Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ 6

11. Политические взгляды Джона Локка

Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конституционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал понятия "личность", "общество", "государство". Локк считал, что государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством. Не обеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.  

Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и; судебную власть он относил к исполнительной. Государство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.

12. Избирательные  системы, мажоритарная, пропорциональная, смешенная избир система, референдум

Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Наряду с определенными  достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.

В условиях остроконфликтного  общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

На преодоление этих и  некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.

К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и  непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

В последние десятилетия  некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.

Ориентируя субъектов  политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные  системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.

            Разнообразные республиканские  и монархические формы государства  не исчерпывают всех механизмов  правления. Одним из них является институт референдума. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне, хотя в целом он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности парламента.

В разных странах имеются  существенные расхождения в области права инициирования референдума. В одних государствах инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в других— и президент, в третьих — непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тысяч подписей. Для того чтобы референдум состоялся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены.

БИЛЕТ 7

13. Политические взгляды Томаса Гоббса

Гоббс (1588-1679) «подарил» политологии  очень детальную аналогию между  государством и живым организмом. Называя государство «смертным  богом», представлял его подобием библейского чудовища Левиафана. Гоббс   автор термина «политическое  государство», долгое время использовавшегося  учеными для обозначения государств, основанных на всеобщем соглашении (общественном договоре). Оптимальной формой самоорганизации  общества Гоббс считал соглашение, при котором монарх получает право  на неограниченное и беспощадное  подавление «естественной войны  всех против всех», разжигаемой человеческим эгоизмом, а заодно и на поощрение  полезных видов деятельности. Разделение властей для Гоббса равноценно разрушению власти. Этому философу приписывают  авторство очень популярных в  политологии и правоведении афоризмов: «разрешено все, что не запрещено», «благо народа – высший закон».Томас  Гоббс свое политическое учение изложил  в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Верховная власть и независимость светского государства  — основные идеи его политического  учения. Признавая только три формы  государства, он полагал, что самая  лучшая форма власти — монархия, но в то же время отрицал теорию божественного происхождения власти и утверждал, что источником королевской  власти является общественный договор. Государство — человеческое, а  не божественное установление. В учении Т. Гоббса, таким образом, сосуществуют две концепции — либеральная ("общественный договор") и консервативная ("приоритет монарха и обеспечение  свободы"). Сильное государство  — средство избавления от человеческих недостатков. Настаивая на том, что  монарх не имеет отношения к общественному  договору, который заключает общество, а потому его власть не может быть ограничена обществом, Гоббс был  против разделения власти.

14. Мажоритарная  избирательная система.

Мажоритарная избирательная  система — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Разновидности:

1)По  методике определения победителя

Существуют три разновидности  мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

В первом случае избранным  считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства  кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно  больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы — система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post)

Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству голосов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного (или единственного) непередаваемого голоса.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное  большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

2)По  методам выдвижения кандидатов

В одних государствах кандидат может самовыдвигаться, в других — только от партии. С одной стороны, самовыдвижение позволяет попасть в парламент популярной личности; с другой — самовыдвиженцы отчитываются только перед избирателями, но могут и примыкать к удобной для них партии. Самовыдвижение в парламент — удобный приём для преступников, желающих получить депутатскую неприкосновенность, но правоохранительные органы могут инициировать процедуру по ее лишению.

Достоинства

Позволяет попасть в парламент  мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте. И наоборот, у «тёмной лошадки», не имеющей реальных заслуг перед  обществом, мало шансов попасть в  парламент.

Деятельность члена всякой партии связана не только ее уставом, а чаще карьерными соображениями  ее членов, приспосабливающихся к  внутренним тенденциям и исключающих  противоречия руководству, лоббирующего интересы бюрократии.

Необдуманные предложения  независимого депутата, или лоббирующие  криминал, слабость его позиций при  обсуждении вопроса и голосовании  по решениям, всегда будет легкой мишенью  для фракций и партий.

Недостатки

Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем  действительный процент избирателей, которые их поддерживают.

В частности, разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется  компактное проживание.

Избиратели, чтобы их голос  «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого  из двух лидеров.

Поэтому мажоритарная избирательная  система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).

Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

БИЛЕТ 8

15. Учение Т.Мора и Томаззо Кампанелла

Наряду с политическими  идеями, превозносящими и обосновывающими  возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые мыслителями того времени  Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует  частная и даже личная собственность. Возникновение утопического гуманизма  стало существенно новым явлением. Если все предыдущие гуманистические  течения служили, как правило, интересам  привилегированных, то теперь впервые  во главе были поставлены интересы угнетенных, самой многочисленной и  лучшей, по словам Мора, части человечества. Позиция, занятая Мором и Кампанеллой, придала гуманизму невиданную до сих пор демократическую окраску  и подлинную общечеловеческую красоту. В их работах рассматриваются  и вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации  производства и распределения в  интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и  анализируются многие другие вопросы  внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"