Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 320.87 Кб (Скачать файл)

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.

Аффективно-коммуникативная  функция общения связана с трансляцией эмоциональных состояний человека. Общение — это важнейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, когда происходит либо сближение, либо поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.

 

Г. Андреева определяет структуру (компоненты) общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов:

коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами);

интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями);

перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

 

 

6. Основные виды и  структура межличностного общения.  

 

Виды межличностного общения

Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. Происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

 

 

В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

 

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма (открытого)воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

 

Можно назвать группу социальных видов  деятельности, в которых использование  императивного вида общения вполне оправдано и с целевой, и с  этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения "начальник-подчиненный", в сложных и экстремальных условиях.

 

Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно  и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.

 

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая (скрытое) воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей.

 

Коренное же отличие состоит  в том, что партнер не информируется  об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются  другими.

 

В отношении манипуляции также  можно сказать, что есть области  человеческого взаимодействия, где  она вполне уместна, а где практически  недопустима. Сферой "разрешенной  манипуляции" несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль за собой и своей жизнью.

 

 

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может  быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

 

1.   Психологический настрой  на актуальное состояние собеседника  и собственное актуальное психологическое состояние.

2.   Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.

3.   Восприятие партнера как  равного, имеющего право на  собственное мнение и собственное решение.

4.   Персонификация общения  - разговор от своего имени,  без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств  и желаний.

 

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

 

коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами);

интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями);

перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

 

 

 

 

7. Виды коммуникативных барьеров в общении.

 

В условиях человеческой коммуникации на пути получения  информации появляются различные барьеры.

Коммуникативные барьеры возникают на межличностном уровне: в сообщении отправителя, в обмене мнениями между отправителем и получателем, в выборе носителя (электронная почта, компьютер, официальная речь т.п.). Они зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников перекодировать мысли в слова, слушать и концентрировать внимание.

В связи с этим выделяют такие барьеры, как: граница воображения, словарный  запас отправителя информации, словарный  запас получателя, его способность  понимать значение слов, объем запоминания.

Барьеры, связанные  с коммуникативными особенностями  участников взаимодействия, имеют социальный или психологический характер. Они могут возникать через особые социально-психологические отношения, которые сложились между партнерами (антипатия, недоверие и т.п.), а также через своеобразный «фильтр» доверия или недоверия. Причем фильтр действует таким образом, что абсолютно истинная информация может стать неприемлемой, а ошибочная, наоборот, приемлемой.

Б. Поршнев выделяет три формы коммуникативных  барьеров, которые различаются по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. Речь идет о том, что по своей психологической природе коммуникативный барьер является механизмом защиты от нежелательной информации. Психологическая преграда, которую реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации, может быть разной степени прозрачности.

Практически непрозрачным барьером является избегание. Убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избегать не предусматривает контакт с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «углубление в себя» во время слушания).

Второй барьер - авторитет - действует следующим образом: информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой.

Третий барьер - непонимание, тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.

Поскольку причины  коммуникативных барьеров могут  утаиваться в содержательных и формальных характеристиках самого сообщения (фонетических, стилистических, семантических), а также в логике его построения, то есть необходимость рассмотреть  такие барьеры подробнее.

Логический  барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера.

Трудности возникают  в связи с неадекватным пониманием информации. Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления.

Преодолеть  логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти  от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения  и в чем заключаются различия.

Фонетический  барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации - тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.

Т. Дридзе использует название «эффект смысловых ножниц» для обозначения семантического барьера.

Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и  использовать в разговоре с ним  понятную для него лексику.

Стилистический  барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.

Например, партнер  может не воспринять критическое  замечание собеседника, потому что  оно было сказано в дружественной  манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать  коммуникативной ситуации и намерениям партнера.

Социально-культурные; сенсорные (шум), социальные…

 

8. Авторитарное и диалогическое общение.

 

Авторитарное общение. Это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, исповедующие авторитарный стиль взаимодействия, имеют догматическое мышление, при котором только одна мысль (преимущественно руководителя) правильная, а все остальные ложны. Инициатива других людей не поощряется.

По типу связей, которые устанавливаются между участниками взаимодействия, различают два вида общения монологическое и диалогическое.

Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем - реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию.

По традиции отечественной психологии диалог рассматривают  в нескольких плоскостях.

Диалог - это:

    • ведущая детерминанта (фактор) этого развития, обеспечивающей функционирование механизма интериоризации, когда внешняя первичное взаимодействие переходит «вовнутрь» человека, определяя тем самым ее индивидуальное психологическое своеобразие;
    • принципы и методы изучения человека;
    • коммуникативный процесс, происходящий по своим законам и по своей внутренней динамике;
    • высокий уровень организации отношений и общения между людьми;
    • эффективный метод педагогических, идеологических, интимных, психокоррекционных и других воздействий; творческий процесс совместного поиска истины, красоты и гармонии.

Будучи адекватным субъект-субъектному характеру самой человеческой природы, диалог является приемлемым для организации производительных межличностных контактов между людьми.

Всего в учении о диалоге , отношения, сложившиеся между конкретными людьми, часто делятся на диалогические, антидиалогические и индифферентные. При этом диалогические отношения являются субъект-субъектными, индифферентные и антидиалогические - субъект-объектными.

Диалогические отношения возникают тогда, когда  один участник общения воспринимает целостный образ другого , как желаемого партнера взаимодействия на основе признания его принадлежности к определенному сообществу, к которой он относит и себя самого.

Отсюда вытекает мысль, что стороны диалогического взаимодействия образуют коллективный субъект общения. Наличие диалогических  отношений не означает, что между  партнерами должны зародиться только чувство дружбы и любви (хотя эти  чувства не отрицаются при определенных обстоятельствах).

Диалогические отношения условно делятся на несколько подвидов:

  • интимно-межличностные, где взаимодействие между партнерами направлено на развитие самого процесса выявления и поддержания межличностных отношений (дружбы, любви);
  • отношения кооперации, при которых наличие диалогического общения и деятельности направлена на достижение единой цели;
  • антагонистические отношения, возникающие при наличии принципиально непримиримых противоречий между партнерами, они пытаются устранить эти противоречия разными способами, ставя перед собой разные цели, но при обязательном соблюдении общих правил гуманного поведения.

Следует заметить, что диалогические отношения  вроде антагонистических часто  приводят к острым конфликтам, особенно когда дело касается жизненно важных для обеих сторон проблем.

Случается, что одна из сторон нередко нарушает правила гуманного диалогического взаимодействия. В таком случае диалогические  отношения превращаются в антидиалогические , антигуманные, т.е. такие, при которых один или оба партнера взаимодействия воспринимают друг друга как объект, вещь, принципиально отрицая наличие любой общности между ними.

 

9. Характеристика перцептивной  стороны общения.  

 

 

 Понятие социальной перцептии         Как уже было установлено, в процессе  общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»