Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 64.52 Кб (Скачать файл)

   1.  Маккиавелли: Политика – это деятельность, необходимая для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно ее использовать.

     Классическим  определением политики является  определение Макса Вебера. Он  различает политику в широком  и узком смыслах.

     В широком  смысле: Политика – это  деятельность  по самостоятельному управлению.

     В узком смысле: Политика – это деятельность  по участию в государственной  власти или в оказании влияния  на нее. 

    С точки зрения  функционирования политических  институтов различают:

Макрополитику – функционирование государства и его интересов, как единого целого.

Микрополитику – охватывает деятельность определенных организаций.

Мегаполитику – включает в себя национальные и наднациональные политические институты в их взаимодействии по вопросам, касающимся всего человечества.

     Функции политики:

  1. Выражение властнозначимых интересов всех групп и слоев общества
  2. Разрешение общественных конфликтов
  3. Управление политическими и общественными процессами в интересах определенных слоев населения или общества в целом
  4. Интеграция различных слоев населения, обеспечение стабильности и порядка
  5. Политическая социализация
  6. Обеспечение преемственности и иновационности развития общества

   4.  Политическая власть основана на легальном принуждении одной организованной группы над отдельной его частью. Для возникновения политической власти необходимо:

  1. Соиальное разделение и различие  между власть имущими и теми в отношении которых власть осуществляется
  2. Наличие институтов организованного и легального принуждения
  3. Наличие общественных норм и законов, устанавливающих, что отдающий приказы имеет на это право

     Высшим видом  политической власти является  государственная власть. Для ее  существования необходимы дополнительные  признаки:

  1. Отдаленность от общества, выраженная в существовании аппарата управления
  2. Суверенитет
  3. Централизованность и всеобщность
  4. Монополия на легальное применение сил
  5. Максимальный объем ресурсов

      Функции  власти:

  1. Обеспечивает целостность общества, разделенного на классы, группы и слои
  2. Подчиняет определенному порядку общественные отношения с целью предотвращения конфликтов
  3. Осуществляет авторитарное распределение ценностей
  4. Обеспечивает управляемость общества и определяет приоритетные цели  его развития
  5. Организует массы и мобилизует ресурсы для осуществления определенных целей и защиты общества от внешних угроз

  5.   Ресурсы власти – это все, что может быть использовано для принуждения.

     Выделяют группы  ресурсов:

1.Принудительные (они используются для создания угрозы объекту)

•физическая сила

•оружие

•психологические угрозы

•административное наказание

2.Утилитарные (действуют в качестве компенсации за готовность объекта подчиняться)

•деньги

•продвижение по службе

•услуги

3.Знания (они позволяют субъекту обладать авторитетом или осуществлять власть в форме убеждения или манируляции)

•образование

•информация

•средства массовой информации

4.Нормативные (они придают обязательность командам субъектов)

•законы

•традиции

     Ресурсы различаются  по ликвидности:

♦ высоколиквидные – те, которые могут быть использованы сразу без предварительной подготовки (деньги, свободное время, умение манипулировать)

♦ низколиквидные – те, которые требуют определенного времени для их мобилизации (солидарность, организованность)

     Механизм политической  власти – совокупность органов,  учреждений и должностных лиц,  которые в установленном правовом  порядке наделены властными полномочиями  и участвуют в осуществлении  государственной политической власти. Следует добавить, что это не  только 

 

7.Политическая  система – совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

     В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы):     

● Политическая власть. ● Политическая организация.

● Политические отношения. ● Политическая культура.

● Политические и общественные организации. 

     Под политической организацией  понимается, в первую очередь,  государство. Оно является ведущим  политическим институтом, сосредоточившим  в себе максимальную политическую  власть.

      Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.     

Выделяют следующие политические отношения: 

● между субъектами политики;

● между властными органами (по вертикали и горизонтали);

● между властными органами и общественными организациями  и движениями.    

Политическая культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики.    

Политическаякультура:  

● дает знание законов и  механизмов осуществления политики;

● формирует отношение  человека к политической жизни и  окружающей среде;

● способствует пониманию  целей и содержания политики.

     Политические общественные организации  и движения как элементы политической  системы, в первую очередь,  это партии. Партии играют важную  роль в функционировании политической  системы, общества в целом.  Большинство стран являются многопартийными,  на планете "беспартийных" обществ  не наблюдается и двух десятков.

