Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 320.87 Кб (Скачать файл)

 

Существуют общие для всех животных закономерности, управляющие их психическим развитием.

Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции. У животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности. Групповое поведение и общение у них также подчиняются биологическим закономерностям.

Язык и общение у животных имеют с языком и речью человека только внешнее сходство.

 

Коллективный труд и речь явились  главными условиями для появления качественно новой формы психического отражения, свойственной только человеку, — сознания.

 

Сознание человека в отличие  от психики животных — это отражение, выделяющее объективные

устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.

 

 

 

 

 

 

 

  1.   Основные особенности психики и поведения человека. Понятие о сознании. Сознательное, бессознательное и надсознательное как уровни психики.

 

1. Главной особенностью человека как вида является его социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления не отделимы, не существуют вне своего единства. Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимодействия и отношения людей. Человек существует в среде не

только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимодействия и отношения людей. У человека формируется особый вид социогенных психических образований. Человек освобождается от неукоснительно строгого следования

своим неустранимым физиологическим нуждам. В результате его поведение становится свободным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность.

 

2. Второй и также социально обусловленной особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта.

 

Выделяют два средства, две формы  такой «передачи» опыта:

 

  1. Предметы и орудия труда, деятельности в целом                            2. Знаки, языки и речь

 

Орудия труда несут себе обучающую функцию.                               Знак (слово) заменяет

Для их создания необходимо мышление и сознание.                        собой предмет  - происходит

                                                                                                                 психологич. «удвоение» мира

Предметы  становятся материализацией  человеческой                    т.е. объктивный мир реального

Мысли, всей психики.                                                                           предмета и объект. мир его символич.

                                                                                                                 заменителей. 

 

 

 

3. Третья характерная особенность человеческой психики – наличиие возможности, способности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. (воображение)

 

 

 

Сознание - это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека, отчего в психическом образе разводятся, параллельно презентируются две реальности: Мир и Я, мое существование и переживание.

Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек.

 

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.) , во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

Надсознательное — не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

Представление о специфике этого  уровня было выдвинуто К.С.Станиславским, обозначавшим его термином “сверхсознание”, под которым понимался высший этап творческого процесса, отличный как от его сознательных, так и от бессознательных компонентов

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Личность, индивид, индивидуальность. Развитие личности.  Структура личности. Направленность, интересы, мировоззрение, установки личности.

 

 

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, как спрессованная социальность, не лишенная, однако, своей биологической составляющей

 

Индивид — категория, указываю щая на принадлежность к человеческому роду. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцен­

тирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает быть одновременно индивидом.

 

Индивидуальность — подчеркивание неповторимости, уникальности, самостоятельности каждого человека (личности, индивида)

 

 

Психологическая структура  личности — соподчиненная система качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности.

 

В личности выделяются следующие психологические составляющие, или относительно «автономные» подструктуры:

 

• направленность личности;

• самосознание;

• способности и задатки;

• темперамент и характер;

• особенности психических процессов  и состояний;

• психический опыт личности.

 

 

С.Л. Рубинштейн - направленность — это ответ на вопрос, чего человек хочет, что для него

привлекательно, к чему он стремится.

 

По мнению многих исследователей - направленность составляет некий психологический «стержень» личности, поскольку закладывает основу отношений человека с миром и к миру, задает основные линии поведения, предопределяет систем у ценностей и взглядов, позицию в жизни, мировоззрение личности в целом.

 

Направленность личности — целостная, иерархизированная система потребностей и мотивов, задающая структуру ценностей и субъективных смыслов, специфику отношений личности с миром и к миру, основные линии ее поведения.

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Понятие о самосознании и его структуре. Я-концепция и самопознание.  Самооценка и уровень притязаний личности.

 

Самосознание — это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

 

Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание —это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида.

Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя (Р. Бернс).

У самосознания две стороны: 1. Я как субъект познания

                                                               2. Я как объект познания

 

У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» содержатся две неразрывные составляющие:

эмпирическое «Я»    («Я» как объект познания)

и «чистое Я»   («Я» как субъект познания ).

 

Под эмпирическим «Я» (или «Мое») Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества.

 

Эмпирическое «Я» он подразделяет на три подсистемы: а) материальное «Я» — тело, одежда,                         

                                                                                                     собственность;

                                                                                                б) социальное «Я» — то, чем признают данного 

                                                                                                     человека окружающие; при этом каждый               

                                                                                                     человек имеет столько социальных «Я»,

                                                                                                     сколько существует отдельных групп, с

                                                                                                     мнением которых он считается;

                                                                                                  в) духовное «Я» — совокупность психических

                                                                                                      особенностей, склонностей и способностей.

 

Под «чистым», или познающим, «Я» У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне.

 

Результатом процесса самосознания служит Я-концепция – совокупность установок, направленных на самого себя.

 

Я-концепция — многомерная, относительно устойчивая, субъективно переживаемая система представлений человека о самом себе, включающая самопознание, отношение к себе, саморегуляцию и оценку себя.

 

Самопознание — процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов.

Самопознание — начальное звено, основа существования и проявления самосознания.

 

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания.

 

На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюде­

ние. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации.

 

 

Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляется из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия,

самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом  себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.

 

Самооценка – часть самопознания и это суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.

 

Выделяются частные самооценки — оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности)

и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка личности — это не автономная, одномерная переменная и не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е.оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам.

 

Я-концепция тесно связана с уровнем притязаний.

 

Уровень притязаний определяет стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Уровень притязаний трактуется как уровень трудности выбираемых субъектом целей и формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности.

 

Самооценка составляет базис уровня притязаний, отсюда делается вывод о взаимно однозначном соответствии этих двух конструктов: высокой самооценке соответствует высокий уровень притязаний,

а низкой — низкий.

Однако некоторые авторы отмечают несовпадение притязаний с уровневыми характеристиками самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Понятие потребности. Особенности человеческих потребностей. Классификация потребностей. Мотивы.

 

Потребность – субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-то, что человеку не принадлежит.

 

Особенности:

 

1. Базисная особенность – общественный, исторический характер.

2. Вторая особенность потребностей человека, являющаяся также производной от его социальности,    

    заключается в том, что человек сам производит предметы, удовлетворяющие его потребностям.

3  Характерной особенностью потребностей человека является  возможность их осознанности, отчего

    они становятся относительно стабильными. Это приводит к относительному постоянству поведения,

    к освобождению личности от обязательного исполнения  требований насущных потребностей.

4. Потребности человека специфичны  не только уникальными

    качествами, но и способом их систематизации, организации. Потребности человека связываются

    принципиально по-другому, образуя системное с подчинение, или иерархию. Иерархия проявляется в

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»