразительности являются символами - времени и места действия, эпохи, национальной культуры, национальных традиций.

 

  1. Моральный потенциал произведений худ. творчества.

Среди многообразной сферы творчества художественное творчество выделяется тем, что оно, представляя собой акт культуросозидания, преобразования канонов, норм, ценностей социо-культурной системы, институционализируется в искусстве.

В последние годы возросло внимание к проблеме формирования всесторонне развитой, духовно богатой и креативной личности. основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: архитектуру, скульптуру, живопись и другие виды художественного творчества. художественное воспитание– формирование любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства.

Изучение произведений художественного творчества направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления личности.

художественное воспитание является одним из необходимых звеньев в эстетическом и творческим развитии личности. Художественное воспитание служит целям формирования высокой культуры личности, приобщения ко всему богатству художественных ценностей, накопленных человеком за весь период общественного развития. Художественное воспитание служит целям формирования высокой культуры личности, приобщения ко всему богатству художественных ценностей, накопленных человеком за весь период общественного развития.

 

  1. Цвет как средство художественной выразительности.

Цвет – это свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"