     Выделяются  следующие функции политической  системы:

■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного  общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

■ управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

■ мобилизация средств  и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

■ выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений;

■ удовлетворение интересов  различных субъектов политических отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или иными  идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей  людей);

■ интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие  в обществе противоречия, преодолевать конфликты);

■ политическая социализация (посредством которой формируется  политическое сознание индивида и он "включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря  чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых  членов общества и приобщения их к  политическому участию и деятельности);

■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени  соответствия реальной политической жизни  официальным политическим и правовым нормам).

2.Термин политология состоит из двух греческих слов Politika + logos (наука о политике)

Методы политологических исследований делятся на три группы:

1.Общие методы исследования политических объектов

К ним относится: • социологический  ( предполагает выяснение зависимости политики от общества)

    • функциональный (изучает зависимость между политическими явлениями)

    • структурно-функциональный  анализ (предполагает рассмотрение  политики                                              как системы, каждый элемент  которой выполняет специфические  функции)

  • системный подход (рассматривает политику, как целостный организм,                                      который находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой)     

• институциональный ( изучает институты с помощью которых осуществляется политическая деятельность)

  • бихевиористический (изучает политику через исследование поведения

                                              отдельных личностей и группы)

   • сравнительный (предполагает сопоставление однотипных политических

                                              явлений с целью нахождения  их общих черт и специфики)

  • исторический (изучает политические явления в их временном развитии

                                              и выявляет связь прошлого, настоящего  и будущего)

1.Общечеловеческий методы (общие для всех наук)

• индукция • дедукция • анализ • синтез

 • абстрагирование  • моделирование и т.д.                

2.Эмпирические методы

  • статистика  • наблюдение         • эксперименты  

 • теория игр

     Функции политологии:

3.Познавательная (она реализуется в исследовании мира политики, его описании и выявлении особенностей и закономерностей)

4.Методологическая (проявляется во-первых в использовании накопленных знаний для дальнейших исследований, во-вторых в использовании политических знаний в качестве теоретической основы конкретными политическими науками)

5.Прогностически-управленческая (проявляется в возможности прогнозировать ход событий и принимать эффективные управленческие решения)

6.Оценочные (проявляются в способности общественных субъектов, опираясь на науку, выносить суждения о значимости, приемлемости или неприемлемости политических фактов)

7.Социализирующая (проявляется в том, что изучение политической науки способствует приобретению навыков анализа политической жизни, оценки властвующих и формирования современной политической культуры)

   10.  Термин «государство»  употребляется в двух значениях.

     В широком  смысле под государством понимается  объединение людей на определенной  территории на основе публичной  власти.

     В узком значении государство – это специальный аппарат управления обществом.

     В политологии  термин «государство» употребляется  в узком значении:

     Государство – это универсальный политический институт, осуществляющий власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующей их взаимоотношения с помощью права.

     Концепции происхождения  государства:

1.теологическая (ее представители  исходят из того, что источником  государственной власти является  божественная воля.  Государство существовало всегда и народ должен во всем ему повиноваться)

2.патриархальная (родоначальник  Аристотель. Он объяснял происхождение государства разрастанием семьи и превращением отеческой власти над детьми в государственную власть монара над подданными)

3.договорная (родоначальник  Гоббс, Локк, Руссо. Люди заключили общественный договор и передали свои права на управление монарху)

4.насилия (Гумпилович, сторонники этой теории объясняют возникновение государства тем, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые и для поддержания порядка на завоеванных территориях создавали специальный аппарат подавления ми управления, т.е. государство.)

5.марксисская (Маркс, Энгельс. Происхождение государства объясняется расколом общества на противоборствующие классы, из-за разделения труда и появления частной собственности)

6.ирегационные (появление  государства из определенных  географических территорий)

Признаки государства:

1.наличие определенной  территории на социальном пространстве которой существует общность людей

2.наличие публичной власти

3.суверенитет

4.система управления, т.е.  органы законодательной, исполнительной  и судебной власти, аппарат принуждения  и органы безопасности

5.монополия на взимание  налогов и сборов

6.наличие права и гражданства

     Внутренние  функции государства: 

1.экономическая (государственное регулирование экономики через налоговую, кредитную, инвестиционную и таможенную политику)

