Акцентуация характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:09, лекция

Краткое описание

Андре́й Евге́ньевич Личко (1926—1996) — заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию акцентуированных личностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Акцентуации характера.docx

— 21.32 Кб (Скачать файл)

Акцентуированные  характеры подростков (по А.Е. Личко) 

Андре́й Евге́ньевич Личко (1926—1996) — заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. 

Опираясь на труды  П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию акцентуированных личностей.

Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

С самого начала становления  учения о психопатиях возникла практически  важная проблема- как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы. Еще в 1886г. В.М.Бехтерев упоминал о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», о том, что «психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется». В 1894г. бельгийский психиатр Dalemagne (цит. по О.В.Кербикову, 1961) выделил, наряду с «desequilibres», т.е. «неуравновешенными» (термин во французской психиатрии того времени, аналогичный «психопатиям»), еще и «desequilibrants», т.е. «легко теряющих равновесие». Подобные случаи Е.Kahn (1928) назвал «дискордантно-нормальными», П.Б.Ганнушкин (1933)- «латентными психопатиями». 

Было предложено много других наименований, но наиболее удачным нам представляется термин К.Leonhard (1968)- «акцентуированная личность». Это наименование подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии («предпсихопатии» по М.Tramer, 1949) и что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность- понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т.п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое- уже при повзрослении. Именно типы характера, а не личности в целом описаны К.Leonhard, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого. 

Для подросткового  возраста, во всяком случае, термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте, по справедливому  замечанию В.В.Ковалева (1981), не сформирован  еще и тип характера, и можно  говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах. 

При акцентуациях характера  его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и  не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И  главное- особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к locus resistentiae minoris, к «месту наименьшего сопротивления» в характере. 

Каждому типу акцентуации  характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить  для характера гипертимного- изоляция от сверстников, вынужденное безделие при строго размеренном режиме, для характера шизоидного- необходимость быстро установить с окружением глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если же психическая травма, даже тяжелая, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, не задевает этой ахиллесовой пяты, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях характера в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный- обстановку, требующую повышенной активности, сиюминутной находчивости, даже изворотливости. 

Описанный признак, по нашим представлениям, в дополнение к критериям П.Б.Ганнушкина- О.В.Кербикова, служит одним из важных отличий акцентуаций характера от психопатий. При психопатиях декомпенсации могут быть следствием любого рода психических травм и самых разнообразных жизненных ситуаций и даже возникать без видимых причин. При акцентуациях адаптация нарушается только при ударах по месту наименьшего сопротивления. Сходная мысль об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам была высказана В. Н. Мясищевым (1960) в отношении развития неврозов, Н.И.Фелинской (1965), Н.Д.Лакосиной (1970) и Г.К.Ушаковым (1978)- в отношении возникновения разного рода других пограничных состояний. 

Таким образом, на основании  сказанного можно дать следующее  определение акцентуациям характера: 

Акцентуации характера- это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. 

Следует еще раз  подчеркнуть, что акцентуации характера  представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не может быть психиатрическим  диагнозом. Констатация акцентуации  и ее типа- это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства- острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные состояния, непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы- только они могут служить диагнозом. Однако в подавляющем большинстве случаев акцентуаций характера дело до развития подобных расстройств не доходит. По мнению К.Leonhard (1976, 1981), в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям. 

Дифференциация психопатий умеренной степени и акцентуаций  характера в подростковом возрасте нередко представляет нелегкую задачу, так как на фоне акцентуаций могут  возникать такие нарушения поведения, которые производят впечатление  психопатических. 

Наши наблюдения побудили выделить две степени акцентуаций  характера, из них одна- явная акцентуация- принадлежит к крайним, а другая- скрытая акцентуация- к обычным вариантам нормы. 

Явная акцентуация. Отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Тщательно  собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение за поведением, особенно среди сверстников, позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт какого-либо типа не препятствует обычно удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение соответствует способностям и возможностям. Акцентуированные черты характера обычно хорошо компенсированы, хотя в пубертатном периоде они, как правило, заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Однако преходящая социальная дезадаптация и нарушения поведения возникают только после тех психических травм и в тех трудных ситуациях, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации. 

Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты определенного  типа характера выражены слабо или  не видны совсем. Даже при продолжительном  наблюдении, разносторонних контактах  и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление  об определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко выступают, порою неожиданно для окружающих, под действием некоторых ситуаций или психических травм, но только опять же тех, которые предъявляют  повышенные требования к «месту наименьшего  сопротивления». Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявить типа характера. Выявление  акцентуированных черт, как правило, не приводит к заметной дезадаптации или она бывает кратковременной. Самооценка может включать как латентные черты, так и черты противоположные, являющиеся следствием компенсации. Поэтому в самооценке могут фигурировать, казалось бы, несовместимые сочетания шизоидности и гипертимности, истероидности и психастеничности и т.п. 

Акцентуации характера  большинства типов (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) также  именно в подростковом возрасте оказываются  наиболее выраженными, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми. 

Однако подростки  с явными акцентуациями характера  составляют группу «повышенного риска»- они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим  травмам. Если психическая травма или  сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера  могут раскрыться пышным цветом, отражаясь  на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня. В таких случаях можно  говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической  травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло. 

В целом же проблема динамики акцентуаций характера, как  справедливо указывает В.В.Ковалев (1981), разработана еще недостаточно. Однако представляется целесообразным подчеркнуть наиболее значимые феномены в динамике акцентуаций характера [Личко А.Е 1981]: 

1) заострение черт  акцентуированного характера в  подростковом возрасте, в период  их формирования, с последующим  их сглаживанием и компенсацией (переход явных акцентуаций в скрытые); 

2) развертывание  черт определенного типа при  скрытых акцентуациях под влиянием  психических травм или трудных  ситуаций, оказавшихся ударом по  месту наименьшего сопротивления  данного типа; 

3) возникновение  на фоне акцентуаций характера  преходящих нарушений- девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний; 

4) трансформация  типов акцентуаций характера  в силу конституционально заложенных механизмов или влияний среды; 

5) формирование приобретенных  психопатий, для которых акцентуация  характера послужила почвой, обусловившей  избирательную уязвимость в отношении  определенных неблагоприятных влияний  среды. 
 
 
 
 

1. Гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты. При большом разнообразии увлечений такие подростки могут быть поверхностными и изменчивыми. Они нередко переоценивают свои возможности, являются самоуверенными, любят прихвастнуть, стараются производить хорошее впечатление на окружающих. 

2. Циклоидный тип.  Отличается повышенной, периодически  наступающей раздражительностью, склонностью  к апатии, которая также появляется  время от времени. Подростки  данного типа предпочитают оставаться  дома вместо того, чтобы находиться  в шумных компаниях среди сверстников,  на улице или вне дома. На  замечания в свой адрес реагируют  крайне раздражительно, тяжело переживают  происходящие с ними неприятности. 

3. Лабильный тип.  Крайне изменчив и непредсказуем  в своем настроении, причем поводы  для смены настроения могут  оказаться самыми незначительными.  Вместе с тем, подростки этого  типа хорошо понимают и чувствуют  отношение к себе со стороны  окружающих людей. 

4. Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью и раздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы. 

5. Сензитивный тип. Этому типу людей свойственна повышенная чувствительность к людям и к человеческим отношениям. Они не любят больших, шумных компаний, азартных игр, обычно бывают робкими и застенчивыми и нередко производят впечатление замкнутости. В действительности же такие подростки бывают вполне открытыми и общительными, но только в узком кругу близких, хорошо знакомых людей. Общению со своими сверстниками часто предпочитают общение с взрослыми людьми и с малышами. Отличаются послушанием и привязанностью к своим родителям. У них довольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральные требования к себе и к окружающим людям, повышенное старание и усердие. 

6. Психастенический  тип. Подростки такого типа  отличаются ранним и ускоренным  психологическим развитием, нередко  обгоняя в развитии своих сверстников.  Они склонны к размышлениям, к  самоанализу. Самоуверенность у  них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений  — с их непродуманностью и  склонностью к преждевременным  действиям. 

7. Шизоидный тип.  Отличается повышенной замкнутостью, предпочитает быть один или  находиться в компании взрослых  людей. Нередко проявляет безразличие  к окружающим людям, плохо понимает  их состояние, не умеет сопереживать, сочувствовать. Часто погружается  в фантазии и грезы, оторванные  от реальной действительности. 

8. Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить животных, дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощными. В компаниях сверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность, эгоизм. Стараются угождать старшим, более сильным, чем они, и влиятельным людям. 

Информация о работе Акцентуация характера