Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

70. Генезис понятия «гражданское общество»

Понятие "гражданское  общество" (ГО) – одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических качеств этого понятия обусловлена  повышением роли рядовых людей и  их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого  общества — экономической, политической, социальной, духовной.  Считается, что понятие "ГО" столь же древнее, как и политическая наука: нельзя поделить и раздельно учить диалектически противоречивое единство "аполитичного" гражданского общества и созданной им самим политической организации общества, в том числе страны.  В трудах ученых вот уже более двух тысячелетий ГО рассматривается, анализируется и описывается все более всесторонне  и достоверно. Соответственно понятие "ГО", вбирая в себя разные общечеловеческие ценности, приобретает все огромную смысловую многовариантность.

 В числе первых мыслителей, "заметивших" ГО как самостоятельную  субстанцию, традиционно именуется  древнегреческий философ Платон. Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о мудрости, об идеальном человеческом обществе приводят к мысли о том, что не считая государственно-организованной есть и остальные формы жизнедеятельности общества.

Понятие «ГО» восходит своими корнями и к идее полиса Аристотеля. Быть членом политики обозначало быть гражданином – членом страны и, тем самым, обязанным жить и действовать в согласовании с его законами и без нанесения вреда иным гражданам.

 Никколо Макиавелли, считал, что высшим проявлением человеческого духа является правительство, а смыслом и счастьем жизни — служение ему. По Макиавелли, политическая власть и политическая деятельность безнравственны, ибо безнравственна сама природа политических отношений.

 Так, Платон, Аристотель, Макиавелли увидели в сложном  переплетении экономических, политических, социальных и духовных отношений  государственно-организованного общества  наличие ГО.

БИЛЕТ 36

71. Гражданское общество: сущность, структура, черты

Гражданское общество –  это системы самостоятельных  и независимых от государства  общественных институтов и межличностных  отношений, которые создают условия  для самореализации индивидов и  отдельных 

коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются  частные интересы и потребности, в то же время, как государство  выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.  Основы гражданского общества следующие: экономические  – многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные  интересы; политическая сфера –  децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию  в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство  всех перед законом; в духовной сфере  – отсутствие монополии одной  идеологии и мировоззрения, свобода  совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.

Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем  каждый человек имеет право найти  себе дело по душе, в котором он мог  бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих  законных полномочий. Поэтому гражданское  общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который  охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику  – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру.

Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных  собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного

сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами  государства, ее фундаментального регулирования  и регламентации, но гарантируются  и охраняются государством. Условия  формирования гражданского общества: создание институтов частных (коллективных и индивидуальных), собственников

средств производства, развитие экономической конкуренции, активности и самостоятельности граждан  как равноправных хозяйственных  субъектов

