Шпаргалки по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:43, шпаргалка

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 106.63 Кб (Скачать файл)

Внутри  факультетов студенты по национальному  признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного  и ученого советов, последний  избирался из числа профессоров  и магистров. В некоторых университетах  с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с  недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был  трудоемким: профессор по нескольку  раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти  объясняется его длительность. Раз  в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

13)Воспитание  и образование в государствах  Востока в средние века

На  Ближнем и Среднем Востоке  в VII - IX вв. в воспитании создается  исламская традиция.

В эпоху средневековья в мусульманском  мире выработались четкие религиозно-правовые нормы, определявшие цели, формы и  методы исламского воспитания. Они  легли в основу воспитания в каждой общине, в каждой семье и школе, а также в основу педагогических идей средневекового мусульманского Востока.

Основателем ислама считается реальное историческое лицо Мухаммед (ок. 570 - 632), а главной священной книгой мусульман - Коран, собрание проповедей, произнесенных Мухаммедом и записанных его ближайшими сподвижниками. Основные источники исламского воспитания:

✓ Сунна (в переводе - "пример", "образец", "образ действия") - другая священная книга, созданная в VII - IX вв. Содержит рассказы о поступках и изречениях Мухаммеда, которые должны служить образцом поведения;

✓ шариат ("глубокое знание"), свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю жизнь мусульманина;

✓ "адат" - исторические традиции и обычаи, сохранение которых исламом являлось одной из причин его успеха у разных народов. Исламское воспитание в эпоху европейского средневековья осуществлялось на основе сочетания шариата и адата:

✓ с одной стороны, соблюдение норм ислама, сходных с библейскими,

✓ с другой - следование привычным для народа вековым традициям. Важнейшим институтом мусульманского воспитания являлась семья. Некоторые характерные черты исламского семейного воспитания:

✓ полную ответственность отца семейства за воспитание мальчиков и девочек и перед Аллахом, и перед общиной, и перед своим родом;

✓ раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье.

Важным  средством распространения культуры стали арабский язык и арабская письменность, созданная еще в IV в. на основе арамейского письма. Образованные люди, способные проповедовать Коран и обучать грамоте, становились учителями в повсеместно создававшихся при мечетях элементарных школах. Обучение в них начиналось с устного ознакомления с правилами Корана, их первоначального осмысления; затем переходили к чтению и переписыванию текстов. Начиная посещать школу с 6 лет, дети находились в жестких условиях - многочасовые, монотонные занятия, суровые наказания за леность и проступки.

В качестве примера реализации исламской  концепции образования приведем школьную систему Ирана, сложившуюся  к IX веку и представленную двумя  типами школ: арабо-грамматической - "мактаб", обучение в которой проходило на основе Корана, и школой персидского направления - "куттаб", в которой преимущественно изучалась история Ирана. Повышенное образование давалось в медресе, появление которых обычно связывают с необходимостью толкования Корана. Целью обучения здесь было прежде всего религиозное образование. Большое внимание уделялось при этом развитию умственных способностей, в первую очередь - памяти. В содержание образования входили:

✓ мусульманская теология,

✓ правоведение,

✓ арабский язык с упором на грамматику,

✓ каллиграфия,

✓ диалектика.

 

14)Идеи педагогов-гуманистов  эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. XIV-XVII вв. - переходная эпоха  от феодализма к капитализму, это  время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения  человека от сословных ограничений.

Эпоха Возрождения - это переворот в  первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношению  к нему. Возникает убеждение в  том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил  важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере  мировоззрения всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Наиболее  примечательна в этот период деятельность двух так называемых «социалистов-утопистов»: Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд-обязанность всех, а разделение происходит по потребности.

Утопия: место, которого нет. Термин «Утопия» ведет происхождение от названия книги Т. Мора.

В истории человечества Утопия как  одна из своеобразных форм общественного  сознания воплощала в себе такие  черты, как создание социального  идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки представить  будущее общества.

Томас Мор родился в Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона. Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов , а затем, по настоянию отца-видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества. 

Книга «Остров Утопия» вышла в свет в 1516г. Книга написана в популярном в то время жанре «рассказа  путешественника». Якобы некий мореплаватель  Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нем другим.

Первая  часть «Утопии» посвящена критике  государственного устройства Англии.

Томас Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии заботы о тружениках. 

Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована  частная и личная собственность, введено равенство потребления, обобществлено производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность  всех граждан, распределения происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют рабы. Отсутствие частной  собственности позволяет Т. Мору строить производственные отношения  в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации. Однако, проектируя справедливое общество, Мор  оказался недостаточно последовательным, допустив в Утопии существование  рабов. Рабы на острове-бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они «закованы» в цепи и «постоянно» заняты работой. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы. Всеобщее равенство может быть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны.

Политический  строй Утопии основан на принципах  выборности и старшинства. Ежегодно проходят выборы. Верховный орган  государства-сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек-князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично.

Основной  хозяйственной единицей Утопии является семья.

Религии утопийцев отличались друг от друга не только на своем острове, но и в каждом городе. Правда, общим для религий утопийцев было то, что они обязательно предписывали всем гражданам строгое соблюдение разумных и полезных для всего общества норм морали, а также установленных политических порядков, т.е. вместо того, что, с точки зрения Мора-гуманиста, представляло общечеловеческую ценность: человеколюбие, сочетание личных интересов с общественным благом, а также недопущение религиозных междоусобиц. Поддержание этих разумных моральных и политических норм лучше всего, по мнению Мора, обеспечивалось верой в бессмертие души. В остальном граждане Утопии пользовались полной свободой вероисповедания. Каждый мог пропагандировать свою религию «только спокойно и рассудительно, с помощью доводов», не прибегая к насилию и воздерживаясь от оскорблений других религий.

Всей  своей книгой Томас Мор утверждает ту истину, что переустройству подлежит прежде всего порочная общественная система, поскольку источников нравственной испорченности людей (в том числе и самой гордыне, осуждаемой христианской моралью) является неравенство, вытекающее из частной собственности, без упразднения которой невозможна и справедливая социальная этика, достойная человека. Лишь государство, где уничтожена частная собственность, следует признать не только наилучшим, но и «единственным, какое по праву может притязать называться государством». 

Утопические идеи Томмазо Кампанеллы

Томмазо Кампанелла (1568-1639) родился в семье сапожника. В 1582г. вступил в доминиканский орден. Неудовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, Кампанелла познакомился с натурфилософией Б. Телезио, учение которого защищал в первом своем трактате «Философия, доказанная ощущениями» (1591г.). Спасаясь от гонений орденских властей, он бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в ереси. После суда и тюремного заключения в Риме Кампанелла вернулся в Неаполь, а затем в Калабрию. Здесь он возглавил широкий антииспанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599г. Кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. В заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия «Город Солнца» (1623г.).

«Город  Солнца» был написан через  сто лет после «Утопии» Томаса Мора. Кампанелла был знаком с творчеством  Мора, поэтому его влияние на «Город солнца» хорошо просматривается. 

Кампанелла  рисует идеальное, с его точки  зрения, общество, где трудятся все  и нет «праздных негодяев и тунеядцев».

За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве  и о наилучшем государственном  устройстве. Осмыслив окружавшую его  действительность, он пришел к выводу: существующий строй несправедлив. Чтобы  люди жили лучше, его должен сменить  другой, более совершенный строй, где все люди равны между собой.

В жанровом плане «Город Солнца» тоже не нов: рассказ путешественника  о посещенной им идеальной стране. 

В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидирована  частная собственность; труд-общая повинность и главная потребность человека. Все солярии «принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве. У соляриев 4-часовой рабочий день. В оставшееся от работы время люди должны развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. 

Верховным правителем становится самый образованный человек. Им может стать человек, достигший 35-летнего возраста. Должность  эта несменяема до тех пор, пока не найдется такой человек, который  окажется мудрее своего предшественника .

Внутренней  торговли у соляриев нет. С купцами  из других стран совершается обмен товарами.

Основная  причина зла по Кампанелле-собственность, которая порождает эгоизм.

Считая, что причина народного несчастия  – это невежество, Кампанелла большое  внимание уделил народному образованию  и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться  в обществе. Они изучают азбуку, по картинам знакомятся с историей и языками. С семи лет они изучают  естественные науки и другие предметы, вместе с этим их учат ремеслам и  сельскому хозяйству. Дети, воспитанные  таким образом, сходны по способностям и нраву, отчего в государстве великое согласие, «поддерживаемое неизменной взаимной любовью и помощью друг другу».

В своих книгах Томас Мор и Томмазо Кампанелла пытались найти черты, которыми должно обладать идеальное общество. Размышления о наилучшем государственном строе проходили на фоне жестоких нравов, неравенства и социальных противоречий. 

В целом идеи равенства у Мора и  Кампанеллы схожи. Они оба мечтают  о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство  нередко переходит всякие границы. Так, у Мора люди представляют собой  потерявшую индивидуальность массу. Никто  не имеет даже шансов выделиться: все  обязаны одинаково одеваться, одинаково  проводить время, трудиться ровно  по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает. 

Основными заслугами обоих мыслителей считали  отрицание частной собственности  и эксплуатации, введение всеобщего труда и равенства. 

Информация о работе Шпаргалки по "Истории педагогики"