Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 320.87 Кб (Скачать файл)

    том, что в структуре человеческих потребностей выделяется какая-то потребность, которая на

    определенное и достаточно длительное время соподчиняет себе все другие потребности.

 

Самой известной и широко распространенной моделью иерархии человеческих потребностей является конструкция 1950-х гг., разработанная одним из создателей современной гуманистической

психологии, крупным американским психологом А. Маслоу

 

Знаментая «пирамида» иерархии потребностей человека построена (в сокращенном варианте) из пяти слоев, связанных между собой уровней, расположенных автором по условной вертикали. Чем ниже расположена потребность, тем она настоятельнее, необходимее для жизни, раньше формируется.

 

Нижний слой составляют физиологические потребности, к которым относятся потребности в пище, жилище, сне, одежде, сексе и др.

На втором уровне располагаются потребности в безопасности, т.е. в сохранении уже достигнутого благополучия.

Третий слой пирамиды занимает потребность в общении с другими людьми.

На четвертом месте находится потребность в уважении и самоуважении.

На высшем, пятом уровне функционирует потребность в самоактуализации, потребность в самореализации, в стремлении «вверх», к совершенству, личностному и социальному благополучию.

 

 По Леонтьеву:

- биологические

- социальные (потребность в общении, принадлежность к каким-либо соц. группам)

- идеальные (познание окр. мира и своего места в нем)

 

Мотив -  то, что побуждает к действию.

                 то, что направляет и придает  личностный смысл.

Мотив – предмет потребности.

 

Формула:  потребность       смысл       мотивация


 

Функции мотивов:

1. осуществляет побуждение к  деятельности

2. придание направленности производимой  деятельности

3. смыслообразование благодоря которому  понятие мотива выходит на субъективный,   

   личностный уровень. 

 

 

Мотивы различают:

 

1. по виду потребностей, которым они отвечают (высшие/низшие; материальные/духовные)

2. по форме отражения  предмета потребности

3. по степени обобщения  предмета потребности (бывают  широкими/узкими)

4. по времени существования  и действия (кратковременные/долговременные)

5. по степени участия  в них сознания (осознанные/неосознанные)

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Понятие деятельности. Структура деятельности.  Основные виды  деятельности. Ведущий вид деятельности.

 

Понятие деятельности является одним из базовых для отечественной психологии.

 

Деятельность — активные процессы, которые отвечают определенной потребности, подчиняются мотиву и реализую т самостоятельное отношение человека к миру. Это не всякая человеческая активность, понятие которой А.Н. Леонтьев отличал от деятельности, а только целеустремленная активность, существующая в психологических связях личности, потребности, мотива, цели и задачи.

 

Структура деятельность по Леонтьеву:

 

 


Потребность        Активность



 


Мотив                 Деятельность



 


Цель                       Действие


  


 


Условие                Операция


(задача)

 

Наличие у человека потребности приводит к активности.

Далее происходит психологическое  событие, когда потребность

находит свой конкретный предмет или  мотив.

Поисковая активность психологически преобразуется в конкретную, отдельную деятельность, которая может привести к удовлетворению исходной потребности.

 

 

Цель – это всегда осознанное представление о результате будущего действия.

 

Действие – состовляющая деятельности, подчиненная цели.

 

Задача – это конкретные условия, в которых дана цель и которые диктуют способ выполнения действий, называемой операцией.

 

 

Виды деятельности:

 

В самом обобщенном плане принято  выделять 4 вида деятельности:

- трудовая

- учебная

- игровая

- общение

 

Суть трудовой деятельности заключается в создании результатов производстве некоего продукта (материального или духовного), т.е. в целенаправленном изменении, преобразовании мира.

 

Учебная деятельность — это специально организованное, активное усвоение (присвоение) личностью общественно выработанных знаний, навыков и умений. Это деятельность учащегося, направленная на самоизменение, т.е. ее предметом (объектом) выступает непосредственно субъект учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Игровая деятельность психологически специфична тем, что в ней осуществляется символическое воспроизведение, моделирование реальной жизни. Кроме того, игра мотивируется самим процессом функционирования, действования, а не его результатом.

 

 

Общению как деятельности свойственны две основные черты.

1. предметом общения выступает другой человек — субъект или группа людей.

