Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

16. Пропорциональная   избирательная система 

  Основная   идея  пропорциональной  системы заключается  в том, чтобы  каждая  партия  получала  в  парламенте  или   ином представительном органе  число  мандатов,  пропорциональное  числу  голосов, поданных  за  ее  кандидатов  на   выборах.

Пропорциональное распределение  мест может осуществляться различными способами, и прежде всего на основе избирательной квоты, которая вычисляется  путем деления общего числа голосов  избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению. Иными словами, определяется минимальное  число голосов избирателей, которое  необходимо набрать партии, чтобы  получить один мандат (т. е. удельный вес  мандата).

 Однако пропорциональная  система  имеет и  минусы.  К их  числу  относится, во-первых,  то  обстоятельство,  что  голосование  при пропорциональной  системе   проводится  по  многомандатным  избирательным округам, в которых  соперничают списки кандидатов,  выдвинутые  поли ческими партиями  и движениями, следовательно, избиратель  должен  выбирать  не  между  персонами, как при мажоритарной,  а  между  партиями  (движениями)  и  голосовать   за   список  кандидатов, из которого ему известны  в  лучшем  случае  несколько   лидеров

Во-вторых, неограниченное использование  пропорциональной системы  может  привести к появлению в палате  множества мелких фракций, объединенных  вокруг маловлиятельных, но амбициозных  лидеров,  которые,  не  будучи  способны  к конструктивному  сотрудничеству,  путем  обструкции  препятствуют   принятию необходимых  для  страны  или  соответствующего   регионального   сообщества решений

           В дальнейшем заградительный  пункт  стал  применяться   довольно  широко, включая  постсоциалистические  страны,  и  обычно  колеблется  от  3  до   5 процентов. В  Польше же с 1993  года  для  того,  чтобы быть  допущенными  к распределению мандатов, партийные  списки  по  избирательным округам  должны получить не менее 5 процентов,  списки  партийных  коалиций  – не  менее 8 процентов, а списки во всепольском округе - не  менее  7  процентов  голосов избирателей. Здесь, пожалуй, наиболее высок  уровень  ограждения  парламента от малых партий. Тем  самым  мандаты,  которые  могли  бы  достаться  мелким политическим группировкам, передаются крупным и распределяются  между  ними. Так разрешается  противоречие  между  справедливостью  и  целесообразностью. Впрочем,  справедливость  чисто  пропорционального  распределения   в   силу изложенного выше оказывается весьма условной

   Распределение   мандатов  при   пропорциональной  системе  происходит  по нескольким  схемам.

          Одна из них заключается в  определении избирательной квоты  (раньше  она именовалась избирательным  метром),  то  есть  того  числа   голосов,  которое необходимо  для избрания  одного  депутата.  Затем  на  квоту  делится   число голосов, собранных каждой  из допущенных к распределению  мандатов  партий,  и частное  от этого деления дает  число   мандатов,  полагающихся  этой  партии. Определяется квота разными  способами.

БИЛЕТ 9

17. Политические  взгляды Н.Макиавелли 

Основателем новой науки  о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Николло  Макиавелли (1469—1527). В систематическом  виде свои политические идеи он изложил  в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции». Макиавелли впервые разработал концепцию светского государства, выводя закономерности для функционирования не из божественного откровения и  теологии, а из разума и опыта  человека. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением  свободной воли человека в рамках необходимости.Вклад Макиавелли в  политическую науку состоял в  следующем

1. Раскрыл социальную природу политики.

2. Обосновал самостоятельность политической сферы и собственную логику ее развития.

3. Изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир.

4. Различал понятия «общество» и «государство», государство рассматривал как политическую форму организации общества.

5. Сформулировал концепцию циклического развития государственных форм.

6. Отделил политику от морали

18. Избирательная  система РБ.

В Республике Беларусь применяется  мажоритарная избирательная система  в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент РБ избираются непосредственно избирателями РБ. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Избирателями являются граждане РБ достигшие возраста 18 лет. В выборах  не участвуют граждане признанные судом  недееспособными и лица содержащиеся по приговору суда в местах лишения  свободы. В голосовании не принимают  участия лица в отношении которых  в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана мера пресечения - заключение под стражу. Глава государства - Президент РБ избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин  РБ по рождению не моложе 35 лет обладающий избирательным правом и проживающий  на территории РБ не менее 10 лет предшествующих выборам в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков на которые может  избираться Президентом РБ одно и  то же лицо законом не ограничивается. Парламент РБ - Национальное собрание РБ - состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента - Палата представителей - состоит  из 110 депутатов избираемых гражданами РБ сроком на четыре года. Кандидатом в  депутаты может стать достигший 21 года гражданин РБ постоянно проживающий  на территории государства. Верхняя  палата Парламента - Совет Республики - является органом территориального представительства и состоит  из 64 членов 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных  Советов депутатов РБ от шести  областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются  Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин  РБ достигший 30 лет и проживший  на территории соответствующей области города Минска не менее пяти лет. Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин РБ достигший 18 лет проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета.

БИЛЕТ 10

19. Политическая мысль  и её развитие в эпоху Возрождения.

В XVI столетии во всех западноевропейских государствах господствующей стала  культура Возрождения, в основе которой  лежали гуманистические идеи. В противовес средневековым схоластам представители гуманизма изучали не Бога, а человека, его отношения с другими людьми, с государством и обществом. В социально-политических науках разрабатывались два основных направления: 1. теоретическое обоснование необходимости замены феодально-сословного неравенства юридическим равенством, закрепления права частной собственности, защиты личности от религиозно-феодального произвола. 2. политическая идеология низших слоев, предшественников рабочего класса, в основе которой лежали идеи утопического социализма. Высшее правило политики и главная ее проблема — определить такую форму действий, которая соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. В чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", нужны и чрезвычайные меры. Ради упрочения государства допустимо использование любых средств, во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. "Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно — спасет ли оно жизнь и свободу государства".Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни. Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Николло Макиавелли (1469—1527). В систематическом виде свои политические идеи он изложил в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции».

20. Либерализм  и неолиберализ. Определение, основные  принципы и цели.

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь  с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают  таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Мон-тескье, И. Кант, Дж. С. Милль.Социальная основа либерализма – индивидуализм, когда свободный, активно действующий  индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма:

– рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство  перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования  условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей  целью государства;

– разделение властей в  деятельности государственного механизма  на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

– наличие четких границ деятельности государства в обществе: его невмешательство как в  частную жизнь членов общества, так  и в регуляцию их экономических  отношений;

– признание оптимальным  регулятором экономических отношений  свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

– понимание равенства  людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными  людьми могут реализовываться по-разному.

Современный либерализм в  отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют нео-либерализмом. Его сторонники под  воздействием исторического и политического  опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

– зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного  регулятора экономических и общественных отношений;

– государство начинает рассматриваться в качестве гаранта  не только политических, но и социальных прав человека;

– признается необходимость  увеличения регулирующей функ-ции государства  в обществе.

БИЛЕТ 11

21. Религиозное и политическое  движение Реформации.

Сторонники Реформации разделились  на два лагеря. В одном собрались  имущие слои оппозиции – масса  низшего дворянства, бюргерство, часть  светских князей, рассчитывавших обогатиться  посредством конфискации церковных  имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей  независимости от империи. Все эти  группы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне  и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное  переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие  в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений  о государстве, праве, законе. Тем  не менее эти программы содержали  и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание  и отвергали католическое Священное  Предание. Были они согласны в том, что миряне должны "оправдываться  одною верой" без посреднической роли духовенства в "спасении" верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии  и т. д.

У истоков Реформации стоял и  крупнейшим идеологом ее бюргерского  крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483–1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

22. Консерватизм  и неоконсерватизм.

Консерватизм (от лат. – сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически  сложившихся форм государственной  и общественной жизни, воплощенных  в религии, государстве, семье, собственности. Возникновение консерватизма как  политической идеологии связывают  с эпохой Просвещения и Великой  французской революцией, бросившей  вызов «старому порядку». Консерватизм стал своеобразной реакцией на угрозу традиционным ценностям и образу жизни. Одним из центральных положений  консерватизма, из которого вытекают и  многие другие, является представление  о том, что человеческий разум  ограничен в своих возможностях восприятия общества в его тотальности, осознания смысла и цели социального  процесса и определения места  человека в этом процессе. Поэтому  один из основополагающих принципов  консервативной идеологии и практики гласит: «Хотя мы всегда должны стремиться к улучшению наших институтов, мы никогда не ставим перед собой  задачу переделать их целиком». Они  придерживаются концепции исторического  единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности и обновления социальных связей, передающихся от предков к  потомкам. Отсюда вытекает и резко  негативное отношение консерваторов  к революции. Консерваторы выступают  сторонниками порядка, противостоящего  хаосу. В поддержании такого порядка  определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и  становится над ним. Важнейшим фактором порядка консерваторы считают также  неравенство, так как никакое общество невозможно без иерархии. Равенство же должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять свой долг. Консерватизм – развивающееся явление. К середине 70-х годов ХХ в. сложился неоконсерватизм. Он явился противовесом леворадикальным идеям Запада и неолиберализму. Консерваторы предложили обществу ясные духовные приоритеты традиционного характера: семья, нравственность, религия, порядок на основе ответственности гражданина и государства. При этом сохраняется уважение к свободе отдельного индивида. Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение законов и прав граждан. Они ориентируются на общество достижений. Поэтому государство должно поощрять личную инициативу, результативность во всех видах деятельности. Неоконсерваторы являются сторонниками денационализации, делая ставку на личные возможности и личную ответственность, ратуют за единство труда и капитала, за возможность рабочим накапливать капитал. Демократию неоконсерваторы считают наиболее предпочтительным общественным устройством, но отрицают чрезмерную вовлеченность населения в политику, видя в этом опасность для стабильности политической системы. Управление обществом, а следовательно, и порядок, может быть обеспечен только политической элитой. Она должна формироваться из наиболее достойных представителей из разных слоев населения, способных заниматься политикой благодаря своим склонностям и образованию. Остальные граждане должны лишь интересоваться ею и принимать участие в выборах. Во внешней политике неоконсерваторы выступают сторонниками сильного государства, способного действовать как мировая держава. Такой цели должны быть подчинены частные и групповые интересы. Для утверждения авторитета своей страны сторонники неоконсерватизма отличаются готовностью применять любые, в том числе военные, средства, и демонстрировать постоянную готовность к «чрезвычайной ситуации». Впитав в себя принципы классического либерализма и неолиберализма, неоконсерватизм сумел органически соединить их с традиционными ценностями (религия, семья, закон, порядок, самоуправление и др.) и тем самым обеспечить себе устойчивые позиции в современном мире, о чем свидетельствует деятельность во многих странах влиятельных политических партий консервативного направления.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"