Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ 22

43. Основные теории  политической власти.

Специфика политической власти выражается в следующем:

· она формируется путем делегирования  части прав и полномочий как «наверх», так и «вниз»;

· всегда мобилизует на достижение каких-то целей;

· решает проблему согласия, учитывая то обстоятельство, что общество разделено  различными интересами;

· основана на маневре, диапазон которого определяется согласием или борьбой;

· требует концентрации прав и воль людей в государственных органах, политических партиях и т. д., т. е. в субъектах политической власти, через которые она и реализуется

44. Общественные  объединения и движения.

Общественная организация - это добровольное объединение граждан  на основе общности интересов, имеющее  относительно устойчивую организационную  структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство.

Для общественной организации  характерны:

-наличие устава;

-специализированного управленческого  аппарата;

-относительная стабильность  состава;

-материальное участие  членов организации (членские  взносы).

К общественным организациям относятся: профессиональные союзы, союзы  предпринимателей, кооперативные, молодежные, ветеранские организации, творческие союзы, разнообразные добровольные общества.

Под общественным движением  понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной  структуры и фиксированного членства.

Общественные движения отличаются:

-массовостью;

-широкой социальной базой;

-организационной и идейной  аморфностью;

-нестабильностью ориентации  и состава.

Типология общественных движений может проводиться по различным  основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение за защиту потребителей, религиозные  движения и многие другие. По отношению  к существующему общественному  строю подразделяются на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные. По способам и методам  действий на насильственные и ненасильственные.

Общественные движения могут  формироваться на различной социальной основе, иметь ярко выраженный классовый  характер (рабочие, крестьянские, буржуазные движения). Антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения носят внеклассовый характер. Общественные движения могут формироваться по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному  признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

БИЛЕТ 23

45. Политическая  власть как одна из видов  власти.

Власть - это отношение  между людьми, при котором один из них (субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что  он этим обладает, вынуждает другого  человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть  видов власти.

1. Власть вознаграждающая.  Ее сила определяется ожиданием  В того, в какой мере А будет  в состоянии удовлетворить один  из его (В) мотивов и насколько  А поставит это удовлетворение  в зависимость от желательного  для него поведения В.

2. Власть принуждающая. Ее  сила определяется ожиданием  В, во-первых, той меры, в какой  А способен наказать его за  нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает  неудовлетворение мотива В зависящим  от его нежелательного поведения.  Принуждение здесь заключается  в том, что пространство возможных  действий Вв результате угрозы  наказания сужается. В предельном  случае власть принуждения может  осуществляться непосредственно  физически.

3. Нормативная власть. Речь  идет об интериоризированных  В нормах, согласно которым А  имеет право контролировать соблюдение  определенных правил поведения  и в случае необходимости настаивать  на них.

4. Референтная власть. Она  основана на идентификации В  с А и желании В быть похожим  на А.

5. Экспертная власть. Она  зависит от величины приписываемых  А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся  к сфере того поведения, о  котором идет речь.

6. Информационная власть. Эта власть имеет место в  тех случаях, когда А владеет  информацией, способной заставить  Б увидеть последствия своего  поведения в новом свете.

Политическая власть является разновидностью власти.Она охватывает все виды властных отношений в  сфере политики. Она выражает способность  субъекта обеспечить подчинение объекта  в сфере политики. Политическая власть представляет собой специализированный, организационно-правовой, институционализированный тип власти. Как пишет французский  политолог Ж. М. Денкен, эта власть осуществляет специализированные функции, которые имеют политический характер: она осуществляет политический выбор  и обнаруживает коллективную волю, которая противопоставляется индивидуальным волям. Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп  проводить свою волю в политике и  правовых нормах.

46. Политические  партии и общественные объединения  в РБ

В РБ продолжается сложный  процесс формирования многопартийной системы, начавшийся в условиях острого  социально-экономического и политического  кризиса конца 80-х – начала 90-х  годов. Первая полови- на 90-х годов  характеризовалась достаточно быстрым  рос- том количества партий различных  политических ориентаций. Их число  достигало 43.Функционирующие в республике как официально зарегистрированные 18 политических партий отвечают нормативному требованию, которое устанавливает, что учредителе (членов) от большинства  областей и столицы должно быть не менее 1 тысячи. Кроме них, действуют и такие, которые не зарегистрированы в Министерстве юстиции.Существующим политическим партиям свойственны некоторые общие черты, без выяснения которых трудно судить о направлениях главных изменений в партийной системе Республики Беларусь. В числе наиболее проявившихся черт выделим: 
– отсутствие тесной связи как с традиционными классами и общественными слоями, так и с новыми (фермеры, предприниматели); 
– ориентация на гетерогенный по своему составу электорат, что приводит к претензии на представительство всех слоев населения; 
– включенность в партийную деятельность на уровне членства главным образом представителей старшего и среднего поколений; 
– возникновение партий как верхушечных образований; 
– формирование и поддержание жизнеспособности за счет наличия лидера и зависимость от него, а не наоборот; 
– закамуфлированный узконаправленный смысл существования в виде «помоста» для последующего скачка руководителей партии во власть; 
– медленное освоение правил «политической игры», ориентация на конфликт, безусловное подавление своего оппонента; 
– схожесть с корпоративными структурами; 
– неспособность существенно повлиять на «автономию» избирателей во время выборов; 
– слабое представительство в регионах.

