Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение литературных источников по данной теме с возможностью дальнейшего применения теории к школьной практике.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Содержание

Введение.
I. Общая характеристика подросткового возраста и возрастная периодизация.
1. Общая характеристика подросткового возраста.
2. Проблема периодизации.
2.1. Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому.
2.2. Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину.
II. Акцентуация характера в подростковом возрасте.
1. Понятие характера
2. Разграничение психопатий и акцентуация характера в подростковом возрасте.
3. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
4. Особенности динамики акцентуаций в подростковом возрасте.
4.1. Биологические основы нарушений поведения у подростков.
4.2. Социопсихологические основы нарушения поведения подростков.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение.

I. Общая характеристика подросткового возраста и возрастная периодизация.

1. Общая характеристика подросткового возраста.

2. Проблема периодизации.

2.1. Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому.

2.2. Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину.

II. Акцентуация характера в подростковом возрасте.

1. Понятие характера

2. Разграничение психопатий и акцентуация характера в подростковом возрасте.

3. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.

4. Особенности динамики акцентуаций в подростковом возрасте.

4.1. Биологические основы нарушений поведения у подростков.

4.2. Социопсихологические основы нарушения поведения подростков.

Заключение.

Библиографический список.

 

 

 

Введение

 

В современном мире многие области деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

Говоря о подростковом возрасте, сбалансированный характер встречается крайне редко, а акцентуации, в свою очередь, проявляются наиболее ярко. Отдельные черты чрезмерно усилены, появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других.

Целью данной курсовой работы является изучение литературных источников по данной теме с возможностью дальнейшего применения теории к школьной практике.

Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

 

 

 

 

I. Общая характеристика подросткового возраста и возрастная периодизация

 

Глава 1. Общая  характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст  – это период развития детей от 11-12 до 15 лет, отличающийся мощным подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и  интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так  как он характеризуется переходом  от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток  – уже не ребёнок, но ещё и не взрослый.

Важно отметить, что подросток  становится зрелым в половом отношении, но  его физическое и духовное развитие ещё далеко не завершено.

В подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у  подростка. Изменяется отношение к  окружающему: подросток уже не ребёнок  и требует иного к себе отношения.

Это возраст пытливого  ума, стремления к познанию, возраст  исканий; чувства дружбы становятся более глубокими и стойкими.

Одной из наиболее характерных  особенностей данного возраста является стремление к самостоятельности. Подростку  необходимо, чтобы с его мнением  считались, окружающие относились к  нему как к равному.

Следует отметить также характерную  повышенную возбудимость, некоторую  неуравновешенность характера, сравнительно частые, резкие смены настроений, форм поведения. (3)

Глава 2. Проблема периодизации

Периодизация психического развития в детском возрасте —  фундаментальная проблема детской  психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, поскольку  через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей  переходов от одного периода к  другому может быть решена проблема движущих сил психического развития. Можно утверждать, что всякое представление о движущих силах психического развития должно быть проверено на «основе» периодизации.

От правильного решения  проблемы периодизации во многом зависит  стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений. Практическое значение этой проблемы будет нарастать по мере разработки принципов единой общественной системы  воспитания, охватывающей весь период детства. (10)

2.1. Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому

По теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на три  группы.

К первой группе относятся попытки  периодизации детства на основе ступенчатообразного  построения других процессов, так или  иначе связанных с детским  развитием. В качестве примера можно  назвать периодизацию детского развития, основанную на биогенетическом принципе. Биогенетическая теория предполагает, что существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка. С точки зрения этой теории, естественнее всего разбивать детство на отдельные периоды сообразно с основными периодами истории человечества.

Ко второй группе следует отнести  те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды. Типичным примером служит попытка П. П. Блонского (1930, с. 110—111) расчленить детство на эпохи на основании дентации, т. е. появления и смены зубов.

