Шпаргалки по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:43, шпаргалка

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 106.63 Кб (Скачать файл)

✓ в школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это "мастерские трудолюбия". В "Великой дидактике" (гл. XII) Ян Амос Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ:

✓ образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме;

✓ юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым;

✓ образование должно быть закончено еще до наступления зрелости;

✓ образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою - без побоев и суровости или какого-либо принуждения;

✓ юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное;

✓ образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким.

Весь  цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет  каждый. Ступени школьной системы:

✓ материнская школа - для детства (до 6 лет); должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство "Материнская школа" - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях;

✓ школа родного языка, элементарная школа - для отрочества (до 12 лет); должна быть в каждой общине, обязательна для всех детей. В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни;

✓ латинская школа - для юношества (до 18 лет); должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные "семь свободных искусств", мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический;

✓ академия - для зрелости (до 24 лет). Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

18)Развитие  образования в конце 17 – начале 18 века

19)Идеи Дж.Локка о воспитании джентльмена

Д. Локк родился в семье провинциального  адвоката. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском  университете увлекся естественными  науками, медициной, философией. По окончании  университета стал домашним врачом и воспитателем. Основной пед труд - “Мысли о воспитании”. Локк рассматривает одну из важнейших проблем философии - сенсуализм, имеющую прямое отношение к педагогике. В своем труде “Опыт о человеческом разуме” он выступает против концепции врожденности идей, которые провозглашали и пропагандировали церковь и философы-метафизики, концепции, имевшей большую поддержку в обществе. Локк доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми. Если идеи врожденны, то ими предопределяется вся будущая жизнь ребенка и воспитание ничего не в состоянии изменить. Он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на которой можно написать все, что угодно. Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов, человек не родиться ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни. Так как правила морали начинают внушать ребенку с самых ранних лет, создается впечатление, что они врожденны. В “Опыте о человеческом разуме” Локк так определяет добро и зло. ”Добром” мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а “злом” - то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага. Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей. Среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому же выход из определенной среды в др. нежелателен. Люди из народа не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Таким образом, Локк считает решающим в становлении ребенка воспитание, оно преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Концепция воспитания и образования детально изложена Локком в его трактате “Мысли о воспитании” (1693), где содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания – обучению танца, фехтованию, верховой езде, Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, т. к. «это необходимо для деловых занятий в реальном мире». Кон-ция Локка нравственного воспитания была обусловлена отрицанием им врожденных идей и норм морали.

Задачи воспитания:

1. Физическое воспитание 2. Этически-нравственное воспитание 3. Умственное воспитание 4. Трудовое  воспитание.

Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность зависит от воли и умения сдерживать свои желания. Воля развивается при преодолении трудностей. Следует удовлетворять любознательность детей, их стремление к бескорыстному знанию. Даже то, что детям надо выучить, в начале не должно иметь характера обязательного урока. Лучше когда учащиеся сами попросят учителя (тем самым показывается роль мотива). В обучении следует возбуждать самостоятельность. В набор дисциплин Джон Локк включил: латинский язык, французский язык, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, делопроизводство, философию, религию, рисование, ремесла (садоводство, путешествия), музыку, навыки социального поведения (хорошие манеры, знание света). Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять из десяти становятся тем, что они есть - благодаря воспитанию. Оно и создает огромную разницу между людьми».

Обучение, по Локку - процесс формирования общественных и нравственных устоев личности. Он размышлял о практическом направлении обучения «для деловых занятий в реальном мире». Джон Локк был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Вот почему он предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов для верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитания неимущих (детей рабочих) в рабочих школах, где  дети с 3 до 14 лет приучались к физическому труду. А лучшее воспитание в семье. Таковы взгляды на воспитание и обучение Джона Локка.

20)Проекты образовательных  реформ в эпоху Великой Французской  революции

В эпоху Великой французской революции (1789 - 1794) политические и общественные деятели новой, республиканской  Франции воспринимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавая обновлению культуры, в том числе и образования.

Ж.А. Кондорсе в своем "Докладе об общей  организации народного образования" (1792) предлагал сделать систему  образования независимой от любого политического давления.

В целом  проект Ж.А. Кондорсе был весьма прогрессивен:

✓ преемственность ступеней образования,

✓ равенство в праве на образование всех людей,

✓ светскость школы,

✓ бесплатность обучения,

✓ усиление роли естественных наук.

Цель  образования Ж.А. Кондорсе видел  в открытии людям способов удовлетворения своих потребностей, в обеспечении  своего благосостояния, познания и  использования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязанностей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет использовать и развивать  свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.

Школы должны быть государственными, а обучение - бесплатным и безрелигиозным.

Образование должно быть всеобщим, одинаковым для  всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граждан получать более высокое образование, углублять и расширять его. Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени:

✓ начальные школы. На первой ступени детей должны были учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам измерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны были иметь каждые 400 жителей;

✓ школы второй ступени. Для детей из более или менее состоятельных семей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые в ремеслах. При школах второй ступени Кондорсе считал нужным создавать библиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свыше 4 тысяч жителей;

✓ институты. На третьей ступени обучения должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяйством, промышленностью, военным искусством, медициной и т. п. Такие учебные заведения должны были быть учреждены в каждом департаменте;

✓ лицеи. На четвертой ступени образования должны были готовить ученых. На всю Францию Ж.А. Кондорсе считал достаточным создание девяти лицеев.

Возглавлять всю систему образования, по замыслу  Ж.А. Кондорсе, должно было Национальное общество наук и искусств.

Л.М. Лепелетье в своем "Плане национального воспитания" полагал, что нужно решить проблему, состоящую из двух частей: народу нужно дать:

✓ во-первых, воспитание;

✓ во-вторых, образование.

И если образование, даже и доступное  для всех, является собственностью ограниченного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для  всех.

Цель своего проекта он усматривал в организации  воспитания

✓ действительно национального,

✓ действительно республиканского,

✓ действительно доступного для всех.

Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по которому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет республики.

Период  с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом возрасте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок должен быть предоставлен заботам матери. По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте отечество получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества.

Этот  период наиболее подходит для общественного  воспитания, наиболее пригоден для  изучения не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, ребенок  уже в состоянии выбрать себе будущую профессию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспитание и образование должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно.

Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из которых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения должны находиться недалеко от места проживания детей, с тем чтобы родители могли часто навещать их. На одного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обременительно для него, если старшие дети будут помогать в воспитании младших.

Задачей таких школ должно было стать "приготовление  первичного вещества", вооружение детей  сведениями, "одинаково полезными гражданам в любом положении".

После долгих дискуссий Конвент принял решение о создании домов национального воспитания, но спустя несколько месяцев это решение было отменено.

21)Педагогическая  теория Ж.Ж.Руссо

Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) родился в Женеве в  семье часовщика. В жизни переменил  много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом - гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования он не получил, немного занимался самообразованием. В 1741 году он поселился в Париже, где познакомился со многими выдающимися  людьми того времени. По своим воззрениям близок просветителям типа Д. Дидро.

Руссо резко критиковал современное ему  воспитание, подавлявшее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни, и подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем.

Он  является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного  с законами физического, умственного  и нравственного развития детей. Важнейшие положения этой теории:

✓ человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии;

✓ естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку;

✓ свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель;

✓ воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться;

✓ ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы;

✓ чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении;

✓ воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

22)Педагогическая  теория И.Г.Песталоцци

Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние  на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им  («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем, чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился. В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен "начинаться" с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории педагогики"