Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 320.87 Кб (Скачать файл)

Весьма часто  восприятие человека человеком обозначают как “социальная перцепция” - это процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Если представить  себе процессы социальной перцепции  в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема, которая включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к “своей” группе; другого индивида, принадлежащего к “чужой” группе ; свою собственную группу ;“чужую” группу . Получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

Еще сложнее  обстоит дело в том случае, когда  в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа . Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена ; восприятие группой представителя другой группы ; восприятие группой самой себя , наконец, восприятие группой в целом другой группы.   

Целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком).

В отечественной  литературе также весьма часто в  качестве синонима “восприятие другого  человека” употребляется выражение “познание другого человека”.  

Это более  широкое понимание термина обусловлено  специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.      

 Другой  подход к проблемам восприятия, который также был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой так называемой транзактной психологии. Здесь особенно подчеркнута мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант (фактор) перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

Все сказанное  означает, что термин “социальная  перцепция”, или, в более узком  смысле слова, “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека”  употребляется в литературе в  несколько вольном, даже метафорическом смысле. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

 

10.  Понятие  и механизмы социальной перцепции.

 

Весьма часто  восприятие человека человеком обозначают как “социальная перцепция” - это процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Когда субъектом  восприятия вы¬ступает индивид, то он может воспринимать другого индиви¬да, принадлежащего к “своей” группе; другого индивида, при¬надлежащего к “чужой” группе ; свою собственную группу ;“чужую” группу  +  восприятие группой своего собственного члена ; восприятие группой представителя другой группы ; восприятие группой самой себя , наконец, воспри¬ятие группой в целом другой группы. 

 

Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы <читаем> другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано  с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. У Л.С. Выготского: <Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других>.

Однако в  эти процессы включены как минимум  два человека, и каждый из них  является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров  уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции.

Термин <идентификация>, буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией.

Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть аффективное <понимание>. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько <продумывается>, сколько <прочувствуется>. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом  идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.

Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии  - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Традиция  исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в  конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения некоих Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально <каким его сотворил Господь Бог>); Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три <позиции> со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон,

«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему.

 

Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) доброжелательность, приветливость, оказание внимания, восхищение.

 

 

11.  Понятие социального  стереотипа.

 

 

 

Стереотип социальный (от греч. stereos — твердый, прочный и typos — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.

Понятие социального стереотипа было введено в научный обиход американским психологом У. Липпманном в 1922 г. Как правило, группы членства являются реально существующими и задаются формальными характеристиками, такими, как национальность, религиозная конфессия, пол, профессиональная принадлежность и т. п. Наиболее распространены социальные стереотипы о представителях различных расовых, национальных и религиозных групп. Стереотипичные представления о существующих психологических типах людей называются типажами. В соответствии с данными социальными стереотипами окружающие ожидают от индивида определенного поведения, сходного с ролевым. Основное отличие социального стереотипа от социальной роли в том, что роль включает в себя набор предписаний для определенной группы лиц, в соответствии с которыми строятся ожидания окружающих людей, а социальный стереотип предполагает только ожидания без предписаний.  
 
Процесс стереотипирования (порождения стереотипов) является частным случаем процесса категоризации. При этом использование социальных стереотипов выглядит как подведение объекта под обобщающее понятие, которым является социальный стереотип. Будучи одной из разновидностей житейских понятий, социальный стереотип, как правило, характеризуется тем, что имеет неадекватную меру обобщенности существенных признаков объекта, их неполный или избыточный набор.

Отмечается также, что  с повышением уровня образования  и общей культуры испытуемых стремление делать обобщения относительно различных  социальных, и в первую очередь  этнических, групп людей заметно  снижается. Усвоенные индивидом  ригидные социальные установки могут  быть как позитивны, так и негативны. Последние принято обозначать как  предубеждения. Таким образом, большинство социальных стереотипов можно считать предубеждениями, обозначив их как враждебную или отрицательную установку на отдельную группу людей.


 

 

12.   Характеристика интерактивной стороны общения.

 

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Интеракция (англ. interaction, лат. inter - между и actio деятельность) - термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог. 

Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. 1 Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, представляя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией),   2  другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. 3 Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие “общение” употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая — по сравнению с коммуникативной — сторона общения.

Если коммуникативный  процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое  взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать “обмен действиями”, спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида “планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же “другая” сторона общения раскрывается понятием “взаимодействие”, можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

 

Такое решение вопроса исключает  отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, <по поводу> ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой  деятельностью, т.е. вырабатывать формы  и нормы совместных действий.

 

Большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен  в транзактном (совершенном) анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция <Хочу!>, позиция Родителя как <Надо!>, позиция Взрослого - объединение <Хочу> и <Надо>). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят <дополнительный> характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются <пересекающимися>.

 

13.  Стратегии  и структура межличностного взаимодействия.

 

http://rudocs.exdat.com/docs/index-228045.html?page=6

 

 

 

14.  Руководство и лидерство.

 

 

Для того чтобы четко определить проблему лидерства в управлении, необходимо развести понятия «управление», «руководство» и «лидерство».

 

Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей (СНОСКА: Юдин В. В. Стиль руководства. Социально-психологические проблемы руководства // Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997. С. 155-158.). Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть,- в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»