Шпаргалки по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:43, шпаргалка

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 106.63 Кб (Скачать файл)

Писали  на пальмовых листьях, устная речь преобладала  над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в  индии начинается новая эпоха, сопровождавшаяся возникновением новой религии –  буддизма. Основой этой религии, глобально  повлиявшим на всю систему обучения и воспитания, является провозглашение равенства людей всех каст и выделение  отдельной личности, как неоспоримой  ценности. Основой воспитания в буддийском понимании является совершенствование  души человеческой и имеет три  стадии: предварительную, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Основы  обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные  для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались  на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

В период ренессанса индуизма (II–VI вв.), получившего название «необрахманского» воспитание претерпевает значительные изменения. Увеличивается число школ. Образование направлено на то, чтобы научить человека различать сущностное и переходящее, достигать душевной гармонии. Образовалось два уровня учебных заведений: толь – начальная школа и аграхар – высшая школа. В этот период возникли крупные образовательные центры в Такшашиле и Наланде.

Древний Китай

Воспитание  Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки  возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.

Китай – одно из первых государств, где  были предприняты первые попытки  определения теории воспитания и  обучения, о чем свидетельствует  возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении  человека с природой, пассивности  и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней  Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы  образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.

5)Спартанская  воспитательная система

Античность - 3 тыс до н.э. -  5 века н.э.

Большое значение уделялось трудолюбию и  физическому воспитанию, что связано  с большим количеством войн в  тот период времени. В раннем детстве  воспитанием детей занимались няньки-кормилицы, которые должны были воспитывать настоящих воинов.

Воспитание  в Спарте было направлено на выращивание  воинов, о чем говорит отбор  новорожденных по признакам крепости и здоровья. Младенцы, не удовлетворяющие  установленным канонам, росли вне  общества и не считались полноправными  гражданами. Организованное полисом  воспитание начиналось с семи лет  и делилось на три этапа.

7-15 лет: Минимальное обучение грамоте,  красноречие было наказуемо, немногословие поощрялось Основной упор на развитие выносливости, воли, физической силы. Воспитание происходит в суровых условиях с акцентом на умение выживать при максимальных лишениях и неудобствах. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члены общины. Посвящение сопровождалось болезненными испытаниями, выдержав которые подросток допускался к практике в военных отрядах Спарты.

15-20 лет: Ужесточаются приемы воспитания, к изучаемым дисциплинам добавляется  музыка.

20-30 лет: В течение последних десяти  лет воспитания физическая подготовка  еще более ужесточалась, человек  уже считался воином, но только  по окончание этого этапа становился полноправным членом военной общины. К особенностям воспитания этого периода можно отнести свободную половую жизнь спартанцев, зато большое внимание уделялось пресечению пьянства.

Воспитание  спартанских девочек и девушек  тоже было направлено на развитие физической силы и выносливости.

Таким образом, жители Спарты были малообразованны  и способны только к ведению войн, однако многие традиции физического  воспитания и закалки нашли отражение  в воспитательных системах следующих  поколений.

6)Афинская  школа

Античность - 3 тыс до н.э. -  5 века н.э.

Школы в Древней Греции зародились с  возникновением городов-полисов, культурой  которых было предусмотрено получение  образования для получения статуса  достойного гражданина. Обучение не прекращалось даже в дни войн. Каникул не было, ученики занимались целый день с  перерывом на обед. Учитель был  один на всю школу, численность учеников обычно не превышала пятидесяти человек, которые составляли один класс, независимо от возраста. Дети сидели на низких складных табуретках вокруг учителя, писали на коленях, воспринимали информацию по всем предметам на слух. Письму учились  с помощью вощеных дощечек  и палочки (стило), арифметика включала изучение четырех основных действий и чисел в разрядном представлении, пение было только в унисон и сопровождалось игрой на кифаре.

Социальный  статус учителя был низким и приравнивался  к статусу ремесленника среднего уровня.

Стремились  к формированию как интеллектуальной, так и физической сторон человека. До семилетнего возраста все дети воспитывались в семье или  специально предназначенными для этого  людьми. С семи лет мальчики простых  граждан могли учиться в платных  школах, где их обучали чтению, письму, арифметике и музыке, а так же они занимались гимнастикой. В соответствии с направлением развития школы делились на два типа: мусические (7 – 16 лет), в которых осуществлялось интеллектуальное обучение, и палестры, где занимались физическим развитием. Оптимальным вариантом считалось посещение обеих школ одновременно.

Большое значение в обучении Афинян имели  произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые служили материалом для  чтения, пения и письма. Достигнув  шестнадцатилетнего возраста и окончив  обучение в школах, юноши могли  продолжить обучение в гимнасии. В Афинах V–IV вв. до н. э. было всего три гимнасии, носивших названия: Академия, Ликей и Киносарг. Элитное воспитание получали юноши 18–20 в эфебии, где учились тонкостям военного дела.

Всю систему воспитания Афин того времени  пронизывала атмосфера соревнований. Женская часть населения воспитывалась  исключительно в семье, содержание воспитания отличалось только отсутствием гимнастической и военной составляющих. Основной деятельностью женщин считалось домашнее хозяйство.

7) Воспитание  и обучение в Древнем Риме

На  протяжении всей римской империи  семья воспринималась как важнейшая  ячейка общества, ответственная за нравственное воспитание детей. Устойчивы  были семейные традиции. В период VIII–VI вв. до н. э. семья отвечала за воспитание детей вплоть до 16 лет, а девушки оставались под неусыпным контролем матерей до замужества, при этом, однако, поведение родителей даже в присутствии детей не отличалось высокой моралью. Большую роль в воспитании играла религия. Множество богов постоянно сопровождают и влияют на повседневную жизнедеятельность римлян.

В период расцвета Римской империи  домашнее воспитание отходит на второй план. Уступая свои позиции государственному воспитанию. Учителями Древнего Рима были рабы, из чего вытекает крайне низкий социальный статус учителя. Бедные граждане, которые не могли содержать рабов-нянек  и рабов-педагогов, отправляли своих  детей учиться на форумы, которые  проводились в месте общественных сборищ римлян. Появление первых таких  школ относится к V в. до н. э. Детей и в том и в другом случае, начиная с пяти лет, обучали письму, чтению, счету. Образцом и эталоном для римской системы образования считалась греческая школа. Во II в. до н. э. отмечается огромное влияние эллинистической культуры на организацию школы Древнего Рима. Но, не смотря на это, в системе римского образования основной акцент делался на физическое и военное воспитание, эстетическая составляющая намеренно исключалась, так как считалось, что искусство отвлекает мысли от реальности. Римское обучение включало только то, что могло принести реальную пользу в военном деле или политике.

Наибольшей  стройности система римского образования  достигла в I в. до н. э. Именно в этот период определились основные дисциплины, изучаемые в школах различного уровня и свойства: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. Физическое развитие в школах проводилось за отдельную плату для детей особо состоятельных граждан. Военную подготовку юноши могли получить в специальных военных формированиях – легионах. В VI в. до н. э. возникло новое направление римского образования – правовое, продиктованное потребностью общества в большом количестве юристов в силу развития бюрократической системы в государстве. Школы, готовящие юристов, имели в качестве основы некоторые греческие направления образования, в том числе софистику.

На  закате римской цивилизации вновь  обретает силу домашнее воспитание, о  чем пишет в своих трудах епископ  Сидоний (V в. до н. э.): «Вся наука из родного дома».

Греко-римское  образование оказало влияние  на поселение варварских племен Античного  Средиземноморья, восточные славяне VI–IX вв. широко использовали греческий  и латинский алфавит, скифы активно  изучали греческий язык и письменность, а так же ездили за получением образования  в Грецию. Варварская Галлия, завоеванная  римлянами в 58–51 гг. до н. э., подверглась огромному влиянию римского образования, сопровождавшегося возникновением грамматических и риторических школ по римскому образцу.

8)Педагогические идеи античных философов

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых  вплетены бесценные мысли о воспитании.

Аристотель

(384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника  на самую высокую ступень в  обществе: Он создал в Афинах  учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. А. полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Поэтому в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Наиболее  системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате "Политика".

Рассматривая  извечную проблему о соотношении  социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель  придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. А. допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под  началом отца. Однако настаивал, чтобы  семейное воспитание находилось под  присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования  следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.

Начинать  воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую  традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких  животных". Гимнастика предназначена  для формирования "прекрасного, а  не дикого животного", - писал в  этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Демокрит

Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к  обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать".

Философ считал, что хотя воспитатель формирует  и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмосом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. " Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.

Платон

Предложил обширную программу воспитания, пронизанную  единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и  общественным устройством.

Основанное  Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более  тысячи лет. Педагогические суждения Платона  выросли из его философского видения  человека и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному бытию» Земная жизнь  должна готовить человека к слиянию  человека с "истинным бытием". Приобретение знаний, следовательно, является процессом  воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет  каждый человек. Вот отчего столь  большое значение придавалось самопознанию.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории педагогики"