2.социальная (включает регулирование социальных отношений через демографическую, эмоциональную и религиозную политику, а также создание системы социального обеспечения)

3.культурно-воспитательная (реализуется через создание государственной системы учреждений образования, науки и культуры)

4.охрана общественного  порядка и поддержание дисциплины  граждан в рамках существующего  права

    К внешним относятся:

1.защита страны от внешней  агрессии

2.защита государственных  интересов на международной арене  через дипломатическую деятельность

3.развитие сотрудничества  с другими странами мира в  целях обеспечения благоприятных  условий для развития национальной  экономики и интеграции в мировую  экономику)

6.Легитимность – признание большинством общества или его социально-значимой частью необходимости, обоснованности и законности данной политической власти, выраженное в согласии подчиняться ей добровольно.

     Понятие легитимности  ввел Макс Вебер. Он выделил  три чистых типа легитимности:

1.Традиционная (политическая власть основана на религиозной вере в священность существующих порядков и на традиционной привычке к подчинению, она характерна для доиндустриальных обществ аграрного типа и феодальных монархий.

2.Харизматическая (политическая власть основана на эмоциональной вере в необыкновенные качества и свойства лидера. Ей обладают пророки – основатели мировых религий, великие полководцы и политические вожди)

3.Религиозно-легальная (политическая власть основана на рациональном интересе, понимании необходимости власти, действующей на основе и в рамках закона)

Различают два типа кризисов легитимности:

4.Кризис персональной легитимности (связан с утратой общественного доверия к личности политического лидера, главы государства или составу парламента.Преодолевается через проведение очередных или неочередных выборов.

5.Институциональный (возникает и развивается на основе массового недоверия переростающего в нетерпимость к устройству государства и к способности его институтов осуществлять успешную социально-экономическую политику. Если данный кризис не преодолевается путем реформ, то перерастает в революцию)

          Существуют индикаторы степени  легитимности:

1.Уровень принуждения, который используется властью для осуществления своей политики

2.Наличие или отсутствие попыток незаконного свержения данного правительства или политического лидера

3.Наличие или отсутствие массовых акций гражданского неповиновения, а также их сила

4.Результаты выборов, референдумов и социологических опросов

8.В каждой стране существует уникальная политическая система, специфика которой обусловлена особенностями социально-экономической, культурной и международной среды её существования, историческими традициями. Вместе с тем, сравнительный анализ позволяет классифицировать все многообразие политических систем по отдельным группам – типам. В политологии используются различные типологии политических систем в зависимости от того, какие критерии применяются для их классификации:

 

По характеру взаимодействия со средой:

а)      открытые;

б)      закрытые.

 

По типу общества (классификация  Р.Арона):

а)      традиционные;

б)      тоталитарные;

в)      модернизованные демократии.

 

Политическая культура и  ролевая структура (характер взаимодействия между собой различных политических институтов) – типология Г. Алмонда:

а)      Англо-американская (характеризуется однородной политической культурой, автономными политическими партиями и средствами коммуникаций - стабильность);

б)      Европейско-континентальная (раздробленная политическая культура, взаимная зависимость между партиями и группами - нестабильность);

в)      Доиндустриальная (недемократичность, нестабильность, конфликты между социальными группами, разделенными этносом, языком, религией, кастой, регионом) – развивающиеся страны;

г)      Тоталитарная (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции общества, что достигается насилием и подавлением оппозиции).

 

По политическому режиму и уровню развития гражданского общества:

а)      демократическая;

б)      авторитарная;

в)      тоталитарная.

  11.   Форма государственного устройства – это принцип деления территории государства на отдельные части, конституционный статус этих частей и принципы взаимоотношений между центральными и местными органами власти.

     По форме  государственного правления государства  бывают:

1.унитарные

2.федеративные 

3.конфедеративные

     Унитарное государство – единое политическое образование, состоящее из административно- территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

     Унитарное государство  имеет единую конституцию, гражданство  и систему государственных органов.

     Делятся на:

◊  простые

◊  сложные

   Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы.

     Признаки федерации:

1.территорию федерации  образуют территории ее субъектов

2.в большинстве федеративных  государств наряду с общефедеративными конституцией и законами действуют конституции и законы ее субъектов

3.субъекты федерации имеют  соответствующие высшие законодательные,  исполнительные и судебные органы

4.в федеративном Парламенте  есть палата, представляющая интересы  субъектов федерации

5.субъекты федерации, как  правило не имеют права сецессии

    Конфедерация – союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных целей.

     Признаки конфедерации:

1.члены конфедерации полностью  сохраняют суверенитет

2.в компетенцию конфедеративных  органов обычно передаются только  некоторые вопросы

3.решения конфедеративных  органов имеют рекомендательный  характер

    На сегодняшний  день конфедераций в чистом  виде не существует.

     Элементами  конфедерации обладают Европейский  Союз, СНГ, Союз Беларуси и России

15. 1.По участию в осуществлении политической власти и роли в политической системе:

♠ правящие (формирует правительство  и определяет политический курс развития страны)

♠ оппозиционные (сосредотачивает  свою деятельность на выдвижении программ, альтернативных правящей партии.

2.По названному основанию:

♠ парламентские (ориентируются  на политическую деятельность в условиях парламентаризма, создавая свои фракции  в законодательном органе.

♠ авангардные (отличаются жесткой  субординацией и централизмом как  в период борьбы за политическую власть, так и в условиях осуществления  этой власти.

3.По организационной структуре:

♠ кадровые (отличаются немногочисленностью, опираются на политиков-профессионалов, финансовую элиту, которая в состоянии  обеспечить им материальную поддержку.с

♠ массовые (многочисленны  по своему составу, имеют постоянное членство и ярко выраженную идеологическую направленность, в финансовом плане ориентируются на членские взносы

    На основе внутренней организации:

♠ с фиксированным членством (оформленные)

♠ со свободным членством (неоформленные)

♠ со строгой дисциплиной  и сильной структурой (централизованные)

♠ со слабой структурой и  отсутствием жесткого подчинения (децентаризованные)

4.По характеру политической  доктрины:

♠ революционные (радикальные) – стремятся преобразовать общество насильственным путем

♠ реформистские (умеренные) – путем реформ

♠ консервативные – призывают к устойчивому сохранению общественного строя

♠ реакционные – своими действиями способствуют общественному прогрессу

♠ левые – сторонники радикальных методов переустройства общества

♠ правые – в основном ориентируются на консервативные ценности, стабильность политической системы, отрицание  революционного переустройства

♠ центристские – представляют умеренные политические силы, предпочитающие реформаторский путь развития на основе учета общественных интересов

5.По социальной среде  деятельности:

♠ моносредные – действующие в одной социальной среде

♠промежуточные – находящиеся в поиске своего влияния в разных общностях

♠всеобщие – ориентированные на получение влияния во всем обществе

6.По месту и роли  партий в политической системе:

♠государственные – партийная идеология становится государственной, партия формирует систему госуправления)

♠авторитарные – не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой

♠парламентские – ставящие задачу завоевания своей власти путем победы на выборах

 16.    Партийная система – совокупность существующих в обществе политических партий и принципы взаимодействия.

     Виды рартийных систем:

1.Однопартийная – свойственна недемократическим режимам и связана с исключительным правом одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе.

□ строгая однопартийная  система (исключает даже формальное существование других партий, СССР, Северная Корея, Африка)

□ фактически однопартийная  система (не исключается возможность  существования нескольких партий, но под жестким тотальным идеологическим и информационным контролем одной  правящей партии)

     Основные признаки  однопартийной системы:

☺ монополия одной партии на государственную власть

☺ отсутствие политической конкуренции

☺ партия – единый идеолог, стратег, единый представитель народа

☺ сращивание партийного аппарата и госаппарата

☺ отсутствие сменяемости  политических лидеров

     Функционирование  однопартийной системы приводит  к отчуждению власти народа, в  обществе устанавливается тоталитаризм  или авторитаризм.

2.Двухпартийная  (бипартийная) система – характеризуется наличием в обществе двух наиболее влиятельных партий, который являются реальными претендентами на власть и попеременно управляют государством в результате победы на выборах.

     Не исключается  существование и деятельность  других партий, но их шансы  на получение государственной  власти не велики.

     Двухпартийная  система складывается постепенно  и существует в странах с  богатым опытом политического  плюрализма и демократии.  

3.Многопартийная система – формально несколько политических партий, реально претендующих на власть и получающих в результате выборов парламентское правительство.

     Основные черты:

☺ отсутствие монополии на власть

☺ наличие реальной политической конкуренции

☺ примерно равные шансы  на получение власти

☺ создание блоков и коалиций на выборах  

     Франция, Италия, Германия

19.    Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

      Характерными  чертами политической элиты являются следующие:

●это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

●высокий социальный статус;

●значительный объем государственной  и информационной власти;

●непосредственное участие  в осуществлении власти;

●организаторские способности  и талант.

Элиты типологизируются по ряду оснований:  

     По отношению  к власти выделяют:

●правящую элиту;

●неправящую, или контрэлиту.    

    По уровню компетенции:

●высшая (общенациональная);

●средняя (региональная);

●местная.

     По результатам  деятельности (эффективности):

●элита;

●псевдоэлита;

●антиэлита.  

     Кроме того, выделяют :

"Элиту крови", или  аристократию; элиту богатства, или  плутократию; элиту знаний, или  меритократию.

Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические  элиты.

Закрытые и открытые.    

В. Парето выделял два главных  типа элит: "львы" и "лисы".    

Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.    

"Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита  "лис" динамична, она обеспечивает  преобразования в обществе.

22.Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером: политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет). 
1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран) 
2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин) 
3. Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - 
авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет "Харизмой". Это качество достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть.

     Легальное лидерство  характеризуется верой в правомерность  порядка избрания лидера с  посредством разработанных процедур  и формальных правил. Власть легального  лидера основывается на праве.

     Стили лидерства.

 Выделяют  авторитарный, демократический и «невмешательский» (либеральный) стили.     

        Авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет цели группы или общества и способы их достижения его власть основана на угрозе наказания. Его последователи превращаются в покорных исполнителей его воли.

      Демократический лидер пробуждает в людях чувство собственного достоинства, стимулирует политич. активность. Он всегда – внутри группы, стремиться максимально активизировать вклад каждого в деятельность группы, создает атмосферу сотрудничества.

     «Невмешателький» лидер избегает конфликтов, передает свои функции заместителям, не вмешивается в ход работы.

24.Избирательная система – способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

     Типы избирательных систем:

  1. Мажоритарная – в основе лежит принцип большинства.  Избирательные округа являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат.

♦ относительного большинства (избранным считается  тот кандидат, который получил  больше голосов избирателей, чем  любой из его соперников. США, Канада, Великобритания, новая Зеландия и т.д.)

♦ абсолютного  большинства (избранным является тот  кандидат, который получил более  половины голосов избирателей, участвовавших  в голосовании):

      ◊ система двух туров (если  ни один из кандидатов не  набрал более 50% голосов, проводится  второй тур в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов. Россия)

◊ альтернативное голосование (используется при выборах  в нижнюю палату парламента в Австралии. В одномондатном избирательном округе избиратель голосует за несколько кандидатов, отмечая цифрами напротив фамилий их предпочтительность.)

◊ квалификационного  большинства (поддержка 2/3 или ¾ от общего числа поданных голосов)

  1. Пропорциональная система – предполагает голосование по спискам  партий, что означет выделение многомандатного  округа либо нескольких округов.

  25.   Политические идеологии – теоретически упорядоченные системы идей и предствалений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости ее сохранения или изменения с точки зрения интересов организованной общности людей, которые осуществляют государственную власть или претендуют на нее.

     Политическая идеология – это мыслительные очки-линзы, через которые социальные слои смотрят на государство и на всю политическую систему в целом.

     Функции политических идеологий:

● отвечает на вопрос о смысле существования государства  и политической деятельности

● выражают и  представляют политические интересы и  потребности  отдельных социальных групп, политических партий и движений

● идейно интегрируют(обеспечивая единство их действий) и дезинтегрируют(противопоставляя друг другу) людей

● утверждают определенную иерархию политических ценностей  и соответствующий тип политических позиций, которые ориентируют и  мобилизируют массы, партии на действия по защите и реализации

● оправдывают  или отвергают существующий политический порядок, являясь тем самым важнейшим  средством легитимации власти правящей политической элиты или притязаний на государственную власть оппозиции

      Разделяются на две группы:

  1. «малые» идеологии (анархизм, пацифизм,феминизм и т.д.)
  2. Мировые идеологии (либерализм, консерватизм, фашизм)

30.Глобальные проблемы включают в себя четыре основные группы:

  1. социально-политические – предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, мирное разрешение межгосударственных споров, строительство ненасильственного мира. Эти проблемы носят первостепенный характер, так как от их своевременного разрешения во многом зависит существование человечества.
  2. Социально-экономические – связаны с преодолением экономической эксплуатации и слаборазвитости, нищеты и отсталости, с поиском путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов, острой демографической ситуации в развивающихся странах.
  3. Экологические – вопросы сохранения природной среды, требующие международных усилий и координации
  4. Гуманитарные – связаны с человеческим измерением общественного прогресса.

29.Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения м взаимовыгодного сотрудничества.

     Специфика современной  фазы международных отношений  обусловили избранный Республикой  курс на многовекторность во внешней политике, подразумевающей развитие мирных, равноправных, устойчивых, взаимовыгодных отношений как со странами-соседями, так и с государствами дальнего зарубежья. Причем основой таких отношений всегда является обеспечение и соблюдение национальных интересов белорусского народа, сохранение свободы, независимости и суверенитета.

     Основные приоритеты  Республики Беларусь во внешней  политике неизменны:

     □ укрепление  Союза с Россией

     □ постепенная  консолидация потсоветского геополитического пространства в рамках Содружества   

        Независимых  Государств и Евразийского экономического  сообщества

     □ активное  участие в общеевропейских политических  и экономических процессах

     □ развитие  отношений с государствами Ближнего  Востока, Китаем, странами Латинской  Америки 

     □ эффективное  сотрудничество с международными  организациями, прежде всего с  ООН

 28.    Социализм – политическая идеология, исторически связанная со стремлением трудящихся масс к обществу социальной справедливости, солидарности и защищенности.

     Принципы социализма:

● социальное равенство

● ликвидация частной собственности, которая рассматривалась, как социальное зло

● всеобщность труда

● отсутствие эксплуатации

● ликвидация существующей формы брака и общественное воспитание детей

     Основные иды  социализма:

1.Реальный социализм(характеризует высокий уровень и значительный масштаб институциональной агрессии против человеческой деятельности отдельных людей и, в особенности, то, что эта агрессия всегда выражается (как минимум) в попытках заблокировать свободу предпринимательства в отношении экономических благ высшего порядка, то есть материальных факторов производства.)

2.Демократический социализм, или социальная демократия(при социальных демократиях институциональная агрессия достаточно масштабна и проникает весьма глубоко; )

3.Консервативный, или "правый", социализм(институциональная агрессия используется для сохранения статус-кво и привилегий некоторых групп и лиц. Главная цель "правого" социализма состоит в том, чтобы сохранить все, как есть, не давая свободному предпринимательству и творческой человеческой деятельности разрушить предварительно установленную рамку социальной организации. )

4.Социальная инженерия, или сциентистский социализм (тип социализма, предпочитаемый учеными и интеллектуалами, которые считают, что, поскольку они владеют артикулированным знанием и информацией "более высокого порядка", чем та, которая доступна остальным членам общества, они имеют право рекомендовать и направлять систематическое принуждение на уровне общества.)

 

18.Два основных типа политической культуры:

  1. Тоталитарный тип – основывается на принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества;вытеснение из политической жизни возможности выбора
  2. Плюралистическая – проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – политической власти.

     Американские  политологи Г.Алмонд  и С.Вебра выделяют:

     1.Чистые виды  политической культуры:

► патриархальная – политическая культура общества,в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система.

► подданническая – предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе.

►активистская – граждане стремятся воздейтсвовать на политическую культуру, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния.

     2.Смешанные  чистые типы:

► партиархально-подданический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической жизни

►подданически-активистский – значительная часть населения становится активно ориентированной на более или менее демократическую систему.

►патриархально-активистский – характерен для стран, которые  только становятся на путь демократии.

 

     23.Выборы – это способ формирования органов государственной власти наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

     Функции выборов:

◊ артикуляция  интересов различных социальных групп

◊ мирное разрешение конфликта между политическими  факторами, претендующими на власть

◊ легитимацию  структур власти

◊ рекрутирование в политическую элиту и ее обновление

◊ политическую социализацию и мобилизацию граждан

14.

     Политическая  партия – добровольная общественная  организация граждан, созданная  на основе единой идеологи  и ориентированная на завоевание  и осуществление политической  власти.

     Признаки:

1.наличие определенной  политической идеологии как своеобразного  отражения мира и его преобразования; совокупности политических идеалов  и ценностей

2.принятие программы действий  с обозначенной стратегией и  тактикой

3.формирование организационной  структуры

4.прочная социальная база

5.выдвижение и осуществление  такой политической цели, как  борьба за власть и ее реализация

    Функции политических партий:

1.посредническая (обеспечение связи между гражданским обществом и государством)

2.представительная (представление общественных интересов)

3.интеграции (объединение  различных социальных слоев общества)

4.политического просвещения  (распространение политической информации, пропаганды партийных программ, лозунгов и т.д.)

5.электоральная (участие в избирательных кампаниях и выборах)

 17.   Политическая культура – совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

     Политическая  культура определяется как система  исторически сложившихся, относительно  устойчивых и воплощающих опыт  предшествующих поколений установок,  убеждений, представлений и моделей  поведения, проявляющихся в непосредственной  деятельности субъектов политического  процесса.

     Сферой функционирования  политической культуры является  вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные  отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением  власти и управления.

     Структура политической  культуры:

☻ субъект (индивид с его  установками, ценностями, предпочтениями либо различные группы: классы, нации, народности ит.д.)

☻ объект (сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и т.д.)

     Функции политической  культура:

1.Познавательная (обеспечивает накопление знаний и передачу политических знаний и опыта в обществе)

2.Аксиологическая (формирует определенную систему политических ценностей, идеалов и норм, способствующих становлению убеждений и рациональных действий общества)

3.Воспитательная (способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в политической жизни общества личности)

4.Нормативно-регулятивная (обеспечивает упорядочение и регенерацию политических отношений на основе соответствующих предписаний, норм)

5.Коммуникативная (служит обеспечению политического общения членов общества)

12.   Правовое государство – это такая форма организации деятельности государственной власти, при которой государство, все социальные общности и отдельные граждане уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему

     Принципы правового  государства:

1.создание законодательной  системы, соответствующей праву

2.закрепление в законодательстве  широкого комплекса неотчуждаемых  и демократических прав человека, их обеспечение гарантиями и  надежной защитой

3.разделение властей

4.верховенство закона

5.праву принадлежит приоритет  перед государством

     Социальное государство - это такая разновидность государства, которая характеризуется развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников.

      Можно выделить  три основных типа социального  государства:

1. “Позитивное государство  социальной защиты”. В нем  гарантируется высокий уровень  социальной защиты всем гражданам;

2. “Государство социальной  безопасности”, которое проводит  политику занятости, обеспечивая  доходы не ниже прожиточного  минимума, гарантирует равенство  социальных шансов всем гражданам  и др.

3. “Социальное государство  всеобщего благоденствия”. В нем  реально действуют принципы социальной  справедливости, партнерства, выполняются  разнообразные программы социального  развития, благодаря которым обеспечивается  высокая занятость, сглаживаются  социальные конфликты, неравенство  и др

 27. Социальную философию современного консерватизма в целом можно выразить следующими положениями, приведенными политологом Росситетом: 
■ существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; 
■ безнадежно несовершенная природа человека, у которого за покровом цивилизованного поведения всегда скрывается неразумие и греховность; 
■ естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; 
■ необходимость общественных классов и групп и, следовательно, безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона; 
■ важнейшая роля частной собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка; 
■ ненадежность прогресса; 
■ признание того, что социальные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество; 
■ необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; 
■ ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков;

     Неоконсерватизм  сформировался в качестве ответа  на кризис мировой экономики  в 70-е годы XX столетия. 
     Неоконсерватизм признает необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводит значительную роль рыночным механизмам регулирования. 
     В политической доктрине неоконсерватизма присутствует ряд приоритетных положений: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации. Государство неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах, обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия на основе законности и правопорядка, при этом развивая институты гражданского общества, сохраняя уравновешенность отношений человека с природой.

     Неоконсерватизм  в последнее время значительно  сблизился с неолиберализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов, чему немало способствовало и изменение самого либерализма (трансформировавшегося в неолиберализм). Неоконсерватизм воспринял от него идею общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, в значительной мере отошел от элитарных и аристократических воззрений на власть, порядок и традиции.

13. 1.Национальное собрание  РБ – Парламент

Является представительным и законодательным органом в  государстве. Состоит из Палаты Представителей и Совета Республики. Палата представителей представлена 110 депутатами.Представителе может быть гражданин РБ, достигший 21 года.

