Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ 12

23. Политическая  мысль в Средние века.

- ее богословская трактовка.Христианство, зародившееся в античном мире, восприняло его многие идеи: от идеалистического платонизма - убежденность о Превосходстведуховногомиранадматериальным, из учения Аристотеля - концепцию Бога как первопричины, из философии циников - равнодушие к земным вещам, из иудаизма - мессионизм и монотеизм. Успешно превратив утонченные идеалы философов в легкоусваиваемые догматы, христианство стало господствующей религией в средневековой Европе, наложив свой отпечаток на все сферы жизни, в том числе и политической. Но развитие знаний о политике не остановилось. Один из основоположников христианской политической теории - Аврелий Августин (354-430 г.г.), епископ Гиппонский (Северная Африка). В своем основном трактате "О граде Божьем'', написанном под впечатлением о взятии Рима ордами Алариха в 410 г, Августин выдвинул учение о двух градах - божественном и человеческом. Разделив мир на "град небесный'' (происходящий от Авеля), природа которого божественна и вечна, и "град земной" (происходящий от Каина), Августин видит их неизбежное взаимодействие. Сводя воедино священную и мировую историю, он ставит проблему обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и Человека.  Доминиканский монах Фома Аквинский (1225/26-1274) в своем богословском сочинении "Сумма теологии" разрабатывает также проблемы христианской политической теории. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Специфика томисткой онтологии (учение о бытии} - своеобразный индивидуализм: в мире Фомы постоянно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.

24. Социализм определение,  основные принципы и идеи

Социализм - это система отношений в обществе, имеющая максимальную устойчивость к внешним неблагоприятным условиям и характеризующаяся:

- общей собственностью  всех членов на все имущество  общества,

- отсутствием семьи,

- единой верой, существовавшая  в чистом виде только в первобытную  эпоху. Все попытки реставрации  социализма в последующие эпохи  в масштабах государств являлись  непродолжительными и были обречены  на отмирание.

 Позже были выделены  несколько другие уже четыре  признака социализма:

1. Уничтожение  частной собственности.

2. Уничтожение  семьи.

 Прокламируется большинством  социалистических учений. принцип  проявляется как уменьшение роли  семьи, ослабление семейных связей, уничтожение некоторых функций  семьи. Опять отрицательная форма  этого принципа более универсальна.

 Как положительное  утверждение определенного типа  отношений полов или детей  с родителями он представляется  в нескольких видах: как полное  разрушение семьи, общность жен  и уничтожение всех связей  детей с родителями, вплоть до  того, что они не знают друг  друга; как расшатывание и ослабление  семейных связей; как превращение семьи в ячейку бюрократического государства, подчиненную его целям и его контролю.

 3. Уничтожение религии. Нам особенно удобно наблюдать враждебность социализма религии, ибо она присуща за малым исключением всем современным социалистическим государствам и учениям. Но действия других социалистических государств не оставляют сомнения в том, что всеми ими руководит именно этот принцип уничтожения религии и лишь внешние трудности препятствуют пока его полному осуществлению. Тот же принцип многократно провозглашался социалистическими учениями, начиная с конца XVII века.

4. Общность или  равенство. Это требование встречается почти во всех социалистических учениях. Отрицательная форма того же принципа - это стремление уничтожить иерархию окружающего общества, призывы "унизить гордых, богатых и власть имущих", упразднить привилегии. Часто эта тенденция порождает враждебность к культуре как фактору, вызывающему духовное и интеллектуальное неравенство, а в результате приводит к призыву уничтожить культуру. Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи французского мыслителя Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика. Попытка реализовать идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализма — маоизм. Отрицая священные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «светлому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского населения (особенно во времена «культурной революции»). Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, всегда отстаивающая приоритеты социального и межгосударственного мира и связывающая идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего самоуправления. Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы) в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократического социализма», трудности, связанные с реализацией «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и др. негативно сказались на влиянии социал-демократии в мире.

БИЛЕТ 13

25. Проект идеального  государства Платона.

Основными политическими  произведениями Платона являются трактаты «Государство», наиболее известное  произведение Платона, «Законы» и диалог «Политик». «Государство» описывает  политическую утопию, противопоставляемую  круговороту реальных государственных  форм.

Платон выделяет три формы  правления, каждая из которых в зависимости  от наличия или отсутствия законности делится на две: Власть одного: законная - монархия, незаконная - тирания; Власть немногих: законная - аристократия, незаконная - олигархия; Власть большинства: законная - демократия, незаконная - охлократия. Наихудшей формой он считает демократию. На страже государства стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает  справедливость. Это понятие наполнено  у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные  и даже разнородные части государства  в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства. Тремя другими  являются мудрость, мужественность и  рассудительность. А эти добродетели  в государстве будут лишь в  том случае, если будут в государстве  их носители.

