Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

На основе теоретического анализа литературы, нами была выдвинута следующая гипотеза: дети подросткового возраста имеют различные типы акцентуаций характера, оказывающие существенное влияния на становление личности.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по выбранной проблематике.
Определить преобладающие типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..….…………………..………………………......……………3
ГЛАВА I. Теоретическое изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте....………....................................5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста..................................5
1.2. Теоретические подходы к изучению характера...............................................10
1.3. Понятие акцентуации характера. Акцентуация характера в подростковом возрасте…………………...........................................................................................12
Глава II. Классификации акцентуаций характера…………….33
2.1. Акцентуации характера по К. Леонгарду…………………………………….20
2.2. Акцентуации характера по К. Личко……………………………………..….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………..…………………..33
список литературы………….....……………..……..………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

акцентуации характтера в подростковом возрасте.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

психология  личности

на тему:

«Акцентуации  характера в подростковом возрасте»

 

 

Выполнила:

 

 

Принял:

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…..….…………………..………………………......……………3

ГЛАВА I. Теоретическое изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте....………....................................5

1.1. Психологические  особенности подросткового возраста..................................5

1.2. Теоретические подходы к изучению характера...............................................10

1.3. Понятие акцентуации характера. Акцентуация характера в подростковом возрасте…………………...........................................................................................12

Глава II. Классификации акцентуаций характера…………….33

2.1. Акцентуации  характера по К. Леонгарду…………………………………….20

2.2. Акцентуации  характера по К. Личко……………………………………..….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………..…………………..33

список литературы………….....……………..……..………………………34

 

Введение

У большинства  подростков отдельные черты характера  чрезмерно усилены (психологи говорят  о таких особо усиленных чертах вслед за К. Леонгардом как акцентуация характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Цель исследования: проанализировать акцентуации характера в подростковом возрасте.

Предмет исследования: типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.

На основе теоретического анализа литературы, нами была выдвинута следующая гипотеза: дети подросткового возраста имеют различные типы акцентуаций характера, оказывающие существенное влияния на становление личности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по выбранной проблематике.
  2. Определить преобладающие типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Теоретико-методологической основой исследования являются концепции А. Личко, К. Леонгарда.

 

ГЛАВА I.

Теоретическое изучение акцентуаций  характера и профессиональных предпочтений в подростковом возрасте

1.1. Психологические особенности подросткового возраста

Границы подросткового периода  примерно совпадают с обучением  детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового  периода в цикле детского развития отражено в других его названиях - "переходный", "трудный", "критический". В них зафиксирована сложность  и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с  переходом от одной эпохи жизни  к другой. Переход от детства к  взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление  качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и  товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и  учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения [4;].

Первым фактором развития личности подростка является его собственная  большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и  ценностей, на построение удовлетворяющих  отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Однако процесс становления  нового растянут во времени. Он зависит  от многих условий и потому может  происходить неравномерно по всему  фронту. Это определяет, с одной  стороны, сосуществование в подростке  "детскости" и "взрослости", а с другой - наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей).

Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда - пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон взрослости. Например, в VII классе есть мальчики еще с детским обликом  и интересами, но есть и очень  взрослые ребята, уже приобщившиеся  к некоторым сторонам взрослой жизни; есть "интеллектуалы" с устойчивыми  содержательными интересами, но есть подростки и без таких интересов, не умеющие самостоятельно усваивать  даже учебный материал; есть увлеченные только общением с товарищами и спортом, но с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; одни девочки учатся с увлечением, многим интересуются, много читают, а другие думают только о модах  и мальчиках; одни ребята стали избалованными  эгоистами, а другие сами заняли дома позицию помощника и опоры  матери и т.д.

Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и  каждое направление может иметь  множество вариантов. Например, для  одного "интеллектуала" книги  и знания - главное в жизни, а  во многом остальном он - "дитя"; другой - тоже классный "интеллектуал" - дома читает статьи по электронике  и увлечен радиотехникой, но бездельничает  на уроках чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде и  превыше всего ценит общение  с более взрослыми ребятами, с  которыми можно поговорить обо всем, начиная от смысла жизни и кончая вопросом о лучшей парикмахерской; третьего "интеллектуала" особенно не манит взрослость в ее внешних проявлениях, но он усиленно воспитывает в себе качества мужественности, а в отношениях с девочками ведет себя, по их мнению, как ребенок - дергает за галстук, лохматит прически. В этих трех вариантах, сходных по одному параметру, развитие взрослости происходит по-разному, и при этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие.

Подростковый период считают трудным  и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это  время многочисленными качественными  сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным  и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у  самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с  другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления  и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность) [5;].

На протяжении более чем полувека ведется теоретический  спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений  критического развития в подростковом периоде.

В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма в  связи с изменениями в системе  активно действующих желез внутренней секреции, причем гормоны щитовидной и половых желез являются, в  частности, катализаторами обмена веществ  Поскольку эндокринная и нервная  системы функционально связаны  между собой, подростковый возраст  характеризуется, с одной стороны, бурным подъемом энергии, а с другой - повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты и сильные отрицательно окрашенные эмоциональные переживания (страх, гнев, чувство обиды и оскорбления) могут быть причинами эндокринных нарушений (временное прекращение менструального цикла, развитие гипертериоза) и функциональных расстройств нервной системы (некоторые признаки этого - повышенная раздражительность, чувствительность, утомляемость, слабость сдерживающих механизмов, рассеянность, падение продуктивности в работе, расстройства сна). Перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости, апатии. У девочек появление таких состояний нередко наблюдается незадолго до начала или во время менструального цикла.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют немаловажное значение в возникновении новых  психологических образований. Во-первых, эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его  объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своем сходстве со взрослыми). Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интереса к  другому полу, появление новых  ощущений, чувств, переживаний. Степень  внутренней занятости и сосредоточенности  подростка на новых ощущениях  и переживаниях, их место в его  жизни определяются как широкими социальными условиями, так и  конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни и воспитания подростка, особенностями  его общения. Отрицательное влияние  могут оказывать чтение не соответствующей  возрасту литературы, знакомство с  фильмами, предназначенными для взрослых. Все это, а также разговоры  с товарищами о разных проблемах  любви и пола провоцируют развитие повышенного интереса к интимной стороне человеческих отношений  эротических тенденций и ранней сексуальности. Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств [20;].

 

1.2. Теоретические подходы к изучению характера

Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).

Характер  человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные  реакции на те или иные стимулы  или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти  всегда сознателен и обдуман, может  быть объяснен и оправдан, по крайней  мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность  вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек  в этом смысле — тот, кто не проявляет  подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим  от обстоятельств, и управляется ими.

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и  разница в развитии, связанная  с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье  он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу  вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных  обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей  в корне различных.

Люди  отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие  возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого  человека отлична от психики других людей.

Однако  индивидуальных черт не так много, как  кажется. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к  различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов  и склонностей,

2) чувств  и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная  сфера. 

Характер  – это каркас личности, в который  входят только наиболее выраженные и  тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся  в различных видах деятельности [2;].

Характер  – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных  особенностей личности, проявляющихся  в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или  доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к  порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность и т.п.); 4) в  характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную или физическую боль, степень  настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте