Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:21, шпаргалка

Краткое описание

5. педагогический процесс как система: структура, характеристика основных этапов.
6. Педагогические системы и их виды. Система образования в Российской федерации. Закон «Об образовании» о ее совершенствовании.
8. Педогагическое исследование: сущность, основные этапы. Характеристика методов пед исследования.
7. Школа как педагогическая система. Нормативные документы, определяющие деятельность школы.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_5_-_8.docx

— 28.22 Кб (Скачать файл)

5. педагогический процесс как система:  структура, характеристика основных  этапов. Закономерности и принципы  пел процесса.

ПП – целостный процесс  осуществления воспитания в его  широком смысле путем обеспечивания единства обучения и воспитания в узком спец смысле.

Воспитание в широком  смысле включает воздействие на личность, общества в целом – социализация. В узком смысле – целенаправленная дея-сть педагогов, воспитателей, родителей призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений принятых в данном обществе.

ПП – это целостная  динамическая система, системаобразующим фактором которого является цель пед дея-сти – образование человека.

                        ПП 

Процесс обучения              процесс воспитания

ПП – внутренне –  связанная совокупность процессов  суть, который состоит в том, что  соц опыт при всей его многогранности и сложности превращения в черты и качества формирующегося человека. В ПП объективное социальное переходит в субъективное, индивидуальное психическое достояние чел (Данилов М. А.)

ПП как система функционирует  в определенных внешних условиях: (природно – географических, общественных, проиводственных, культурных, среды школы и её микрорайона), внутренние условия(учебно – материальные, школьно – гигиенические, морально – психологические, эсттические).

Внутренней движущей силой  ПП яв – ся разрешение противоречий между реальными возможностями воспитанников по их выполнению. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемое требование находится в зоне ближайшего развития возможностей учеников и наоборот подобное противоречие не будет содействовать оптимальному  развитию если задачи окажутся слишком легкими или трудными. Основ. компонентами ПП яв-ся:

Целевой – предполагает определение педагогами и учащимися цели учебной и внеучебной дея-стя. В любой пед систему решаются 3 группы целей: 1. Образование, 2. Развивающая – развитие мышления, талантов), 3. Воспитательная – фор-ние научного гуманистического мировоззрения и др.

Потребностно – мативациооный компонент – заключается в переживание внутренних противоречий между знанием и не знанием, что является движущей силой учения и познавательной активности учащихся.

 Содержательный компонент  – определение содержания на  основе целей.

Операционо – дея – стный компонент – предполагает совместную дея –сть педагога и учащегося, чтобы учащийся овладел изучаемым материалом ему необходимо осуществить полный цикл учебно -  позновательных действий: (восприятие нов материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнения в целью углубления и более прочного усвоения.

Эмоционально  – волевой компонент – означает такой характер организации работы при которой у учащихся возбуждается интерес и включается влечение к активной учебно – позновательной дея –стя.

Контрольно -  регулировачный компонент

Оценочно –  результативный – оценивается и учащийся и педагог. Совместный анализ на основе полученного результата ставятся дальнейшие цели.

В  состав динамической системы  ПП входят: субъекты и объекты воспитания в широком смысле разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а так же условия в которых протекает процесс взаимодействия.

Закономерности  пед процесса.

1) закономерность зависимости  величины всех последующих изменений  от величины изменений на предыдущих  этапах ( чем  выше промежуточное достижение тем выше конечный результат),

2) закономерность развития  личности в ПП (темпы и достигнутый  уровень развития личности зависит  от – наследственности, воспитательной  и учебной среды, включения  в учебно – воспитательную деятельность, применяемых средст и способов пед воздействия.

3) закономерность управления  учебно – воспитательным процессом. Эффективность Пед воздействия зависит от: интенсивности обратных связей, величины характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4) закономерность стимулирования. Продуктивность ПП зависит от: действия внутренних стимулов  и мотивов, интенсивности характера  и своевременности внешних стимулов.

5) закономерность единства  чувственного, логического и практического  в ПП эффективность зависит  от: интенсивности и качества  чувственного восприятия, логически  осмысленного воспринятого, практич применения.

6) закономерность единства  внешних пед и внутренней познавательной деятельности.

7) закономерность обусловленности  ПП … от: потребностей личности  и общества, возможностей.

Закономерность – нечто  объективное. Развитие – качественное и количественное изменение.

Основные идеи ПП:

1. идея взаимодействия  соц институтов в организации воспитательной работы.

2. идея соц проб – т.е. создание условий для самооценки учащимися своих возможностей, на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных соц ролей.

3. идея интеграции воспитательных  воздействий – предполагает создание  воспитательных систем, обеспечивающих  целостность пед влияния на ребенка во всех видах его дея -  сти.

4. идея пед регулирования соц взаимодействия.

Принципы ПП:

1. принцип гуманистической  направленности взаимодействий

2. принцип эвристической  беседы

3. принцип вариативности  – т.е ученик может выбирать

4. принцип интеграции результатов 

5. принцип сотрудничества -  ученик – учитель

6. принцип индивидуализации  – психич, физиолог, гендорных особенностей.

7. принцип мативации.

6. Педагогические системы и их  виды. Система образования в Российской  федерации. Закон «Об образовании»  о ее совершенствовании. 10 положений.

Педагогическая  система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Пед системы являются динамическими, отношение между элементами постоянно меняются, поэтому их рассматривают в развитии как единство 3 состояний настоящего, прошлого и будущего.

Важнейший элемент пед системы – это цель, так же элементами яв-ся дея-сть педагогов и детей, управленческая дея-сть и пед стредства(содержание, формы и методы обучения). Системообразующим фактором яв-ся цель, которая определяет характер системы: гуманистический и не гуманистический. Сообразно цели определяются содержание дея-сти, порядок её осуществления, подбираются соответствующие формы, методы и средства.

Фундаментальной структурой пед систем –яв-ся структура пед процессов, в которых системообразующим фактором яв-ся взаимодействие педагога и учащихся.

Выделяют 2 группы пед систем

1. системы направленные  на создание необходимых условий,  для реализации пед целей. 2. Системы в рамках которых осуществляется пед процесс.

К первой группе относятся  гос и региональные пед сист.

Гос система предполагает оптимальное взаимодействие всех факторов направленных на соц становление каждого человека.

Рег сист своеобразны, на их функционирование оказывают влияние национальные, культурные традиции региона, особенности организации семейного и школьного образования. Ко второй группе относят пед сист – школы, семьи, микрорайона и т.д.

Система образования РФ.

Представляет собой совокупность взаимодействующих: - приемственных образов программ и госуд образ стандартах, различного уровня и направленности; - сеть реализующих их в образ учреждений не зависимо от  их организационно правовых форм, видов и типов; - органов управления образ и подведомственных им учреждений и организаций.

Современная сист образ строится на основании закона «об образовании» принятого в 1992 году и в настоящее время осуществляется переход к новому образ стандарту и новому закону 2011г. закон об образовании определяет принципы гос политики в области образования: 1)гуманистический характер образ –приоритет общечел ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к родине.2) единство федерального культурного образования пространства защитой сист обзов национальных культур и региональных традиций. 3)общедоступность образования, адаптивность сист образ к уровням и особенностям развития подготовки обучающихся.4) светский характер образования в госуд и муниципальных образов учреждениях. 5) свобода в образовании. 6) демократический гос общественный характер управления образованием.

Структура системы  образования. Образ учреждения могут быть гос, муниципальными и не гос.

Типы образ учреждений:

-дошкольные, школа, профессионального  образ, дополнитеьного образ, спец или коррекционные, учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Подразделяются на общеобраз(дошкольное образование и школа) и профес(начальное, среднее, высшее и послевузовское образ)

В Законе Российской Федерации  «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых  будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования  в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе  образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

1.5.6. Государство создает  гражданам с ограниченными возможностями  здоровья, то есть имеющим недостатки  в физическом и (или) психическом  развитии (далее - с ограниченными  возможностями здоровья), условия  для получения ими образования,  коррекции нарушений развития  и социальной адаптации на  основе специальных педагогических  подходов.

1.6. 3. Язык (языки), на котором  ведутся обучение и воспитание  в образовательном учреждении, определяется  учредителем (учредителями) образовательного  учреждения и (или) уставом  образовательного учреждения.

2.12.2 Образовательное учреждение  является юридическим лицом, создается  и регистрируется в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

2.12.7 7. В представительствах  образовательного учреждения ведение  образовательной деятельности запрещается.

2.14. 3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

2.15. 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

2.17. 5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования

2.18. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте

2.19.3 . Общее образование  является обязательным.

5.51.3 3. Педагогические работники  образовательных учреждений обязаны  проходить периодические бесплатные  медицинские обследования, которые  проводятся за счет средств  учредителя.

8. Пед Исследование: сущность, основные этапы. Характеристика методов пед исследования.

ПИ – процесс и результат  дея – сти направленный на получение новых знаний решений теоретических и практических проблем.

Логика ПИ: выявлении проблемы объекта и предмета исследования, формулировка его целей и задач, разработка гипотезы, выделение этапов ПИ. Проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки, решение проблемы – обычно составляет цель исследования.

Объектом ПИ является сторона  пед процесса подлежащая изучению.

Предмет – это то что конкретно будет изучать в данном процессе.

В соответствии с целью  объекта и предмета определяются исследовательские задачи которые  направлены на проверку гипотезы. (гипотеза – совокупность теоретически обоснованных предположений истинность которой подлежит проверки.

Начало ПИ связана с анализом теории и практики по исследуемой проблеме и уточнении понятийного аппарата.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагает реализацию ряда этапов.

- имперический (на нем получают функциональное значение об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образов практикой, уровнем научных знаний и потребностью постич явления: фор – ет научную проблему. Основным рез-ом – яв-ся гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений правоверность которые нуждается в проверке и подтверждении как предворительной концепции исследования).

- гипотетический этап  – (направлен на разрешение  противоречия между фактическими  представлениями об объекте исследования  и необходимостью постичь его  сущность. Он создает условия для перехода от имперического уровня к теоретическому).

- теоретический – (связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью системных представлений о нем).

- прогностический – ( требует разрешение противоречий между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

Методы исследования –  это способы решения научно –  исследовательских задач. Все М.И. можно разделить на

- теоретические – (сравнительно исторический анализ, моделирование, причинно – следственный анализ).

- эмперические – (наблюдение, опросные методы, эксперимент). 

Наблюдение – метод познания пед явлений, на основе их преднамеренного восприятия. Позволяет накопить первоначальный эмперический материал для последующего анализа и обобщения. Может выступать в качестве самост метода или как составная часть эксперимента. ТИПЫ наблюдения:

1. сторонее(исследователь – свидетель),2.Включенное(участник),3.создание пед ситуации(организатор), 4.непосредственное(сам исследователь), 5.опосредованное, 6.открытое,7 скрытое, 8.непрерывное,9.дискретное, 10. Монографическое(охватывающее многие сторны),11.узкоспециальное.

Опросные методы:  * беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. * интервьюирование – ответы респондента по заранее заданной теме с продуманными заранее вопросами. *анкетирование –письменный опрос, с заранее составленными вопросами.(открытие, закрытые, смешанные).

Метод анкетирования дает объективные результаты при соблюдении ряда условий: - обеспечение безопасности респондентов, - создание обстановки доверительности  и открытости, - время и место  должны способствовать продуктивной работе.

Эксперимент – специально сконструированный учебно – воспитателный процесс дающий возможность изучения и проверки пед воздействий в контролируемых и поддающихся учету.(констатирующий – определение наличия каких  - либо данных, формирующим – вносящий данные, контролирующий, сравнительный, естественным, лабораторным).

Этапы эксперимента:

1. диагностический –выявление исходного уровня)

2. прогностический – выдвижение гипотезы

3.организациооно – подготовительный

4. практический – вносит новое

5. обобщающий – подведение итогов

6. внедряющий – внедрение в общественную практику эксперимента

7. Школа  как педагогическая  система. Нормативные документы,  определяющие деятельность школы.

Пед система – это школа в целом, её воспитательный коллектив, урок. Школьная пед система строится на основе гос пед системы с учетом специфики региональной. Главное отличие целенаправленное воспитательное воздействие на детей в течении длительного времени.

Школа как объект управления – соц институт общественно – государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.

Основные элементы школы: 1. Ученический коллектив, 2. Педагогические кадры, 3. Программно – методическое обеспечение, 4. Материальная база(финансирование, здание и оборудование).

Школа имеет соответствующие  права:

- разрабатывать с учетом  гос стандартов и реализовывать образовательные программы.

- разрабатывать и утверждать  учебный план, график и расписание.

- выбирать средство, формы  и методы обучения – систему  оценок, форму и порядок промежуточных  аттестаций.

- оказывает дополнительные в том числе платные образовательные услуги: привлекает дополнительные источника финансирования.

Устав школы определяет:

- основные задачи, стоящие  перед школой,

- особенности организации   образовательного процесса.

- организация управления.

- финансирование и хозяйственную  деятельность.

- реорганизацию и ликвидацию  учреждения.

 Важным компонентом  устава яв-ся раздел регламентирующий права и обязанности участников образов процесса.

В настоящее время школа  может работать: 1 как развивающая  система в которой не только сохраняется  все лучшее из того что было, но и  внедряются инновации во всех направлениях дея-сти.2. как функциональная система  – работает в режиме традиционных методов, форм и средств, дает устойчивый результат, инновации осуществляются эпизодически.



Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"