     Совет Республики. Представлен 64 депутатами. Избрание осуществляется на заседании местных советов.Членом может стать гражданин РБ, достигший 30 лет и проживающий на территории РБ не менее 5 лет.

    Срок действия  полномочий Парламента 4 года.

Перечень полномочий Палаты Представителей состоит в следующем: 
♦   рассматривать по предложению Президента либо по инициативе не менее чем ста пятидесяти тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; 
♦ рассматривать проекты законов в различных сферах общественной и политической жизни. 
♦ назначать выборы президента 
♦ давать согласие Президенту на назначение Премьер-министра; 
♦ заслушивать доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства, одобрять или отклонять программу; 
♦ рассматривать по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; 
♦ принимать отставку президента; 
♦ выдвигать обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании решения Совета Республики принимать решение о смещении Президента с должности; 
♦отменять распоряжения Председателя Палаты представителей. 
Палата Представителей может принимать решения также и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. 
Полномочия Совета Республики в отличии от полномочий первой палаты Парламента состоят в следующем: 
♦ одобрять или отклонять принятые Палатой Представителей проекты законов о внесении изменений или дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов; 
♦ давать согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; 
♦ избирать шесть судей Конституционного Суда; 
♦ избирать шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; 
♦ отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству; 
♦ принимать решение о роспуске местного Совета депутатов; 
♦ рассматривать выдвинутое Палатой Представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании; принимает решение о смещении Президента с должности;

2.Правительство РБ –  СоветМинистров РБ.

Осуществляет исполнительную власть.

     Работой Правительства  руководит Премьер-министр, который  назначается на эту должность  Президентом Республики Беларусь  с согласия Палаты представителей.

     Совет Министров  в пределах своей компетенции  обеспечивает исполнение Конституции,  законов, актов Президента Республики  Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.

 26.    Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

     Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство  людей;

2) наличие и гарантия  неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство закона, его  обязательность для всех;

4) договорный характер  отношений государства и граждан,  предусматривающий их взаимную  ответственность;

5) демократический политический  режим, предоставляющий всем гражданам  равные права избирать и быть  избранными;

6) наличие развитого гражданского  общества и гарантий невмешательства  в частную жизнь;

7) конституционализм, предусматривающий  ограничение законодательной и  исполнительной власти посредством,  прежде всего, системы разделения  властей, механизма сдержек и  противовесов, установления пределов  и «ясных» процедур деятельности  законодателей.

         Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

     В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

     С другой  стороны, именно основные ценности  либерализма обусловили коренное  изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д.

  9.    Политический режим – это способы политического властвования, порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической властью.

     Политический  режим обеспечивает:

♦ стабильность и эффективность  политической власти

♦ управляемость граждан  приемлемую для власти динамику и  направленность политических отношений

♦ достижение целей политики, реализацию интересов общественных групп, властвующей элиты

     Виды политических  режимов:

  1. Тоталитарный -  политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

     Авторитарный - это политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения.

Демократический - это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

20.Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

21.Политическое лидерство в современном обществе представляется достаточно широко исследованной темой. Она исследуется с разных сторон разными науками: политологией, психологией, социологией, социальной философией.  
    Лидерство – это влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере четыре особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислить людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. 
     Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного объединения существуют несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, его распространенность на все объединение. 
     В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы. 
     Политическое лидерство – это политическое руководство, управление, движение во главе процессов, событий. Выделяют следующие основные функции политического лидера: 
1) Интегративная -  заключается в согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей.  
2) Ориентационная функция -  связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, учитывающего потребности различных групп  населения. 
3) Инструменталистская характеризует способность лидера обеспечить механизм осуществления своего курса посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. 
4) Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению. 
5) Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.  
6) Функция легитимации политического режима характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров. 

3.Власть – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом право представляет собой способность лица (субъекта) действовать.

Природа власти– власть – это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;  
 
– власть предметно обусловлена. Отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. “Х” имеет власть над “Y” в вопросе “А”, но не в вопросе “В”;  
– власть относительна: “Х” имеет над “Y” больше власти, чем “Z”;  
– власть “ситуационна”, т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;  
– власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);  
– власть кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказывать давление. 

Источниками власти могут  быть богатство, занимаемое положение  и владение информацией, а также  знание, опыт, особые навыки, нередко  и организация.

     


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"