Акцентуация характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:18, реферат

Краткое описание

Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо "ведущих тенденций" "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности".
Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.
Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Определение понятия “Акцентуация характера”…………………..4
Глава 2. Динамика развития акцентуации характера………………………...6
Глава 3. Классификация акцентуации характера…………………………….9
Глава 4. Стойкие изменения характера……………………………………...11
Глава 5. Типы акцентуации характера и подростковые проблемы………..15
Заключение…………………………………………………………………… 22
Список литературы……………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Акцентуация характера в подростковом возрасте.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Специальность: 050700

                                                                                   Курс: 1

                                                                                                                  Отделение: дневное

 

Реферат

Баранова Елена Сергеевна

Акцентуация характера в подростковом возрасте

                                                                             

                                                      

 

                               Научный руководитель:

                                                                                      Зорькина Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК, 2011 
Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3

Глава 1. Определение понятия “Акцентуация характера”…………………..4

Глава 2. Динамика развития акцентуации характера………………………...6

Глава 3. Классификация акцентуации характера…………………………….9

Глава 4. Стойкие изменения характера……………………………………...11

Глава 5. Типы акцентуации характера и подростковые проблемы………..15

Заключение…………………………………………………………………… 22

Список литературы……………………………………………………………24

 

 

 

 

Введение

Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо "ведущих тенденций" "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности" [7].

Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.

Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.). 

Акцентуация характера - это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.

Данное положение объясняет актуальность и важность постановки и разработки проблемы акцентуации характера у подростков [4].

 

 

Глава 1. Определение понятия “Акцентуация характера”

 

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [4].

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Наибольшую известность получил термин К. Leongard (1968)—“акцентуированная личность” . Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера”. Личность-понятие болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях К. Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы [3].

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933)— О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации с следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [2].

 

Глава 2. Динамика развития акцентуации характера

 

Подростки данной категории - это в большинстве случаев трудные подростки. Что же происходит с их характерами на протяжении этого сложно возрастного периода и какая перспектива их  ожидает?

А.Е.Личко выделяет пять наиболее значимых феноменов в динамике акцентуации характера.

 

1. Трансформация типов акцентуации характера в силу конституционально заложенных механизмов или влияния среды. Предполагается, что акцентуации характера имеют эндогенную, генетическую обусловленность. У ребенка изначально есть предрасположенность к появлению и развитию определенных черт личности. Но влияние среды, прежде всего семейное воспитание, или усиливает их, или сглаживает, или изменяет. Так "чистые" типы акцентуации характера могут сочетаться, образуя смешанный или мозаичный характер.

Существуют некоторые закономерности трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты порой сменяются циклотимностью; невротические - психастеничностью или сенситивностью; эмоциональная лабильность - истероидностью; к гипертимности может добавиться неустойчивость.

 

2. Изменение характера наблюдаются  не так уж часто. Обычно происходит  усиление, развертывание черт определенного  типа при скрытых акцентуациях  в явную под влиянием трудных  ситуаций или психических травм, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного вида характера.

 

3.Возникновение на фоне явной  акцентуации характера временных  нарушений поведения, острых аффективных  реакций, неврозов и других неблагоприятных  явлений. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен. Если травмирующая ситуация слишком тяжела или длительна, развивается затяжной невроз.

Наиболее частыми нарушениями поведения в подростковом возрасте, возникающими на фоне акцентуации характера являются делинквентность (противоправное поведение), алкоголизация, токсикомания, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение и др. Поскольку они ситуативно обусловлены, быстрая смена обстановки, как правило, устраняет эти нарушения. Главное - не допустить необратимых изменений и упрочения опасных форм поведения. Подоплекой этих ситуативно обусловленных деформаций поведения А.Е.Личко считает поведенческие реакции как общие для детей и подростков:

·        реакция оппозиции;

·        реакция имитации;

·        реакция компенсации;

·        реакция гиперкомпенсации;

- так и специфически подростковые:

·        реакция эмансипации;

·        реакция группирования со сверстниками;

·        реакция увлечения (хобби);

·       реакции, обусловленные формирующимися сексуальными увлечениями.

 

4.Усиление явной акцентуации  характера и, как следствие, формирование  приобретенных психопатий. Неразрешенные ситуации, длительная психическая травматизация, адресующаяся к месту наименьшего сопротивления, влекут к повторению психопатических реакций и перерастанию их в психопатическое развитие, поэтому подростков с явными акцентуациями характера считают "группой повышенного риска".

 

5.Данный вариант развития связан  с благоприятным прогнозом. Большинство  типов акцентуаций (кроме паранойяльного  и отчасти сенситивного) оказываются  наиболее выраженными именно  в подростковом возрасте, не препятствуя  все же удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода акцентуации могут сгладиться и компенсироваться. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми [4].

 

 

Глава 3. Классификация акцентуации характера

 

Разработчик понятия акцентуации - К.Леонгард в 1968 году выделил шесть типов темперамента:

·        гипертимный (склонный к повышенному фону настроения);

·        дистимный (сосредоточенный на мрачных сторонах жизни);

·        циклотимный (склонный к колебаниям настроения);

·        экзальтированный (с бурными реакциями на внешние стимулы);

·        тревожный (робкий, покорный, приниженный);

·        эмотивный (чувствительный, тонко восприимчивый) -

и четыре типа акцентуированных личностей, которым свойственны:

·        демонстративная - авантюризм, тщеславие, жалость к себе, необдуманность поступков, стремление к игре определенной социальной роли;

·        педантичная - ригидность (тугоподвижность) нервных процессов, добросовестность, обязательность;

·        застревающая - патологическая стойкость аффекта, злопамятность, честолюбие, подозрительность, склонность к ревности, настойчивость;

·        возбудимая - недостаточность самоконтроля, импульсивность реакций, склонность к алкоголизации.

Позже, в 1976 году она была несколько видоизменена. К "старым" акцентуациям личности он добавил шесть типов темперамента (разделив циклотимный на аффективно-лабильный и аффективно-экзальтированный) и три новых типа экстравертированный, интровертированный и сенситивный [3].

А.Е.Личко в 1977 году опубликовал свою классификацию акцентуаций       характера, разработанную специально для подросткового возраста. К классификации К.Леонгарда он добавил довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. Дистимический и застревающий типы были исключены, так как в подростковом возрасте они практически не встречаются.

Таким образом, классификация типов акцентуаций характера в подростковом возрасте по А.Е.Личко выглядит следующим образом:

·        истероидный (демонстративный);

·        психастенический (педантичный);

·        эпилептоидный (возбудимый);

·        гипертимный (гипертимический);

·        циклоидный (аффективно-лабильный);

·        лабильный (аффективно-экзальтированный и эмотивный);

·        сенситивный (тревожный);

·        шизоидный (интровертированный);

·        неустойчивый;

·        конформный;

·        астено-невротический.

К тому же А.Е.Личко выделяет группу смешанных типов акцентуации характера (гипертимно-конформный и т.д.) [5].

 

 

Глава 4. Стойкие изменения характера

Информация о работе Акцентуация характера в подростковом возрасте