Шпаргалки по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:43, шпаргалка

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 106.63 Кб (Скачать файл)

Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV - XVI) человечество обязано признанием самоценности личности. Педагоги-просветители эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания. Франсуа Рабле (1494 - 1553) - французский писатель, в своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" дал типичную картину воспитания того времени - отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши. Эразм Роттердамский (1469 - 1536) в сатирическом произведении "Похвала Глупости" высмеял невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка при обучении, заинтересовать его учением. Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) написал трактат-утопию "Город Солнца" (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактате описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми. Томас Мор (1478 - 1535) - английский мыслитель, в своем труде "Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516) изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека. Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке всех: и мальчиков, и девочек. Главными идеями педагогов-гуманистов являлись:

✓ забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности;

✓ стремление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей;

✓ любовь к детям;

✓ отказ от физических наказаний;

✓ приобщение к труду.

Педагогика  гуманизма смогла реализоваться  лишь спустя несколько столетий, а  в XV - XVI вв. школы продолжали оставаться схоластическими, типично средневековыми.

15)Школы в эпоху Возрождения

В массовом своем проявлении практика образования в эпоху Возрождения  сохраняет черты средневековой  школы, однако к XVI в. некоторые гуманистические  идеи воплощаются в жизнь и  появляются новые типы школ.

В Западной Европе особое распространение  получили  латинские  (городские) школы. В низших латинских школах осуществлялось элементарное обучение, главным предметом был латинский  язык: дети учились читать Библию. Программа высшей латинской школы была сложнее и состояла из трех классов: в первом учили читать по-латыни, писать, обучали молитвам и пению; во втором классе проходили латинскую грамматику, читали басни Эзопа на латинском языке, заучивали наизусть стихотворения, проходили катехизис; в третьем классе (чаще отсутствовал) читали римских поэтов Вергилия, Овидия, Цицерона, продолжали изучение латинской грамматики. Данный тип школ, дававший умение читать и писать на языке богослужения, государственного управления и торговли, получил широчайшее распространение.

Из латинских школ постепенно развилась  средняя классическая школа– гимназия, просуществовавшая без значительных изменений вплоть до конца XIX в. Первые гимназии появились в Германии. Одной из известнейших стала гимназия педагога  Иоганна Штурма  (1507–1589), которая объединяла все ступени образования – начальную, среднюю и высшую – и предполагала 10 ступеней обучения. Позднее эта школа была преобразована в Академию, а в 1621 г. на ее базе был открыт Страсбургский университет. Основу обучения в этой школе составляли древние языки, классическая античная литература, особенно произведения Цицерона, предметы тривиума. Таким образом, содержание образования было гуманитарным и отчетливо иллюстрировало тенденции, которые начали в это время складываться внутри гуманистического течения.

Бесспорной заслугой гуманизма  эпохи Возрождения стоит считать  признание ценности человеческой личности. Человека начали судить не по его принадлежности к какому-либо сословию, а по уровню его эрудиции и по степени участия  в создании гуманистической культуры. Провозглашая человека центром мироздания, гуманизм отразил стремление целой  эпохи к идеалу его гармоничного развития. Вместе с тем уже к XV в. обнаруживается несоответствие между  идеалом и реальными возможностями  его достижения, идеал всесторонне  развитой личности оборачивается иллюзией. На смену социально-активной, духовно-нравственной личности приходит деловой человек-буржуа. Практика образования требует от педагогики разработки механизмов и  моделей массового и доступного образования.

Витторино да Фельтре (1378-1446) XV век - итальянский педагог-гуманист. В 1423 организовал при дворе герцога Мантуанского школу, в которой учились дети герцога и его приближённых, а также дети бедных родителей, содержавшиеся за счёт Фельтре. В школе занимались 80 воспитанников. Самим названием — «Дом радости» — Фельтре подчёркивал отличие своей школы от средневековой. Стремилась развить «ум, тело и сердце». Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Здесь изучались древние языки, римская и греческая литература, музыка, математика, в преподавании которой применялись наглядные пособия и практические работы. Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Ввёл новые методы преподавания, использовал в обучении элементы игры, отказался от схоластич. диспутов, телесных наказаний. Порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Школа Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Педагогических сочинений не оставил, его деятельность известна по воспоминаниям учеников.

16)Состояние школьного дела в  Европе в 17 веке

Семнадцатый век, с которого традиционно начинают отсчет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические  устои и особенности духовной жизни Средневековья.

