Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 320.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Цельность характера проявляется во внутреннем единстве направленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека.

 

Свойством характера, противоположным  цельности, является противоречивость. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов и действий. Мысли и чувства таких людей,

их мотивы и цели разнонаправленны. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные.

Разновидность противоречивого характера  —характер двойственный, проявляющийся в двойной манере поведения.

 

Сила, или твердость, характера определяется степенью развития у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими.

 

Самобытность характера выражается в оригинальности, самостоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мышлением, способностями к творчеству

 

Устойчивость характера проявляется в том, что человек в течение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действовать определенным образом в схожих ситуациях.

 

 

 

Первые ростки характера человека формируются в семье.

Семья — это малая социальная группа, где складываются основные формы взаимоотношений ребенка с другими людьми.

 

Далее происходит расширение социальных контактов ребенка. Он становится членом других социальных групп: учебной, спортивной и т.д. У него складывается система деловых и неформальных

отношений, в которых продолжает развиваться характер.

 

На формирование многих черт характера  определенное влияние оказывают свойства нервной системы и темперамент.

 

Характер складывается под влиянием многих факторов, но главная и решающая роль в его становлении принадлежит самому человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие о способностях. Природные предпосылки способностей и таланта. Способности и наследственность.

 

 

 Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо

деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

 

Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчета. Деятельностному вектору нужно из чего-то «исходить».

 

Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей как вне деятельности, так и вне задатков. Но способность есть функция не задатка, а развития. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамичных способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен,

многозначен. Он получает свою определенность, только будучи включенным в структуру деятельности, в динамику способности.

 

Способности существуют и развиваются (или погибают) в личности точно так же, как психологически «исходные» потребности, мотивы деятельности. В личности «принята» своя динамическая иерархия способностей, отвечающая всем ее деятельностям, всему поведению и жизни человека.

В этой многомерной структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

 

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Согласно позиции Б.М . Теплова одаренность,

как и способность, не врожденна, а  существует в развитии. Очень важно, что данное понятие прежде всего качественное.

 

Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты.

 

Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта.

 

Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности.

 

Высокая степень одаренности называется талантом.

 

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.

 

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гения характеризую т уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даж е лишним. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, деятельности, обстоятельства.

 

Наследственность –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Общее понятие о памяти. Виды и типы памяти.

 

 

Образы-следы, сохранившиеся у человека от прошлого опыта, имеют различное происхождение и природу.

 

Во-первых, в процессе эволюции в  клетках ДНК и нервной системе  накапливались и хранились следы прошлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение - это биологическая (видовая) память.

 

Во-вторых, люди пользуются прошлым  опытом всего человечества - это их историческая (социальная) память.

 

В-третьих, это индивидуальная, или психологическая, память, которая сохраняет следы, приобретенные в процессе индивидуальной жизни человека — знания, умения, ассоциации, личный опыт.

 

Человек накапливает знания и использует их в нужный момент.

 

Основное предназначение памяти — актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем.

Память осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности.

 

Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений.

 

Память — это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

 

Основными процессами памяти являются

- запоминание

- сохранение

- воспроизведение

- забывание.

 

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

 

Сохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

 

Воспроизведение — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движениий).

Относительно простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту посредством установления сходства между воспринимаемым объектом и образом, закрепленным в памяти

Если в процессе воспроизведения  встречаются затруднения, оно переходит в припоминание.

 

Забывание — это процесс памяти, заключающийся в потере возможности воспроизведения, а иногда даже и узнавания ранее запомненного.

 

 

 

 

 

По длительности сохранения информации выделяют:

- сенсорную

- кратковременную

- долговременную

 

Сенсорная, или мгновенная, память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет

физические характеристики стимулов от 1 / 4 до 2 секунд.

 

Кратковременную память отличает хранение информации до

30 секунд. В кратковременной памяти может удерживаться ограниченное количество элементов, т.е. она имеет определенную емкость, или объем.

Объем кратковременной памяти — это способность одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

К кратковременной памяти в качестве ее подвида относят также оперативную память. Время хранения информации в ней

определяется конкретной задачей, операцией деятельности и может  быть несколько больше, чем в кратковременной  памяти.

 

Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объемом. В ней хранятся все усвоенные человеком знания, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что

составляет прошлый опыт.

 

 

Еще одна классификация видов памяти основана на различиях в характере запоминаемого материала.

Выделяются:

 

- образная

- вербальная

- двигательная

- эмоциональная память.

 

В образной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия.

В свою очередь образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

 

Вербальная память — основа овладения человеком родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемых в процессе обучения.

 

Посредством двигательной памяти формируются моторные навыки, умения и значительная часть привычек. Двигательная память очень прочная.

 

Эмоциональная память — это сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств.

 

(реминисценцией — более полным и точным воспроизведением сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным или заученным.)

 

 

Так же выделяют:

 

- непосредственную (без использования спец. средств)

- опосредствованную (с использованием спец. средств)

 

 

 

 

 

13. Виды и операции мышления.

 

Мышление включено практически во все виды деятельности человека: трудовую, учебную, игровую, художественную, спортивную и др.

 

Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.

 

По стадиям развития в онтогенезе выделяются:

- наглядно-действенное

- наглядно-образное

- словесно-логическое мышление.

 

Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным отражением действительности.

Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется  как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. (Когда возникает задача починить какой-либо прибор или что-то сконструировать, человек прибегает к наглядно-действенному мышлению)

 

Наглядно-образное мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление.

В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых свойств, связей и возможных преобразований элементов образа объекта.

 

На третьей стадии происходит еще  более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает оперировать понятиями и логическими  конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление — высший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладевает основными логическими операциями мышления, которые становятся его внутренними мыслительными операциями.

 

К операциям мышления относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

 

Анализ — процесс разделения предмета на составные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объекта с различных сторон.

Синтез — процесс соединения различных элементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей и получения новых знаний о предмете.

Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения.

Обобщение — объединение предметов по какому-либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит в основе формирования понятий.

Абстрагирование— вычленение какого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных.

Конкретизация — применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.

 

Операции мышления являются взаимозависимыми, обладают свойствами обратимости и дополнительности.

 

 

 

 

 

Посредством мышления человек решает различного рода задачи — теоретические  и практические.

 

Соответственно выделяют:

- теоретическое

- практическое мышление.

 

Теоретическое мышление направлено на познание законов объективной реальности. Решение теоретических задач не предполагает быстрой реализации их результатов на практике.

 

Практическое мышление направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность руководителя производства, менеджера, врача, учителя, представителей многих других профессий. Особенности  обусловлены тем, что практическое мышление почти всегда осуществляется в условиях дефицита времени. Соответственно повышаются требования к интуиции субъекта.

 

 

По степени развернутости и  осознанности процесса решения задачи выделяют:

- рациональное (аналитическое)

- интуитивное мышление.

 

Рациональное мышление во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании.

 

Интуитивное мышление основано на решении без логического анализа ситуации и без осознания пути нахождения решения. Человек с развитым интуитивным мышлением может принимать решения при неполной информации.

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»