Шпаргалки по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:43, шпаргалка

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 106.63 Кб (Скачать файл)

П. автор многочисленных трудов: «Лингардт и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня». П. считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавит их от нужды. П. разработал теорию элементарного образования. Содержание элементарного образования: физическое воспит (основа-стремление ребенка к движению); нравственное воспитание (любовь ребенка к матери); трудовое воспит (овладение приемами труда); умственное воспит (развитие познавательных способностей). По П. основная цель обучения-«возбуждение ума» детей к активной деятельности. П. предлагал строить процесс обучения в соответствии с естественным путем познания у ребенка. По его мнению существуют простейшие элементы всякого знания о вещах, усваивая которые человек познает мир. Эти элементы: число, форма, слово. Элементарное образование означало умение считать, измерять, владеть речью. Т.о. П. стремился упростить методику начального обучения.

Пишет произведение «Лебединая песнь». Педаг. идеи П. 1) идея природосообразности воспитания – (задача воспитания – способствовать саморазвитию всех способностей человека, ведущая роль обучения, особая роль нравственного воспитания) 2)  идея элементарного образования – на основе наблюдения за практикой обучения, учения. В каждом предмете выделяет первонач., основ. элементы, на кот. строится весь процесс обучения.  Проблема элементарного образования связана с содержанием образования. Элементы, сост. умственное образование – число. форма, слово). Задача школы – научить мыслить (опора на определенные фигуры, их форма, простейшее число- единица). Нравственное воспитание – любовь ребенка к матери, патриотизм; главная задача – сформировать гармонично развитого человека - основы закладываются в семье, а потом развиваются в школе.  Физическое воспитание – развитие суставов, укрепление всех физич. сил и возможностей путем выполнения простейших движений 3) идея соединения обучения с производств. трудом – положительное влияние на умственное развитие, повышение познават. интересам.  Задача труда – служить средством развития детей, формирование нравственных качеств. Труд должен быть разносторонним., связан с развитием промышленности, индустрии, приобщает к слож. видам деятельности, труд – основа для будущего профес. образования, элементы политехнизма – знакомство со всеми элементами производственной практики. 4) идея всестороннего гармоничного развития личности Образование д. основываться на наблюдении и опыте. Элементарное образование сводится к умению считать, измерять, владеть речью. Основа обучения – наглядность, постепенность, переход от части к целому, развитие практических навыков.

23)Теория воспитывающего обучения  И.Ф.Гербарта

Гербарт пед-ку понимал как науку об искусстве восп-я, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель восп-я: формирование нравственного чел-ка в соответствии с этической теорией. Должен был формироваться добродет-й чел-к. Гербарт имел ввиду воспитание людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный порядок, подчиняющихся ему. У Гербарта отсутствует трудовое восп-е — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Нравственное восп-е основывается на деят-ти учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Цель обучения: развитие многосторонних интересов. Одни их них направлены на познание окружающей действительности, другие – общественной жизни.  Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Основными методами управления детьми считал  угрозу, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные — авторитет, любовь. Виды обучения по Гербарту: 1. Описательное — выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое — построение стройной системы мысли. Выделял типа школ: элементарная, городская, гимназия.

24)Педагогические взгляды А.Дистервега

Немецкий педагог, либеральный политик. Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно. ажнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества. Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего потенциала личности и последовательное воздействие организованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть.

  Развитие в детях самодеятельности  приобретает положительное значение  лишь тогда, когда направляется  на достижение определённой цели, которая составляет объективную  сторону воспитания. Выделял 3 ступени возрастного развития детей шк возраста: 1)Для детей первой возрастной ступени, от 6 до 9 лет, хар-ны преобладание физич деят-ти, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам. 2) Школьники 2 возрастной ступени, от 9 до 14 лет, отличаются развитием памяти и накоплением представлений. Важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков. 3) 3 ступень в предлагавшейся схеме возрастного развития охватывала школьников от 14 и до 16 лет, когда у них, усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума. Главная задача обучения — развитие умственных способностей детей.

25)Марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности

26)Движение  за реформу школьного дела  в конце 19 века

Конец XIX века отмечен вступлением  крупнейших стран Западной Европы и  США в такую стадию общественно-экономических  отношений, которая потребовала  научного и технического перевооружения производства и совершенствования  социальных институтов. В этих условиях стало более явным уже ранее  ощущавшееся несоответствие традиционной школы, практики воспитания и обучения новым экономическим и политическим требованиям развития этих стран.

Противоречия между состоянием школьного дела и новыми экономическими условиями вызвали появление  педагогических движений, требовавших  реформирования школы всех ступеней.

Основными поворотными  моментами в истории школы  явились создание в последней  трети XIX века национальных систем народного  образования, поиски направления и  путей реформирования самой школы.

Перед всеми странами Западной Европы и США стояла одна и та же задача - привести школу в соответствие с экономическими и политическими  требованиями эпохи.

Однако в каждой из национальных систем образования возникали и свои проблемы:

✓ в США - резкое отставание сельской школы от городской, не отвечающие требованиям времени учебные планы и программы средней школы;

✓ в Англии - децентрализация народного образования, переполненность массовых школ, крайний утилитаризм начального образования, традиционализм классического среднего образования;

✓ в Германии - сохранявшиеся догматизм и вербализм в содержании и методах обучения, интенсивное вмешательство церкви в дело народного просвещения;

✓ во Франции - заметное отставание от других западноевропейских стран в области развития профессионального образования.

