Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка

Краткое описание

Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_psikhologii_khudozhestvennogo_tvorchestv.docx

— 603.60 Кб (Скачать файл)

 

  1. Сказка: семиотическое и психологическое измерение.

Семиотика (от греч. “sema” — знак, значение) — наука о знаках и знаковых системах.

Ска́зка — жанр литературного творчества. Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов

Тяга к волшебной сказке часто остается и во взрослом возрасте, а сказочные образы и сюжетные конструкции естественно вписаны в человеческий обиход. Проблемы волшебной сказки, интерпретации ее сущности и значения в психическом развитии человека и человечества издавна являются предметом специального научного анализа, а ее история теряется в глубине веков. Известно, что уже на египетских папирусах и каменных стелах встречаются сюжеты волшебных сказок. Уже в диалогах Платона есть упоминания о том, что в давние времена пожилые женщины рассказывали детям символические истории, и это было специфическим аспектом культурного социогенеза новых поколений.

Национальные собрания сказок созданы практически в каждой стране. Сила и устойчивость сказочных образов, как и, к примеру, религиозных символов, состоит в том, что они одновременно адресуются и к сознанию, и к подсознанию человека.

Сказка многослойна, метафорична и при своей интерпретации способна вскрыть совсем иное содержание, чем то, что лежит на поверхности. В сказке овеществляются прежде всего отношения (между человеком и человеком, между человеком и природой), и это овеществление всегда семиотично.

В языке за словом стоит смысловое поле, раскрывается через другие окружающие его в тексте слова; символ же выступает в неделимости своего образа. Поэтому сказка неразложима на составляющие символы, она вся есть символ-текст. Глобальная  схожесть происходящего в сказке и решаемых в ней проблем с общечеловеческими, вечными проблемами, возможность развертывания сказочного сюжета в любую плоскость человеческих (телесных, моральных, социальных, личностных) отношений делает сказочный материал поистине неисчерпаемым и бессмертным.

сказочное повествование демонстрирует своеобразную абсолютизацию, предельность присутствующих в сказке характеристик: герои обладают "чистыми", без компромиссов и противоречий чертами - небывалой храбростью, абсолютной верностью, исключительной добротой, неизменной подлостью и т.д. Такая "уплощенность" и ограниченность качеств является отражением глубинной связи между индивидом и его предками, его социальным сообществом, почти абсолютной интеграцией личности и рода.

нельзя не упомянуть вневременность сказочного содержания, позволяющую сказке даже через тысячи лет быть понимаемой на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.

Используемые в сказочных текстах слова часто неоднозначны и  многоуровневы, что придает многим сказкам символический характер.

 

 

  1. Понятие о цели и смысле жизни в литературе.

С проблемой поиска смысла жизни рано или поздно сталкивается огромное количество людей. Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае, ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Некоторые люди, в т. ч. некоторые философы, полагают, что смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл.

Стремление к самореализации, к воплощению ее в жизнь присуще многим литературным героям.

смысл жизни- не что иное, как выбор человеком таких суждений, согласно которым он будет оценивать все происходящие в его жизни события и определять, положительное или отрицательное воздействие они производят на жизнь человека.

В литературе для приобщения героя к ищущим ответ на вопрос: «для чего я живу?» используется понятие «рефлектирующий герой». Рефлексия (обращение назад, отражение) - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. «рефлектирующий герой» - не кто иной, как человек, ищущий духовное наполнение для своего существования.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Общая характеристика романа с позиции поиска смысла жизни

И герои романа – Онегин, Ленский, Татьяна, – и автор как действующее лицо не просто совершают какие либо поступки (влюбляются, ссорятся, пишут стихи, путешествуют), но и самостоятельно оценивают и анализируют их.

Евгений Онегин- главный герой романа, молодой человек, проживающий в столице, получивший традиционное для начала XIX века образование. Евгений ничем не отличается от «золотой молодежи» того времени: он посещает балы, театры, совершает прогулки по городу. Жизнь его полна различных событий, но каждый день похож на предыдущий. Будучи ярким представителем того общества, к которому он принадлежит, он всей своей сущностью противоречит ему. Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молодежи. Это приводит к разочарованию в жизни и интересах светского общества. Пустота жизни мучает Онегина, его одолевает грусть и тоска.

Основной проблемой Онегина является то, что в его поисках отсутствует видение определенной цели. Евгений не знает, на какой вопрос он ищет ответ, следовательно, не может найти ответ несуществующей задачи. От этого размышления Онегина заходят в тупик, не дойдя до логического разрешения. Замкнутый круг мыслей угнетает героя, не дает ему наслаждаться каждым днем, приводя к пустой растрате жизненных лет.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вторая половина 30х годов XIX века ознаменовалась спадом общественного движения. В обществе царило состояние неуверенности и разочарования. Светская среда ломала человека, ограничивала его возможности. Именно эти настроения отразились в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего Времени». «Герой нашего времени»- история одной личности, воплотившей в своей индивидуальности противоречия целого исторического периода.