Также и воспитание в идеальном  государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. И поэтому оно возлагается  на государство. Воспитание включает в  себя гимнастические и мусические (духовные) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал  воспитания - калокагатия, который означал, что человек должен соединить  в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство.

Опорой власти и порядка  будут воины-стражи. Вся жизнь  и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось иметь частную  собственность и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном  государстве уравнены в их правах и возможностях. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же воспитание, что и мужчины.

Проект идеального государства  предусматривает введение для стражей  общности жён и детей.

Отрицая индивидуальную семью  у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей он оставляет на долю властей идеального государства. При  этом брак отводится под присмотр правителей, задача которых - чтобы  лучшие соединились с лучшими, а  худшие - с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей  и относят в общие ясли к  кормилицам. Детей же, слабых изымают  из жизни государства.

Кроме того, в проекте  совершенного строя отсутствует  сословие рабов. Признавая свободу  членов всех трёх сословий, Платон постоянно  подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. Причём счастье прекрасного  целого - это не обычное человеческое ‹‹хорошо››, а философско-политическое ‹‹справедливо››.

26. Особенности идеологических  течений современности

БИЛЕТ 14

27. Политическая  мысль Греции

Политические проблемы обсуждаются  во многих произведениях поэтов и  мыслителей доклассической Греции –  от размышлений Гомера о царском  сане (ок. середины или конца VII в. до н.э.) до трудов афинского поэта и  законодателя Солона (ок. 600 г. до н.э.). Тем  не менее лишь в середине V в. до н.э. такие софисты (sophists), как Протагор и Антифон, ввели в оборот систематическую  политическую теорию, основанную на разумном доказательстве. При этом их главными заботами были исследование связи между "природой" (nature) и "обычаем" и вопрос: идет ли на пользу индивиду подчинение законам государства  и обычаям?Большой вклад в разработку методов политического анализа  внес Сократ (Socrates), а греческое политическое мышление в целом достигло кульминации  в IV в. до н.э. в работах радикального идеалиста Платона (Plato) и более  консервативного и прагматичного  Аристотеля (Aristotle). Несколько конкретных исторических предпосылок помогают понять причину сравнительно короткого  периода процветания систематической  и практической политической мысли  в Греции. К середине V в. независимый  город-государство, иначе называемый "полис" (откуда происходит наше слово "политика"), упрочил свое положение  как базовой единицы политической организации Греции

Образцами расцвета политической мысли Древней Греции и Древнего Рима могут служить известные  политические теории Платона, Аристотеля, Цицерона. Они стали основой для  развития политической науки.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает  справедливость. Это понятие наполнено  у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные  и даже разнородные части государства  в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства. Тремя другими  являются мудрость, мужественность и  рассудительность. А эти добродетели  в государстве будут лишь в  том случае, если будут в государстве  их носители.

28. Идеология Белорусского государства

Идеология  белорусского  государства  – это учение  о нормах  жизни,  идеалах и ценностях

белорусского  народа,  об  идеологической  политике  государственных  институтов,  об  идеологических

процессах, характеризующих  цели и особенности белорусского пути общественного развития.

На  политическом  уровне  идеология  обретает  форму  идеологической  доктрины.  Белорусская 

идеологическая  доктрина  является  мировоззренческой  основой  идеологии  белорусского  государства  в 

современных  конкретно-исторических  условиях.  Формой  существования  нашей  идеологической  доктрины является  национальная  идея.  Основным  содержанием  белорусской  национальной  идеи  являются  такие фундаментальные  понятия,  как:  общечеловеческие  христианские  ценности,  национально-государственное  самосознание, гражданственность, патриотизм. Однако белорусская идеологическая доктрина, или национальная идея, как  мировоззренческая основа государственной  идеологии,  составляет  ее  очень  важную,  существенную,  но  все  же  часть  идеологии белорусского  государства.  Если  же  подходить  к  анализу  идеологии  системно  и  рассматривать  ее  как системную  конструкцию,  как  системную  модель,  необходимо  учитывать  все  сферы  жизнедеятельности нашего государства и белорусского пути развития.  Итак,  правовой  основой  идеологии  белорусского  государства  является  Конституция  Республики Беларусь.  Конституция  любого  государства  и  в  том  числе  белорусского,  является,  по  сути,  главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующем разделе книги. Следующей составной частью Белорусской идеологии белоруссского государства является белорусская политическая  система  как  политическая  основа  идеологии  государства.  Белорусская  политическая  система основана  на  Конституции  Республики  Беларусь,  но  основные  особенности  белорусской  политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития со стороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков. Четвертой  составляющей,  или  составной  частью  идеологии  белорусского  государства,  является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, о которой было сказано выше. Это – мировоззренческая основа идеологии государства.  На сегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии  белорусского  государства:  Конституция,  белорусская  экономическая  модель,  белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"