Схемы этой группы, во-первых, субъективны. Возраст — объективная категория, а не условная, произвольно выбранная  и фиктивная величина. Поэтому  вехи, разграничивающие возраст, могут  быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно  и единственно в тех, в которых  объективно заканчивается один и  берет начало другой возраст. Второй недостаток схем этой группы тот, что они выдвигают для разграничения всех возрастов единый критерий, состоящий в каком-либо одном признаке. При этом забывается, что в ходе развития изменяется ценность, значение, симптоматичность и важность выбранного признака. Третий недостаток схем — их принципиальная установка на исследование внешних признаков развития, а не внутреннего существа процесса. На деле же внутренняя сущность вещей и внешние формы их проявления не совпадают.

Третья группа попыток периодизации детского развития и связана со стремлением  перейти от чисто симптоматического  и описательного принципа к выделению  существенных особенностей самого развития. Однако в этих попытках, скорее, правильно  ставится задача, чем разрешается.

Каковы же должны быть принципы построения подлинной периодизации? Только внутренние изменения самого развития, переломы  и  повороты  в  его  течении  могут дать  надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами. Все теории детского развития могут быть сведены к двум основным концепциям. Согласно одной из них, развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование задатков. Здесь не возникает ничего нового — только нарастание, развертывание и перегруппировка тех моментов, которые даны с самого начала. Согласно другой концепции, развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового.

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Необходимо также учитывать еще динамику переходов от одного возраста к другому.

В относительно устойчивые возрасты развитие совершается за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно отчетливо выступают огромные перемены в его личности. Стабильные возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития — кризисами. Последние открыты чисто эмпирическим путем и до сих пор не включены в общую периодизацию детского развития. Указанные периоды с чисто внешней стороны характеризуются чертами, противоположными устойчивым возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.

Основным критерием деления  детского развития на отдельные возрасты в нашей схеме должны служить  новообразования. Последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических периодов. Сроки  стабильных возрастов, имеющих более  или менее отчетливые границы начала и окончания, правильнее всего определять именно по этим границам. Критические же возрасты из-за другого характера их протекания правильнее всего определять, отмечая кульминационные точки кризиса и принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание — ближайшее полугодие последующего возраста.

Стабильные возрасты, как установлено эмпирическим исследованием, имеют ясно выраженное двухчленное строение и распадаются на две стадии — первую и вторую. Критические возрасты имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой переходами фаз: предкритической, критической и посткритической.

Включение пубертатного возраста в  число стабильных — необходимый  логический вывод из того, что известно об этом возрасте и что характеризует  его как период огромного подъема  в жизни подростка.

Таким образом, мы могли бы представить возрастную периодизацию в следующем виде:

Кризис новорожденности.                                                                                                                                                                                                                                                                               

Младенческий возраст (2 мес — 1 год).    

Кризис одного года.

Раннее детство (1 год — 3 года).

Кризис 3 лет.

Дошкольный возраст (3 года—7 лет).

Кризис 7 лет.

Школьный возраст (8 лет—12 лет).

Кризис 13 лет.

Пубертатный возраст (14 лет—18 лет).

Кризис 17 лет. (2)

2.2. Возрастная  периодизация по Д.Б. Эльконину

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: "ребенок — вещь" и "ребенок — взрослый". Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это, по сути, общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок — общественный предмет" и "ребенок — общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений  осваиваются ребенком в деятельностях  разного типа. Среди видов ведущей  деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка  на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное  общение младенца, ролевая игра дошкольника  и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений "ребенок — общественный взрослый", или "человек — человек".

Вторую группу составляют ведущие  деятельности, благодаря которым  усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и  различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений "ребенок — общественный предмет", или "человек — вещь".

В деятельности первого типа главным  образом развивается мотивационно-потребностная  сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические  возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает  системы отношений "человек —  человек" и "человек — вещь", происходит закономерное чередование  и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной  сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.

Таким образом, каждый возраст характеризуется  своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой  преимущественно развивается мотивационно-потребностная  или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них  выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами  возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. (10)

Согласно Д.Б. Эльконину, периодизация психического развития в детском возрасте включает три эпохи, которые разделены между собой кризисами перестройки отношения личность—общество, а периоды — кризисами самосознания.

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте