Акцентуации характера в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление акцентуаций характера у студентов.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические аспекты исследования акцентуаций характера.
Выявить акцентуации характера.
Провести анализ полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение характера как индивидуальной характеристики личности………………………………………………………5
Понятие характера…………………………………………………5
Акцентуации харктера………………………………………………6
Стресс…………………………………………………………….…10
Юношеский возраст………………………………………………13
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей акцентуаций характера студента………………………………………………………………………….21
2.1. Организация и методы исследования……………………………….21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………23
Заключение………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………….26
Приложение……………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 90.20 Кб (Скачать файл)

  Среди тем, которые желательны в общении с ними:

- Выбор будущей профессии;

- Взаимоотношения с окружающими;

- Учебные дела;

- Вопросы морали;

- О себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка - общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями - в 29 %, преимущественно с матерями.

  Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте - одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более - принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

  Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:

1) Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) Ситуации, актуализирующие представления о себе;

3) Ситуации общения.

  Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

- Отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

- Директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;

- Враждебность отца;

- Непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется  глубинная связь с родителями и потребность в психологической  поддержке с их стороны.

Наиболее сложными для  данного возраста являются:

- Ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;

- Ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Главное психологическое приобретение ранней юности - обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность  к самоанализу и потребность  систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся  глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: «Как узнать свой характер?», «Как освободиться от дурных привычек?», «Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?», «Какой я человек?» и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

  В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущения носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

  В юности любовь - сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

  Психологи обнаружили следующие закономерности в отношении девушек к любви:

1. Девушки с высокой  самооценкой не стремятся сделать  первую любовь последней, их  взаимоотношения с мужчиной менее  продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина - у их сверстниц с пониженной самооценкой.

2. Девушки, для которых  взаимоотношения между родителями  являются образцом их будущего  супружества, гораздо реже влюбляются  в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Девушки, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.

3. Старшеклассницы, живущие  в полной семье, обычно более  реалистично относятся к любви,  чем те, чьи родители разведены  или одного из них нет в  живых.

  Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14-18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность - повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.

  Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

  Первый - это безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии  возникает вследствие полосы жизненных  поражений. Человек изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним - мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают «кризис оторванности», чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей акцентуаций характера студента.

2.1. Организация и методы исследования.

С целью проверки выдвинутых нами теоретических предположений, а  также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование.

Главной задачей исследования было выявить особенности акцентуаций характера и влияние стрессогенных жизненных ситуаций на человека, а также нами была проверена гипотеза о воздействии неблагоприятных ситуаций на акцентуации характера.

Исследование проводилось на базе БелГУ города Белгорода. В нем приняло участие 30 человек (студенты 2 курса).

В процессе проведения исследования были использованы следующие методики:

Диагностика акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека); Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

- Диагностика акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека).

Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

 

Термин «акцентуированные личности»  занял место между психопатией  и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека.

 

2.2. Анализ и интерпретация полученных  результатов.

Исследование проводилось на базе БелГУ города Белгорода. В нем приняло участие 30 человек (студенты 2 курса).

Проведя первичный анализ данных, было обнаружено, что большинство студентов данной выборки (66%) имеют акцентуированные черты характера, 30% имеют тенденцию к тому или иному, типу акцентуации, а 4% не имеют акцентуаций.

Рис. 1 Уровень акцентуаций  студентов

Рис. 2 Уровень сопротивляемости стрессу  среди студентов

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Стрессоустойчивость - представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию - то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, все эти факторы негативным образом сказывается на психическом здоровье человека.

Проблемой нашего исследования было выявление акцентуаций характера у студентов младшего юношеского возраста. С целью проверки выдвинутых нами теоретических предположений, а также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование. Нами была проверена гипотеза, что стрессогенные факторы влияют на акцентуации характера.

Исследование проводилось на базе БелГУ города Белгорода. В нем приняло участие 30 человек (студенты 2 курса).

В результате проведенного корреляционного исследования, гипотеза подтвердилась: У испытуемых было выявлена связь между акцентуациями характера и уровнем стрессоустойчивости, так как полученные данные входят в зону значимости. Студенты с акцентуациями характера имеют низкий уровень сопротивляемости стрессу. Были получены следующие результаты: У испытуемых была выявлена связь между стрессоустойчивостью и экзальтированным типом (при p 0,05 rкр=0,374, rэмп =0,387), а также стрессоустойчивостью и циклотимным типом (при p 0,01 rкр=0,479, rэмп =0,495).

Подводя итог, можно сказать, что  диагностика акцентуаций характера в юношеском возрасте порой необходима, из-за того что некоторые черты характера могут переходить в патологическое состояние под воздействием психотравмирующих факторов. И у человека, имеющего какую-либо акцентуацию характера, могут возникать определенные трудности. Он чувствует неуверенность, теряет работоспособность, а в других ситуациях он может чувствовать себя комфортно или даже испытывать прилив сил.

 

Список использованной литературы:

1. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология. / В.М Блейхер. - Ташкент, 1976.

2. Выготский, Л.С Психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. - Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983.

4. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999.

5. Крейн, У. Теории развития. Секреты формирования личности / У. Крейн.  – 5-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование,2009.

7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. -  М.: Аспект пресс, 2001.

8. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М., 2009.

9. Леонгард, К. Акцентуированные личности. / Киев, 2001.

10.  Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. / Л., 2004.

11. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. / М.: 2002.

12. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: изд. - МГУ, 2002.

13. Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. / Ред. Н.К. Ракович. - Минск, 2002.

14. Маклаков, А.Г. Общая психология. / СПБ., - 2003.

15. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. / СПБ., - 2008.

16. Рогоа, Е.И. Эмоции и воля. / М., - 2000.

17. Андреев, Ю.А. Три кита здоровья. / М., - 2001.

18. Васильев, В.Н. Здоровье  и стресс. / М., - 2001.

19. Семке, В.Я.  Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой

и больной личности. / М., - 2002.

20. Эверли, Д. Стресс: природа и лечение. / М., - 1985.

21. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: схемы. / М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2008.

Информация о работе Акцентуации характера в юношеском возрасте