Шпаргалка по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 320.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Цель реалистического мышления — получение правильного познания окружающего мира и нахождение истины.

 

При аутистическом мышлении ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Виды, функции и процессы воображения. Феномен творчества.

 

 

Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека. Такая способность постепенно формировалась вместе с трудом и развитием сознания, так как трудовая деятельность всегда требует предвидения ее результата, осознания того, что и как надо делать.

 

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения создаются  образы, никогда в целом не воспринимавшиеся человеком в действительности.

Сущность воображения заключается в преобразовании мира.

 

Существуют различные виды воображения:

 

  • По степени активности воображение может быть

            - пассивным

            - активным.

 

Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы.

 

Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных

затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности

 

  • Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются:

            - непроизвольное (если образы создаются при ослабленной деятельности сознания)

            - произвольное     (это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек

                                            отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется

                                            преднамеренным созданием образов)

 

  • По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения:

            - воссоздающее

            - творческое

 

Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами.

Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

 

 

  • Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности.

Реалистическое воображение имеет место, если человек верит (и вера эта основательна) в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место

фантастическое воображение.

 

 

 

Процессы воображения

 

Основными из них являются:

 

- преувеличение

 

- (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки);

 

- акцентирование — подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины);

 

- агглютинация — соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки).

 

 

 

Существуют различные виды творчества, научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения.

В своей основной функции — предвосхищения того, что еще не существует, оно обусловливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса.

 

У всех людей способности к творчеству различны. Их формирование определяется большим числом факторов. К ним  относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Сущность, виды и функции  внимания.

 

Внимание — это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.

Внимание может быть направлено как на внешние объекты дей ствительности (внеш нее внимание), так и на свой внутренний мир

(внутреннее внимание).

 

Основной функцией внимания является установление связи субъекта с объектом, на который в данный момент направлено его сознание, и обеспечение ясности и четкости отражения объекта.

 

Вторая функция внимания проявляется в том, что оно осуществляет селекцию и систематизацию перцептивных данных.

Внимание, подобно фильтру, пропускает в сознание только наиболее важную информацию.

 

Еще одной важной функцией внимания принято считать улучшение качества той деятельности, на которую оно направлено. Внимание функционирует в различных сферах человеческого сознания: чувственной, мнемической, интеллектуальной.

 

Различают три вида внимания:

- непроизвольное

- произвольное

- постпроизвольное.

 

Непроизвольное, или непреднамеренное, внимание — это направленность сознания на предмет или явление в силу каких-то их

особенностей.

Основной механизм непроизвольного  внимания — ориентировочный рефлекс.  Павлов обозначил его «что такое?», потому что он проявляется как  первоначальная психическая реакция  на любой новый стимул.

 

Факторы, обусловливающие непроизвольное внимание, разделяются на две группы.

 

Первую составляют свойства и особенности раздражителей .

Прежде всего это новые интенсивны е раздражители. (новое строение, новая вещь, новая реклама всегда привлекаю т наше внимание. Громкий звук, яркая вспышка, сильный толчок также заставят обратить на себя внимание. Другими факторами в этой группе являются длительность действия раздражителя, его движение, контрастность по сравнению с фоном)

 

Вторую группу раздражителей , вызывающ их непроизвольное внимание, характеризует их связь с потребностями и интересами

субъекта. Если для человека что-то является особо значимым, это будет в сфере его внимания.

 

Произвольное внимание — это организованная направленность сознания на объект или явление. Произвольное внимание возникло

в процессе труда при необходимости  сосредоточиваться не на том, что приятно или интересно, а на том, что в данный момент необходимо делать, что является важным для успешного выполнения действия.

 

Третий вид внимания — постпроизвольное — возникает, когда в процессе первоначально непривлекательной деятельности человек заинтересовывается работой. Волевые усилия для ее продолжения уже не требуются, что сближает постпроизвольное внимание с непроизвольным. Однако в отличие от непроизвольного внимания постпроизвольное регулируется сознательно поставленной целью и осуществляется планомерно.

 

 

 

 

16. Основные виды и  функции речи.

 

 

 

Речь — это феномен субъективный, психологический, развернутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного, или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. Речевая деятельность сама по себе материальна, но исследуется особым межпредметным разделом психологии — психолингвистикой.

 

Особое значение речи в человеческой психике обусловлено ее специфическими и очень широкими, по существу, глобальными функциями.

 

1. Первая функция, называемая номинативной, заключается в том, что каждое слово в составе человеческого языка предметно соотнесено, т.е. обозначает предмет.

 

Человек так или иначе называет, переводит во «второе», объективно знаковое существование все, ему известное. Весь отражаемый материальный, объективный мир имеет свои языковые заменители. В результате для человека происходит психологическое удвоение мира: реальный предметный мир и его знаковые, словесные заместители, модели.

 

2. Вторая функция речи, по сути, производна от первой, благодаря ей происходят фиксация и передача опыта, в том числе в аспекте

общечеловеческом, историческом.

 

3. Третья функция речи заключается в реализации общения, о значении которого в жизни и психике человека говорилось неоднократно.

Общение — это не только обмен  информацией, но и условие взаимодействия людей, без которого невозможна сама человеческая жизнь, поэтому эта функция речи распространяется шире, чем обеспечение общения. Речь становится мощным средством воздействия на других людей, средством координации и управления, универсальным регулятором межчеловеческих взаимоотношений.

 

4. Относительно четвертой функции - это обширная, разветвленная функция внутреннего опосредствования всей человеческой психики.

 

Речь становится внутренним орудием, а также особым средством формирования не только познания, интеллекта и общения, но и всей психики и личности.

 

 

Во-первых, выделяют речь:

- внешнюю

- внутреннюю

 

Во-вторых, речь подразделяют на

- устную

- письменную

по признаку ее физического исполнения, по виду материального носителя слова как единицы языка: звук либо письменный знак.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разновидности устной речи:

 

1. Самой простой и ранней формой  является аффективная речь, название которой обусловлено особенностями мотивации. Такая

речь побуждается в основном острой эмоцией, аффектом. Она проста, потому что примитивен ее мотив, фактически отсутствует мысль. Это речь по типу междометий, не требующая сложных грамматических конструкций и богатой лексики;

 

В аффективной речи не «срабатывают» ни значение, ни смысл слова. Остается только один речевой компонент — это «захватившая» человека эмоция.

 

 

2. Устная диалогическая речь предполагает наличие собеседника, партнера, т.е. какое-либо общение.

 

Существует и такое схематическое  разделение двух основных разновидностей диалогической речи:

 

• драматическая речь, которая обладает высокой эмоциональной насыщенностью, богатством внеречевых средств, построена ко­

   роткими фразами как прямая, разговорная речь;

• эпическая речь, возникающая в онтогенезе позднее и являющаяся косвенной, грамматически развернутой.

 

 

Письменная речь формируется у ребенка позже всех видов устной, на их основе и является психологически самой сложной. Это

обусловлено тремя объективными обстоятельствами.

 

  • Во-первых, письменная речь имеет особую, графическую, буквенную знаковость. Буквы означают (заменяют) звуки, фонемы родного языка, которыми ребенок овладевает раньше, чем символикой букв, поэтому происходит совсем не простой перевод звуков в буквы, в слоги и написанные слова. Но пишется не так, как слышится. Лингвистические правила письменной речи сложнее и строже, чем каноны устной речи. Таким образом письменная речь качественно отличается от устной, хотя бывает, что человек «говорит, как пишет».

 

  • Вторая сложность письменной речи заключается в физическом отсутствии непосредственного собеседника, конкретного адресата речи.

 

Письменная речь лишена процесса восприятия автором своего партнера, не учитывает конкретной ситуации реального чтения. Здесь нет прямого и живого контакта, исключены взаимодействие и возможность корректировки письменной речи, поскольку в ней отсутствует обратная связь «собеседников».

 

  • Наконец, сложность письменной речи обусловливает и то обстоятельство, что ее содержание, тема, моделируемый в речи предмет, как правило, обобщенные, отвлеченные, научные.

 

Таким образом, письменная речь требует  от исполнителя наличия осознанных, смыслообразующих мотивов, развернутости и четкости мысли, активной работы внутренней речи, соответствующего знания языка.

 

Несколько особняком от перечисленных  видов речи находится так называемая эгоцентрическая речь. Этот термин, введенный

Ж. Пиаже, подчеркивает специфику речи дошкольника (в особенности трехлетнего  возраста), который разговаривает  как бы с самим собой, для себя и о себе, ни к кому не обращаясь, не стремясь к пониманию.

 

 

 

По социальной  психологии

 

 

 

  1.  Предмет и объект социальной психологии, теоретические и прикладные задачи.

 

Социальная психология — это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения, сознания и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в различные и множественные социальные общности; а также психологические особенности этих общностей.

 

Предметом изучения в социальной психологии выступают:

Информация о работе Шпаргалка по «Психологии»