Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка

Краткое описание

Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_psikhologii_khudozhestvennogo_tvorchestv.docx

— 603.60 Кб (Скачать файл)

Но помимо указанного процесса, в психологии есть ряд проблем, решение которых просто невозможно вне целостно-личностного подхода, за рамками которого явление как таковое не схватывается. Это прежде всего проблема высших форм творчества, связанная с проявлением самодеятельности человека.

Таким образом, выделение таких развитых, ставших форм творчества, как «спонтанные открытия», феномен, выходящий за пределы целесообразной деятельности, — целеполагание, — в качестве предмета анализа творчества необходимо не только потому, что их механизм нам еще не ясен, но и в силу самой методологии.

Для продвижения в проблеме творчества необходимо осуществить теоретическое осмысление этой проблемы, не абстрагируясь от отдельных форм творчества, а как раз напротив, — их изучение и сопоставление необходимо проводить не для выведения формально общего, а для подчеркивания их различий и специфики.

 

  1.  Семио́тика литературы : Психологическое измерение.

(от греч. σημεῖον — знак, признак) (семиология) — 1) научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы, действующие в человеческом обществе (главным образом язык, а также некоторые явления культуры, обычаи и обряды, кино и т. д.), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (например, зрительное и слуховое восприятие предметов; логическое рассуждение); 2) система того или иного объекта, рассматриваемая с точки зрения семиотики в 1-м значении (например, семиотика данного фильма: семиотика лирики А. А. Блока; семиотика обращений, принятых врусском языке, и т. п.).

Из всей обширной группы объектов семиотики наибольшая общность обнаруживается между языком и художественной литературой, т. е. искусством, использующим язык в качестве своего средства; поэтому семиотика языка и литературы образует центр гуманитарной семиотики. Другой ветвью семиотики является формальная, или логико-математическая, семиотика, относящаяся к так называемой «металогике». Произведение художественной литературы может исследоваться по двум разным линиям: 1) как объект конкретно-исторического, литературоведческого, историко-литературного анализа; 2) как объект семиотического анализа, зачастую переходящего в сферу общей поэтики (Первоначально общие принципы семиотики как «науки о знаках» были подмечены на основе наблюдений над естественным языком, одновременно и независимо, в работах Ч. С. Пирса и Ф. де Соссюра, причём первый стремился к созданию особого варианта математической логики (так называемой чистой, или умозрительной, грамматики, grammatica speculativa), а второй — к определению предметной области различных знаков как объектов новой науки, названной им семиологией. Термин «семиотика» первоначально применялся для формальной, логико-математической линии, а содержательная, предметная, линия по европейской традиции именовалась семиологией; позднее оба названия стали употребляться как синонимы.

Психологическое измерение— процедуры получения числовых характеристик для свойств изучаемых в психологии явлений, напр. моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов, установок и поступков личности, ее статуса в группе.

Разнообразные виды измерения в теоретическом плане формализуются с помощью понятий числового представления и шкалы. Числовое представление — это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовую систему с отношениями. Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Типология шкал сложна и безгранична. Широко известна простая типология, предложенная американским психологом-психофизиком С. Стивенсом (1946). шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.

Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и может быть заменен названием, шифром и т.д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.

Порядковая (или ранговая) шкала отображает кроме отношения эквивалентности еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).

 

  1. Понятия о цели и смысле жизни с точки зрения художественного творчества.

Понятия о цели и смысле жизни с точки зрения художественного творчества словами классиков.

БахРичард 
«Сейчас понятно, наконец, зачем мы живем: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными!»  

БахРичард  
«Сколько жизней мы должны прожить, прежде чем появиться первая смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае. Тысячи жизни. А потом еще сто жизней, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока мы убеждаемся: смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим». 

ГетеИоганн  
«Природа! Мы окружены и охвачены Ею и не можем не выйти из Нее, ни глубже в Нее проникнуть. Все люди в Ней, и Она во всех.… Она расчленилась для того, чтобы наслаждаться Собою. Она позволяет всякому ребенку мудрить над Собой, каждому глупцу судить о Ней; тысячам тупо проходить мимо и ничего не видеть. Ее законам повинуются даже тогда, когда противятся им; даже и тогда действуют с Ней согласно, когда хотят действовать против Нее... Она скрывается под тысячами имен и названий, и всегда одна и та же… Всегда целостная, она не бывает закончена». 
«Природа»

ГетеИоганн  
«Каждому из ее созданий дана особая сущность, каждое ее явление - обособленное понятие, все вместе, однако, -  единое  целое».  
«Природа» 

ГетеИоганн  
«По сути дела я изучал Природу и искусство всегда лишь эгоистически, именно: чтобы формировать себя… Эта жажда как можно выше вознести к небесам пирамиду моего существования, основание, которой мне дано и упрочено, перевешивает все остальное и ни на мгновение не утоляется… Кто знает – не есть ли человек снова лишь бросок к более высокой цели?»  

ГогольНиколайВасильевич 
«Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не более как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Он сам не двинется, покуда не двинутся в нас другие способности, от которых он умнеет. Разум есть несравненно высшая способность; но она приобретается не иначе, как победой над страстями. Есть высшая еще способность; имя ей - мудрость, и ее может дать нам один Христос. Если она вступит в дом, тогда начинается для человека небесная жизнь». 
«Письмо к Щ…ву»

ДостоевскийФедорМихайлович 
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…». 

