Акцентуации характера в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление акцентуаций характера у студентов.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические аспекты исследования акцентуаций характера.
Выявить акцентуации характера.
Провести анализ полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение характера как индивидуальной характеристики личности………………………………………………………5
Понятие характера…………………………………………………5
Акцентуации харктера………………………………………………6
Стресс…………………………………………………………….…10
Юношеский возраст………………………………………………13
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей акцентуаций характера студента………………………………………………………………………….21
2.1. Организация и методы исследования……………………………….21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………23
Заключение………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………….26
Приложение……………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 90.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое изучение характера как индивидуальной характеристики личности………………………………………………………5

    1. Понятие характера…………………………………………………5
    2. Акцентуации харктера………………………………………………6
    3. Стресс…………………………………………………………….…10
    4. Юношеский возраст………………………………………………13

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей акцентуаций характера  студента………………………………………………………………………….21                  

2.1. Организация и методы  исследования……………………………….21

2.2. Анализ и интерпретация  полученных результатов………………23

Заключение………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………….26

Приложение……………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современном мире большинство  сфер трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим  напряжением. Ускорение темпа жизни и колоссальное количество поступающей информации, вызывающее эмоциональные перегрузки, усиливают это напряжение и, зачастую, способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии. В связи с этим возникает необходимость ранней диагностики проявления таких состояний как невротизация, психопатизация и предрасположенность к ним и им подобным. Также далеко не последнюю роль играет диагностика акцентуаций характера, которые могут переходить в патологическое состояние под воздействием психотравмирующих факторов.

Для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически сложно переносить различные ситуации. Он чувствует неуверенность, теряет работоспособность и т. п. в то время как в других ситуациях  он может чувствовать себя комфортно  или даже испытывать прилив сил.

Одной из наиболее известных  и ранних  построений типологий  характеров является та, которая еще  в начале двадцатого века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером, а также В.М. Бехтеревым. Несколько позже появился еще ряд различных типологий, авторами которых были психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, Э. Фромм, К. Леонгард, Г.К. Ушаков, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Цель исследования - выявление  акцентуаций характера у студентов.

Предмет исследования - акцентуации  характера.

Объект исследования - младший юношеский возраст (17-19 лет по Ананьеву).

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования акцентуаций характера.
  2. Выявить акцентуации характера.
  3. Провести анализ полученных результатов.

Гипотеза: Стрессогенные факторы влияют на акцентуации характера: под воздействием неблагоприятных ситуаций акцентуации переходят в критические состояния.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики: Диагностика акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека); Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы: теоретическую часть (3 параграфа) и эмпирическую часть (2 параграфа), заключение и список использованной литературы. Наше исследование проводилось на базе Белгородского государственного университета, в нем приняло участие  30 студентов (2 курс).

 

Глава 1. Теоретическое изучение характера как индивидуальной характеристики личности.

    1. Понятие характера.

          Характер есть совокупность устойчивых черт личности, определяющих особенности отношений и поведения личности. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.

Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.

Людей отличают друг от друга  не только врожденные индивидуальные черты и качества, но также и разница в развитии, связанная с особенностями их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, какое место в обществе занимает. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей абсолютно различных. Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает.

Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к  различным психическим сферам:

1) Сфера направленности интересов и склонностей;

2) Сфера чувств и воли;

3) Ассоциативно-интеллектуальная сфера.

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться  к свойственным ему различным  чертам названных сфер.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими  вариации индивидуальности человека.

1.2. Акцентуации характера.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими  вариации индивидуальности человека.

          Еще на заре учения об акцентуациях  возникла проблема отграничения  их от крайних вариантов нормы.  В. М. Бехтерев (1886) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием».

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», Г. К. Ушаков (1973) - как «крайние варианты нормального характера». В работах К. Леонгарда используется как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера». К. Леонгард заменил термин «психопат» на термин «акцентуированная личность». Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности - это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями.

Акцентуированные характеры  зависят не от природно-биологических  свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток  на образ жизни данного человека.

Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

В нашей стране получила распространение иная классификация  акцентуаций, которая была предложена известным  детским психиатром профессором  А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.

По мнению А. Е. Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в  отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или  иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с  адаптацией личности в некоторых  специфичных ситуациях (сопряженных  с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными  способностями к социальной адаптации  в других ситуациях.

Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при повзрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь.

Акцентуации представляют собой  хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому "акцентуация характера" не может  быть психиатрическим диагнозом.

По исследованиям А. Е. Личко  пато-характерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций - скрытая она или явная, а также от социальных условий.

Явная акцентуация - эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация - эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.

Наиболее благоприятный  прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз - при явной неустойчивой акцентуации.

Различают несколько видов  относительно стойких изменений:

- переход явной акцентуации  в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе;

- формирование на почве  акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате  может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;

- трансформация видов  акцентуаций характера, присоединение  к основному типу близких, совместимых  с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты  вновь приобретенных акцентуаций  могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации  могут «вытеснить», «заслонить»  черты других акцентуаций.

Одной из распространенных практических ошибок является трактовка  акцентуации как установленной  патологии. Однако это не так. В работах  К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации  как бы ослабевают, прячутся к 30-35 годам. Но когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация  может вернуться. Психологи не случайно говорят, что в 40 лет вряд ли можно оценивать человека по его характеру. На первый план выступают другие более высокие уровни функционирования личности: ценности, цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Стресс.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы  играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Информация о работе Акцентуации характера в юношеском возрасте