72. Тенденции развития современного государства

Развитие современного государства  характеризуется, во-первых, процессами демократизации и социализации, созданием  правового и светского государства  основе общечеловеческих ценностей (власть народа, справедливость, Права человека и т.д.). В современных условиях эти ценности «мучили новое звучание: социальная справедливость, достойное  человека существование и т.д. Формирующееся  на их основе демократическое государство  означает, что это государство  народа, для народа посредством народа, представляющее большинство населения  и «раняющее интересы его меньшинства. В таком государстве власть осуществляется демократическими методами (смена партий у власти осуществляется путем выборов, принципиальные решения принимаются  референдумом — голосованием избирателей, в деятельности органов государства  огромное значение имеет учет общественного  мнения). Когда говорят о социальном государстве, то предполагают его активное участие в предоставлении социальных услуг населению, в охране здоровья людей, заботу о матери и ребенке, бесплатное общее образование,  установление   необходимого  минимума  заработной платы и прожиточного минимума, справедливое законодательное регулирование отношений труда и капитала. Концепция социального государства в последние годы претерпевает определенные изменения Все чаще выдвигается положение о «государстве труда»: государство должно обеспечивать основные нужды человека, но и он сам должен заботиться о себе и своей семье. Правовое государство означает связанность государства правовыми нормами, не только буквой, но и общими принципами права на основе общечеловеческих ценностей. Это взаимные права и обязанности и взаимная ответственность личности, коллективов и государства. Светское государство означает свободу религии и атеизма. Даже в ряде мусульманских стран при сохранении государственной религии действуют христианские церкви, буддийские храмы.Во-вторых, в современных условиях наряду с демократизацией и социализацией характерно, особенно для постиндустриального информационного общества «продвинутых» стран, создание технологического и технократического государства. При принятии решений и Управлении в современном высокоструктурированном обществе все шире используются специалисты (избираемые народом органы все l опираются на их мнение, оставляя за собой решение вопросов лишь общего характера, да и референдум законами многих стран задается проводить по некоторым вопросам, в том числе по специальным), применяются новые технологии, позволяющие просчитывать различные варианты. Одна из составляющих этой тенденции по лучила название «рационализированный парламентаризм». Вместе с тем различные технологии для прямой и обратной связи государственных органов (должностных лиц) с населением, технических специалистов с органами принятия решений (в том числе с парламентом правительством) используются также для манипулирования поведением широких масс, для оказания давления на органы, принимающие решения. Поэтому одна из проблем современного государства состоит в умении соединить демократию и технократию ради общих целей.В-третьих, уменьшается значение государственного принуждения изменяются его формы, возрастает роль государства-организатора, государства — социального арбитра. Государство, его органы стремятся гасить конфликты путем консенсуса и компромисса, применяя обычно не административные, а экономические, психологические и иные формы принуждения. Однако государство всегда остается (реально или потенциально) не только органом для выполнения «общих дел», но и институтом легализованного и легитимного принуждения. Оно может приобретать весьма жесткие формы (разгон демонстраций, смертная казнь и др.), но и такое принуждение может использоваться в интересах общества, для выполнения «общих дел».В-четвертых, практика свидетельствует о волнообразном движении в развитии государственного управления. Усиление регулирующей роли в экономике (а следовательно, в сфере социальных отношений и в определенной степени в политике и сфере личных отношений) достигает критической точки, когда зарегулированность стесняет естественное развитие общества, что влечет упадок экономической деятельности, снижение жизненного уровня населения, а иногда и медленную стагнацию, длящуюся десятилетиями (тоталитарные социалистические государства). С другой стороны, излишние социальные гарантии со стороны государства, для которых у общества не было достаточных ресурсов, приводили в Швеции, Испании, Норвегии к «бегству» капитала из страны, замедлению темпов развития. Снижение социальных льгот восстанавливало активность, но порождало недовольство населения и приводило к поражению правящей партии на выборах. Такие циклы повторяются.В-пятых, все более отчетливо проявляется тенденция к созданию гибридных, смешанных, переходных форм. Прежние классические формы президентской, парламентарной республики, федерализма, автономии, государственных режимов постепенно исчезают, их заменяют полупрезидентские, полупарламентарные республики, региональные государства, сочетающие черты унитаризма, федерализма, автономии. Возникают новые методы осуществления государственной власти, иные формы государственных режимов, соединяющие некоторые элементы авторитаризма и демократию. Создаются образования, сочетающие черты международного объединения и государственности Европейский союз, Союзное государство Белоруссии и России, Союз Сербии и Черногории и др.).

БИЛЕТ 37

73. Структура гражданского общества

Гражданское общество включает всю  совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и  без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему  независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим  образом. Базовые человеческие потребности  в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют  производственные отношения. Они составляют как бы первый уровень межличностных  взаимосвязей. Эти потребности реализуются  через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские  и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют уже второй уровень межличностных  взаимосвязей. Потребности данного  уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных  отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором  на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень  предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп  реализуются с помощью групп  интересов, политических партий, движений и т.д.

В гражданском обществе разрабатывается  единый комплекс

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение  прав человека и прав гражданина. Права  человека обеспечиваются гражданским  обществом, а права гражданина государством. В обоих случаях речь идет о  правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае — ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства  выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной и личной свободы каждого человека.

74.Сущность, структура, типы и функции государства

В широком смысле гос-во - это общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной тер-ии. Гос-во в узком смысле -это совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной тер-ии.

 Тип гос-ва определяют на основании признаков, присущих всем гос-вам. Экон-кой основой типологии государств есть определенный тип производственных отношений, которые выражают их социальную сущность и назначение. До сих пор существуют разногласия во взглядах как относительно критериев типизации, так и по типологии государств. Марксисты выделяют исторически-формацийный типы государств: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.  Западные политологи, толкуют гос-во как надкласову организацию, призванную удовлетворить общий интерес нации. Они разделяют гос-ва на индустриальные и развивающиеся. На Западе есть типология государств за политическими режимами, в соответствии с которой принято выделять: тоталитарный, авторитарный и демократический типы государств. Политологи выделяют еще национальный тип государства.  Американские исс-ли, выделили 3 типа гос-тв: 1. Положительное гос-во защищает владельцев от искажений рынке и от возможных посягательств неимущих на перераспределение национального дохода. 2. Гос-во социальной защищенности, цель социального регулирования в которой заключается в обеспечении прожиточного минимума для каждого гражданина, в ликвидации нищеты и обездоленности через социальное страхование и социальные программы. 3. Гос-во социального благосостояния проводит социальную политику, создавая равные жизненные условия для всех членов общества - через регулирование дох-в, расширения сферы гос-ных услуг.