Лермонтов отражает неприятие современной действительности, острый протест против светского общества. именно в этом романе впервые прямо задан вопрос, без поиска ответа на который немыслима дальнейшая литература: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?».

Печорин – личность мыслящая и чувствующая, талантливая, но искалеченная средой, не сумевшая найти достойное применение своим силам. И его вопрос: в чем смысл жизни? – так и остался без ответа…

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Общая характеристика

Толстого интересует, как человек ищет истину. Именно духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Николая Ростова, княжны Марьи и стоят в центре повествования в романе «Война и мир». Толстой показывает, как его герои проходят трудный путь в поисках истины и своего места в мире, как переживают взлеты и мучительные кризисные моменты, когда жизнь кажется бессмысленной, а поиски правды заводят в тупик. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. Духовная красота героев Толстого проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.

 

Несмотря на постоянные размышления по поводу этой проблемы огромного количества людей, невозможно ответить на вопрос о смысле жизни объективно.

Данный поиск не имеет плодотворных результатов, потому что предназначение каждого человека в том, чтобы жить. А как жить, каждый человек должен решить для себя сам. И ни один литературный герой не сможет ему дать точного рецепта. Но может показать уже пройденный путь с его ошибками, потерями и находками.

 

  1. Мифы: семиотическое и психологическое измерение.

Миф всегда имел огромное значение в формировании мировоззрения как отдельного человека, так и общества в целом. Способность творить мир образов - свойство присущее человеку любой эпохи.

Миф издавна был объектом постоянного интереса со стороны многих ученых. К эпохе античности относится появление первых, так называемых, школ интерпретации мифа – аллегорической, эвгемерической(эта школа видела в мифах видоизмененные исторические события) и символической. Конец XIX–XX вв. характеризуется большим количеством различных школ и теорий мифа, по–разному трактуют мифологию. В психоаналитической интерпретации мифов высказывались идеи о том, что в их основе лежат глубинные человеческие комплексы, мифы являются непосредственным проявлением архетипов коллективного бессознательного. С начала 20 в. Семиотический подход становится объективной реальностью многочисленных исследований. Предметом изучения семиотики являются разнообразные знаковые системы: язык, миф, обряд и т.д.

Мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения.

Мифы лежат в основании культурной традиции; они дают санкцию существующим обрядам и социально-общественным отношениям, объясняют происхождение мира и мироустройство. Смысл мифов как повествовательных текстов сводится к рассказам о первособытиях, перворитуалах, появлении первых людей и первых культурных объектов.

Традиционность является глубоким внутренним свойством мифологии, ибо мифы не создаются людьми, но достаются им по традиции. Мифология унаследована человеком от предков и перейдет от него к потомкам. Это то, что дает индивиду ощущение его единства со своим народом, его прошлым и будущим. Не случайно, что важнейшая часть мифологического комплекса связана с миром мертвых (почитание умерших, сохранение памяти о них).

Мифы изображают не конкретные случаи, произошедшие в прошлом, но события, сохраняющие актуальное значение для современности.

Мифология стала исходной формой человеческого мышления, источником последующих, более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного.

 

 

  1. Понятие худ. творчества.

Художественное творчество — это процесс создания произведения искусства, художественная ценность которого всегда содержит в большей или меньшей степени элемент новизны. Процесс создания произведения искусства изучается многими науками (эстетикой, социологией, физиологией и др.), в том числе и психологией — общей и социальной.

Художественное творчество предполагает участие различных психических функций, процессов и состояний (воображения, памяти, эмоций и т. д.).

ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ ТВО́РЧЕСТВО  — часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образов "очеловеченного мира", в которых отражается высшая, духовная реальность.

Проблемы природы художественного творчества и личности художника, начиная с Античности и до настоящего времени, занимают одно из центральных мест не только в эстетике, но и в других гуманитарных дисциплинах, имеющих отношение к изучению продуктов творческой деятельности человека: искусствознании, литературоведении, культурологии. попытка решения этого вопроса привела в начале XX века к рождению такой синтетической области знания, как психология искусства.

Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Её важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которым работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека. Открытие в середине XX века функциональной асимметрии мозга поставило в связь с художественным творчеством, прежде всего, правополушарные мозговые процессы, тогда как левое полушарие оказалось «ответственным» за логическое, понятийное мышление.

развитие творческих способностей - это не только развитие когнитивной сферы психики, будь то формирование нешаблонного мышления (логического и образного) или умения пробуждать и результативно использовать вдохновение (интуицию), не только совершенствование чисто профессиональных навыков, специфичных для каждого вида творческой деятельности. Развитие творческих способностей - это, безусловно, развитие всей личности художника, это постоянная борьба за самого себя лучшего.

 

  1. Православное зодчество как форма письменности: психология восприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"