Перспективы существующих и  могущих возникнуть политических партий будут зависеть от того, насколько  гибко и точно они будут  реагировать на социальную дифференциацию белорусского общества, происходящую в нем трансформацию ценностей, генерируя интересы все большей  части граждан и отражая остроту  подлинных, а не мнимых общенациональных проблем

БИЛЕТ 24

47. Мотивы власти.

Это мотив, который побуждает  человека к тому, чтобы обладать властью над людьми и происходящими  вокруг событиями, контролировать их, управлять ими, оказывать на них  влияние. Люди, имеющие такой мотив, активно стремятся к власти, получают удовольствие от того, что имеют  власть и пользуются ею. Они активно  стремятся занимать руководящие  посты, являются участниками различных  политических движений и общественных организаций, стараются возглавить соответствующие движения и организации. В группах и коллективах, к  которым эти люди принадлежат, они  стараются стать лидерами и со­хранить за собой это положение. Телеологические  определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.Бихевиористские  трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при  котором одни люди командуют, а другие подчиняются.психологическая потребность, определяющая стремление к власти. М.в. сводится к потребности в  доминировании, влиянии, в ощущении своего могущества и превосходства. Д.МакКлелланд выделял социоцентрическую  мотивацию и эгоцентрическую.

48.Политическая  партия. Типы и функции политических  партий.

Политическая партия — это основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение людей, представляющее определенные общественные классы, социальные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической власти либо участия в ней.

Цели политических партий

Любая партия непосредственно  ставит перед собой задачу овладеть политической властью в стране или  принять в ней участие через  своих представителей в органах  государственной власти и местного самоуправления.

Основными целями партий являются:

-формирование общественного мнения;

-политическое воспитание  и образование граждан;

-выражение мнений граждан  по любым вопросам общественной  жизни, доведение этих мнений  до сведения широкой общественности  и органов государственной власти;

-выдвижение кандидатов (списков  кандидатов) на выборах различного  уровня.

Прочие цели определяются политической программой партии.

БИЛЕТ 25

49. Понятие власти.

Власть - это фундаментальное  начало жизни общества и человека. Жизнедеятельность общества предполагает управление им, так как иначе неизбежен  хаос и распад социальной системыВласть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать известному существу или: 1) на основании его абсолютного превосходства перед всеми другими — такова власть Божия; или 2) на основании относительного преимущества, вытекающего, однако, из естественной необходимости или по закону природы — такова власть родителей над малолетними детьми; или наконец 3) на основании относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта — такова власть господина над купленным или взятым в плен невольником. Власть политическая или государственная, неизбежно возникающая на известной степени развития, принадлежит ко второй из указанных категорий, выражая естественное право общественного целого на подчинение частей. Государственная власть, единоличная или коллективная, представляет единство и целость данной общественной группы. Следовательно, значение власти связано с тем положением, что права и интересы целого должны быть определенным образом представляемы в отличие от частных прав и интересов, поскольку простая сумма сих последних еще не составляет общественного целого. Этот привходящий особый элемент единства может различным образом пониматься и допускаться в различной мере, но необходимое его существование едва ли подлежит серьезному спору. Практический вопрос здесь только в том, кем и как должна быть представлена верховная власть, носительница идей и интересов общественного целого.

50. Кадровые партии, массовые партии, левые партии, правые  партии, правящие партии, оппозиционные  партии.

Кадровые партии возникли в эпоху ограниченного избирательного права. В замкнутом политическом пространстве они выражали интересы господствующих классов (преимущественно буржуазии). Главной целью таких партий былапобеда на выборах. Для этого они стремились не к расширению своих рядов, а к объединению элит, влияющих на избирателей. Кадровые партии сохранились до наших дней. В них нет фиксированного членства, членских билетов и взносов. Основным структурным элементов кадровой партии являются местные комитеты, создаваемые по территориальному принципу. Комитет состоит из небольшой группы активистов (пополняемой путем кооптации) и является сплоченной, авторитетной группой с навыками работы в массах. Главная функция местных комитетов – организация предвыборных кампаний, выяснение мнений и ожиданий избирателей, подбор кандидатов во власть, содействие партийным лидерам в формировании предвыборных политических программ. Комитеты действуют в предвыборные «сезоны». Они автономны, слабо связаны друг с другом. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата во власть. Идеологическая платформа интересует комитеты только с точки зрения успеха на выборах. (К числу кадровых партий относится большинство либеральных и консервативных партий Европы).

Массовые партии возникли с введением всеобщего избирательного права. Эти партии ориентированы на расширение собственного членского состава, на воспитание масс и формирование элит из народа. Основу массовой партии составляют первичные организации, формируемые по территориально-производственному принципу. Первичные организации открыты для новых членов. В массовых партиях наличествует жестко фиксированное членство, подлежащее учету и регистрации, выдаются членские билеты, уплачиваются членские взносы, определяется партийный стаж (в ряде случаев имеет место понятие «ветеран партии»). За счет членских взносов существует сама массовая партия. Цели и структурные принципы массовых партий привели к сложению в них сложной иерархической структуры, партийного аппарата, громоздкой системы управления. Партийная дисциплина, укрепляющая единство партийных рядов, распространяется на всех членов партии (в том числе на депутатов парламента, подчиненных в своей парламентской деятельности программе и уставу своей партии). Массовые партии проводят постоянную организационную и идеологическую работу.

М. Дюверже выделил три типа массовых партий:

- социалистические,

- коммунистические,

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"