ДостоевскийФедорМихайлович 
«Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле».  
 ТолстойЛевНиколаевич  
«На меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минуты недоумения стали повторятся чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем? Ну а потом?.. «Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире – ну и что ж!..» И я ничего не мог ответить. Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать…; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным».  
«Исповедь»

ЧеховАнтонПавлович 
«Призвание всякого человека - в постоянном искании правды и смысла жизни. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворить его могут только религия, науки, искусства».  
«Дом с мезонином»

 

  1.  Психология символизма в произведениях христианского  ИЗО искусства.

Ключевые слова:икона, обратная перспектива, притвор, неф, алтарь, иконостас, онтологические знание.

Единство слова и искусства.Передать художественными средствами реальность мира.Иконопись, живопись (фреска, мозаика,икона).

Провославные иконы:

Например Рублева «Троица» - используется обратная перспектива на зрителя, 4 грань стола для нас. Осознание духовного мира.

Безглагольность -  главный смысл.

Архитектура.

Как экстерьер подчиняется интерьеру.Собор Петра и Павла (кафедральный собор).

- экстерьер : - Петр – башня

                         - Павел – купол

Путь веры и знание – к Богу.

Первые пастухи (на вере)

Вторые волхвы (мудрые, по науке принесли золото).

Притвор – особое пространство для осмысления своей жизни (анализ жизни, исправить несовершенство).

Неф – символ души ( очищение, духовный рост человека).

Алтарь – иконостас отдел от нас.Перегородка.Нет. Не  закрыв  алтарь , а связывает нас со священными, духовная концепция .

Иуда – профиль, контакта нет, нет общения в прав. иконе.

Светская живопись.

Парижской Богоматери. Котолики.Подчинение скульптур.

 

 

  1. Проблема личности в художественном творчестве.

Проблема человека во все времена была центральной в литературе и искусства. Она всегда привлекала внимание исследователей. В России второй половины XIX века две основные тенденции доминировали в литературном процессе: с одной стороны, более актуальной становилась постановка социальных проблем, с другой - наблюдалось углубление нравственно - философского анализа человека, что обусловливалось соответственно кардинальными социально-историческим и нравственно-духовным процессами, происходящими в обществе.

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что в творчестве Л.Н.Толстого особенно наглядно и глубоко отразились те исторические духовные процессы, которые происходили в России с начала XIX века. Поэтому без всестороннего и глубокого исследования проблемы человека в творчестве Л.Толстого невозможно раскрыть не только специфики творческой эволюции великого реалиста, но и определить своеобразие всего историко -литературного процесса второй половины XIX века.

Главным объектом изображения великого писателя была духовная жизнь человека. Именно через человека он шёл к постижению тайны социального, общественного, исторического, нравственного бытия России.

В творчестве Л.Н.Толстого наблюдается колоссальный интерес к человеку как к самобытному и самоценному явлению, которое, однако, сильно зависит от внешних объективных факторов, таких как история, семья, общество и т. д. Изображая человека на фоне громадных исторических событий ("Война и мир"), острых семейных обстоятельств ("Анна Каренина"), сложных социальных противоречий ("Воскресение"), от которых в какой-то степени зависит судьба человека, великий гуманист хотел найти пути спасения человека. Но в этой фатальной зависимости, человеческой судьбы от объективных факторов, по рвению Толстого, человек сохраняет свою относительную свободу. Он заставляет своих героев отвратиться от мира и обратить свои взоры на свою душу и найти в ней опору и поддержку в борьбе с внешними обстоятельствами. Поэтому такое большое значение у Толстого приобретает принцип нравственного самоусовершенствования человека.

Основные задачи, стоящие перед данным исследованием следующие:

1. рассмотрение проблемы человека  в историческом аспекте, начиная  от литературы XVIII в. до конца XIX века;

2. раскрытие своеобразия толстовской  концепции человека в контексте  русской литературы XIX века и в  сопоставлении с творчеством  других классиков русской литературы;

3. показать эволюцию художественного  мировоззрения и характерологии Л.Толстого от изображения "диалектики души" в 50-е годы XIX в. к раскрытию диалектики характеров в 60-90 -е годы.

4. раскрытие соотношения художественного, эстетического, нравственного, религиозно - философского принципов в мировоззрении  и в творчестве писателя, их  отражение на характерологии  писателя;

5. раскрыть особенности социально-исторического, нравственного и фи-лософско - религиозного  аспектов проблемы человека в  творчестве Толстого;

6. показать соотношение социального  и духовного, природного и общественного  начал в человеке Л.Толстого.

Выполнение указанных задач и всестороннее исследование проблемы - человека позволит глубже понять своеобразие художественной системы Толстого и ее место в русской литературе в целом.

Таким образом, толстовский человек от 50-х к, 90-м годам проходит путь эволюции от существа чисто природного, точнее природно-духовного до категории чисто духовный, точнее общественно-духовный.

Проблема человека как ведущая тема в литературе занимает центральное место и в творчестве Л.Н.Толстого, который выработал свою самобытную концепцию человека, которая в то же время является как бы итогом и обобщением опыта русской и мировой литературы. В творчестве Толстого нашло свое отражение то понимание человека, которое сложилось в реалистической литературе XIX века.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"