Структура гос-ва - система органов и учреждений, которые выполняют внутренние и внешние функции гос-ва. Она охватывает: 1. Органы гос-ной власти, которые являются представительными, и как правило, законодательными; 2. Органы гос-ного управления, т.е. исполнительной-распорядительные; 3. Президента как главу гос-ва, который в руководстве государством непосредственно взаимодействует с представительными и исполнительной-распорядительными органами; 4. Органы правосудия, призванные обеспечить верховенство законов в государстве; 5. Контрольно-надзорные органы, к которым относятся прокуратура, разнообразные контрольные ведомства; 6. Органы охраны общественного порядка и органы государственной безопасности.         Гос-ные органы существенно отличаются от негос-ных органов, общественно-политических организаций. Только гос-ные органы в пределах своей компетенции выступают официальными выразителями интересов всего общества.

Функции гос-ва - это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме.

Политическая  ф. связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса, подавлением воли угнетённых классов, обеспечением политической стабильности, регулированием национальных отношений…

Правовая ф. всецело принадлежит гос-ву. Гос-во устанавливает правовые законы и нормы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская ф. гос-ва состоит в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнения решений, формировании и использовании кадрового корпуса управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, решений, предписаний, информационном обеспечении политики, осуществлении мер координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Экономическая ф. участие го-ва в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику.

Социальная ф. гос-ва проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума.

Образовательная ф. осуществления кардинальной реформы в сфере образования, выработка политики, охватывающей весь процесс образования от школьного до университетского.

Культурно-воспитательная ф. направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования духовности.

Внешние ф. гос-ва связаны с защитой границ, территории страны, вмешательством в дела других государств, поддержанием и развитием межгосударственных отношений, осуществлением внешней торговли.

БИЛЕТ 38

75. РБ: основные  черты государства

Одним из основных признаков  государства является суверенитет. Что он означает? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной арене.Верховенство проявляется в способности государственной  власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила  поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права  и обязанности граждан, должностных  лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.В  суверенитете государства находит  свое политическое и юридическое  выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность  государства независимо от других государств формировать и проводить в  жизнь свою внутреннюю и внешнюю  политику.В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.Формальным суверенитет государства считается  тогда, когда он юридически и политически  провозглашается, а фактически, в  силу распространения на него влияния  других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.Частичное  ограничение суверенитета может  быть принудительным и добровольным.Принудительное ограничение суверенитета может  иметь место, например, по отношению  к побежденному в войне государству  со стороны государств-победителей.Добровольное ограничение суверенитета может  допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими  государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них  целей. Добровольно суверенитет  ограничивается и тогда, когда государства  объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.Известный  французский теоретик государства  и права М. Ориу усматривал факт самоограничения  государственного суверенитета и в  том, что государственная власть должна подчиняться праву, действовать  в рамках права. «Все согласны, –  писал он, – что самоограничение  должно быть», т.е. что политическая власть должна самопроиз- 2. Основные черты  и особенности государства    вольно подчиняться положительному праву «и столь же самопроизвольно  исполнять лежащее на ней обязательство  создания положительного права с  целью связывания им своей деятельности». Вопрос лишь в том, продолжал М. Ориу, следует ли рассматривать такое  самоограничение как «акт или  решение субъективной воли государства  или же это есть результат объективной  государственной организации?»[2].Ответ  на данный вопрос автор искал в  разделении государственного суверенитета как понятия «весьма богатого», непосредственно связанного с «равновесием между правом в действии, каковым  является политическая власть, и осуществившимся  правом, которое есть положительное  право», на юридический и политический, или «правительственный», суверенитет. Ответ он искал и в неодинаковом характере соотношения данных видов  суверенитета с правом.Наряду с государственным  суверенитетом существуют суверенитет  народа и суверенитет нации.Суверенитет  народа означает его верховенство в  решении коренных вопросов организации  своей жизни – общественного  и государственного строя, основных направлений развития внутренней и  внешней политики, экономических  установлений и осуществления полного  и всестороннего контроля за деятельностью  государственных органов и всего  государства.Под суверенитетом нации  понимается полновластие нации, ее возможность  и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.Основным признаком государства наряду с отмеченными являются займы и налоги. Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы. Кроме основных признаков, каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами. У каждого государства свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращениялюдей друг к другу и приветствия. Они, как правило, отличаются краткостью, экспрессивностью и легкой произносимостью. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями – с другой.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"