Многочисленные концепции  и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века, стремившиеся к  коренному изменению характера  деятельности школы, часто подводятся под общее понятие "реформаторская педагогика", или "движение нового воспитания".

Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников:

✓ "свободного воспитания",

✓ "трудовой школы",

✓ "школы действия",

✓ "социальной педагогики",

✓ "прагматической педагогики",

✓ "прогрессивного воспитания".

Весьма трудным представляется дать классификацию всех течений, поскольку  в их концепциях были и общие идеи, и специфические, присущие каждому  из них особенности. 4. Проблема модернизации содержания и методов образования  и воспитания вызывала бурные споры  как между представителями классического  и естественнонаучного образования, так и среди тех, кто пытался  соединить оба эти направления. Педагогическая проблематика оказалась  в центре общественных дискуссий  той эпохи. Для разрешения актуальнейших  проблем педагогики того времени  нужны были новые теоретические  подходы, квалифицированные специалисты, серьезная переоценка предшествующего  развития педагогической теории и образовательной  практики.

 

 

 

27)Теория  позитивизма. Педагогические идеи  Г.Спенсера

Герберт Спенсер (1820 - 1903) - выдающийся английский философ, социолог, психолог:

  Философию Спенсер понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. Спенсер исходил из деления мира на познаваемое и непознаваемое. Наука способна познавать лишь сходства, различия и другие отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность;

✓ в социологии Спенсер - основоположник органической школы. Основным законом социального развития считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность "дифференцированного" (разделенного на классы) общества;

✓ в области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. В соответствии с этим факты сознания рассматривались Спенсером под углом зрения их корреляции не с нервной деятельностью, а с внешними по отношению к организму связями. Основными элементами сознания считал чувствования, разновидностью которых являются эмоции и ощущения, преобразующиеся путем усложнения в психические продукты высшего порядка.

Педагогические  идеи Спенсера, связанные с пропагандой  утилитарного, естественнонаучного  образования, были созвучны общественным настроениям конца XIX века и оказали  большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США.

Свои  педагогические воззрения Спенсер  изложил в серии статей, посвященных  проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического  воспитания. Позднее эти статьи были изданы в виде отдельной книги.

Спенсер резко критиковал европейскую школу  середины XIX века за ее отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Задача школы, по Спенсеру, состоит  в первую очередь в том, чтобы  вооружать человека знаниями, связанными с основными видами его деятельности. Таких видов человеческой деятельности Спенсер насчитывал пять. Они направлены на:

✓ самосохранение,

✓ добывание средств к жизни,

✓ воспитание потомства,

✓ выполнение социальных обязанностей,

✓ досуг.

Именно  к ним школа и должна готовить молодежь, обучая физиологии с гигиеной, логике, математике, физике, химии, геологии, биологии, социологии, психологии, истории, литературе, иностранным языкам и  некоторым видам искусств. Связь учебных предметов с определенными видами деятельности имеет в трактовке Спенсера утилитарный характер.

Касаясь дидактических проблем, Спенсер требовал, чтобы:

= содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребенка;

= обучение шло от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от практики к теории.

Подобно Ж.Ж. Руссо, Спенсер считал необходимым  ставить ребенка в положение  исследователя, учить его делать самостоятельные выводы. Само учение должно при этом возбуждать у ребенка  интерес и чувство удовлетворения. В целом, по Спенсеру, умственное развитие ребенка должно пройти вкратце весь тот путь, который прошло человечество.

Рекомендуемая Спенсером методика нравственного  воспитания основана на утилитаристском  понимании сущности морали: нравственно  то, что ведет к полезным для  человека последствиям, не нанося вреда  другим людям. Отсюда - высокая оценка метода естественных последствий в  процессе нравственного воспитания: ребенок на своем опыте должен видеть последствия хороших или  дурных поступков. Применение такого метода, по Спенсеру, способствует установлению дружеских отношений между родителями и детьми.

Значительное  внимание Спенсер уделял вопросам физического  воспитания детей - правильному питанию, закаливанию организма, систематическим  физическим упражнениям. Резко выступал против умственного перенапряжения у детей.

 

 

28)Возникновение  и развитие экспериментальной  педагогики

Введение  в научный арсенал педагогики и психологии опытных методов  исследования явилось весьма важным фактором дальнейшего развития этих наук.

Направление было представлено группой немецких ученых во главе с Эрнстом Мейманом (1862 - 1915) и Вильгельмом Августом Лаем (1862 - 1926). Благодаря им стали создаваться научно-экспериментальные лаборатории и был введен в научный обиход термин "педагогический эксперимент". Целью представителей этого направления было получение опытным путем необходимых достоверных данных для усовершенствования педагогического процесса.

Экспериментальная педагогика старалась опираться:

✓ на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, анкетирование;

✓ на данные тестов на определение возрастных возможностей детей, которые были впервые разработаны французским психологом Альфредом Бине (1857 - 1911);

✓ на изучение поведения ребенка в различных учебных и внеучебных ситуациях, использование разработанной американским психологом Эдуардом Торндайком (1874 - 1949) системы количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка с помощью стандартных тестов. Эксперименталисты полагали, что использование этих методик дает возможность выработать педагогические и психологические нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории педагогики"