2. эта деятельность непременно комплексная, включающая три аспекта:

- перцепцию (восприятие друг друга участниками общения),

- коммуникацию (обмен информацией между собеседниками)

- интеракцию (взаимодействие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Сущность и функции эмоций.  Информационная концепция эмоций. Формы переживания чувств.

 

 

В эволюции сформировалась особая форма  психического отражения значимых объектов и событий — эмоции.

 

Эмоции — субъективные реакции (процессы и состояния) личности на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме  переживаний их персональную значимость для человека, полярно выраженную в виде субъективного «удовольствия или неудовольствия»

Эмоции, проявляющиеся в виде удовольствия, называются положительными, а в виде неудовольствия — отрицательными.

 

Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и

деятельности человека:

 

1. Эмоции сигнализируют о возможном развитии событий, их положительном или отрицательном исходе для

субъекта, выступая в качестве своеобразных внутренних маяков поведения. В этом заключается их сигнальная функция.

 

2. Ориентируясь на свои эмоции, человек оценивает степень полезности или вредности для него каждого происходящего события или

оказываемого воздействия (оценочная функция)

 

3. В обычных обстоятельствах эмоциональные оценки осмысливются и могут быть подвергнуты коррекции. Однако рациональный

анализ происходящих событий и  их последствий требует определенного  времени, которого в некоторых ситуациях  у человека может не быть. На основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий

(регулирующая функция)

 

4. Эмоции способны повысить тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности (мобилизующая функция)

5. Однако при сильных эмоциях, особенно в критических ситуациях, может проявляться их дезорганизующая функция.

 

Самая развитая и сложная форма  эмоциональных процессов у человека — это чувства.

Общепринятым  является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный  тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п.

Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека

Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений:

- физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) - психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления)

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие темперамента и характера. Типы ВНД и темперамента. Структура характера.

 

Темперамент — система показателей, характеризую щ их динамические особенности психики и поведения индивида.

В этом определении содержатся, по существу, два информативных слова:

«система» и «динамические», выделяющие темперамент из конструкции других составляющих психологической структуры личности. Темперамент описывает динамические, но не содержательные,

не результативные стороны человеческой психики и поведения.

 

Динамика — это темп, быстрота, ритм, сила, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения в зависимости от его предметной специфики.

 

Темперамент принципиально отличается от характера, описывающего содержательные, качественные аспекты выражения отношений человека к миру.

 

Типы высшей нервной  деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного — продукт взаимодействия генотипа и среды — может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы — силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности — позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.

 

Т. ВНД сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным  процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель  такого типа в трудных ситуациях  легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.

Т. ВНД уравновешенный инертный —  с сильными процессами возбуждения  и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при  переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.

Т ВНД сильный уравновешенный подвижный  — имеет одинаково сильные  процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что  обеспечивает высокие адаптивные возможности  и устойчивость в условиях трудных  жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах  — это сангвинический тип.

Т.ВНД слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип.

 

 

 

Кратко перечислим ориентировочные, как бы общепризнанные особенности четырех «классических» темпераментов:

 

  • Сангвиника отличает высокая психическая активность, выраженность моторики и динамических свойств эмоциональности, отчего переживания неглубоки, легко сменяемы. Отмечается наличие некоей поспешности, поверхностности, направленности преимущественно «вовне».

 

  • Холерический темперамент также характеризуется высокой энергичностью, стремительностью, резкостью и выраженностью эмоций, которые недостаточно уравновешенны, не пластичны.

 

  • Для темперамента флегматика свойственна низкая активность поведения, затруднения в переключениях, медлительность, спокойствие моторики и переживаний, ригидность.

 

  • Меланхолический темперамент связывают с низкой активностью поведения, со сдержанностью моторики и речи, с глубиной переживаний и замкнутостью, преимущественной направленностью «вовнутрь».

 

 

Характер — одна из главных составляющих индивидуальности.

 

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека, обусловливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах

и выражающих отношение человека к  миру и к самому себе.

 

 

В отличие от темперамента, зависящего от врожденных особенностей, и прежде всего от свойств нервной системы, характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и воспитания по мере того, как человек вступает в  многообразную систему отношений с предметной действительностью и другими людьми.

 

СВОЙСТВА:

 

Определенность характера связана с наличием среди его черт одной или нескольких, наиболее выраженных, доминирующих. Если такие черты есть, характер называют определенным, а при их особой выраженности — ярким.

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»