Состояние школьного дела в начале Нового времени  мало чем отличалось от эпохи Реформации и Контрреформации: в течение XVII—XVIII вв. в основном укреплялись и совершенствовались сложившиеся ранее латинские  школы, называвшиеся по-разному— гимназии (в протестантских странах немецкого языка), коллегии (во Франции и у иезуитов), грамматические школы (в Англии). Все эти школы исходили из того, что овладение школьниками не только гуманитарными, но и реальными знаниями происходит через освоение литературного наследия античного, главным образом римского, мира. Поэтому естественно, что центральное место во всех этих школах отводилось изучению латинского языка. В этом отношении латинские школы у католиков и протестантов различались преимущественно трактовкой религиозных догм. С точки же зрения постановки учебного процесса католические школы, содержавшиеся орденом иезуитов, стояли даже выше протестантских гимназий.

  В содержании образования, дававшегося  в латинских школах, как бы  они ни назывались, происходили  постепенно значительные изменения:  само изучение латинского языка  стало рассматриваться как средство  обучения учащихся правильному  и осмысленному владению речью,  а не пустому подражанию языку римских классиков. В связи с этим стали появляться грамматики латинского языка с использованием родного языка учащихся. Популярные в то время постановки школьных спектаклей на латинском языке стали наполняться библейским и даже светским содержанием, что должно было способствовать использованию латинского языка в качестве разговорного. Вместе с этим в школах повышенного типа начинают включать в число предметов изучения родной и французский языки, последний как язык международного общения.

  В содержание повышенного образования  начали вводиться сугубо светские  предметы: в той или иной форме  математика, история, естествознание, астрономия, география и т.п. Однако  изучение тех или других учебных  предметов полностью зависело  от руководителей образовательных  учреждений, как, например, это имело  место в германских государствах.

  Может быть самым специфичным  явлением в организации образования  в XVII— первой половине XVIII в. было распространение так называемых рыцарских, или дворянских, академий, получивших особо широкое распространение в немецких княжествах. Их развитие было связано с упадком в ходе Тридцатилетней войны городов и городских сословий, возвышением дворянства, которое, поглощенное придворными делами, не хотело, чтобы дворянские дети обучались в латинских школах вместе с детьми горожан. Самоизоляция дворянства от других сословий нашла крайнее выражение в том, что дворянское сословие в Германии в 1672 г, потребовало даже того, чтобы их детей крестили на дому, дабы не было смешения в одной купели детей благородных и низших сословий.

  Содержание образования в учебных  заведениях для дворян определялось  традиционным требованием подготовки  «воспитанного человека»: на первое  место здесь выступали языки  — французский, частично итальянский  и испанский, а позднее и  английский; изучались история в  различных ее аспектах— общая история, история права, мораль и естественное право, логика; было положено на­чало изучению математики и механики и их практическому применению в архитектуре, строительстве и военном деле. Большое внимание уделялось и обучению «рыцарским искусствам» — верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч и т.п.

  В годы Тридцатилетней войны  особенно пострадали народные  школы, что было связано с  разрушением многих сельских  населенных пунктов и мелких  городов. Значительное число школ  для народа прекратило свое  существование из-за отсутствия  мало-мальски грамотных людей,  которые могли бы быть учителями.

Однако, как бы это парадоксально ни казалось, но именно в тяжелейшие годы накануне и во время войны в немецких протестантских княжествах зародились многие плодотворные идеи, касавшиеся всех сторон деятельности народных школ: всеобщность обучения, обучение на родном языке, при сохранении в школах религиозного духа выдвижение на передний план реальных знаний, упорядочение самого учебного процесса, создание дидактических  пособий для учителей и учебников для учащихся и др.

17)Взгляды  Коменского на обучение и воспитание

Ян  Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог-демократ, выдающийся общественный деятель XVII века.

Он  родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских  братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую  школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергс- ком университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции.

Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним  учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания  его иллюстрированного учебника латинского языка, дававшего одновременно сведения об окружающем мире, относятся  ко второй половине XIX века

Коменский был основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических  трудах по вопросам обучения и воспитания детей - "Материнская школа", "Великая  дидактика", "Новейший метод языков", "Пансо- фическая школа" и др. - рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Коменский признает божественное происхождение  природы и человека и приписывает  им божественные атрибуты.

Вершина божественного творения, "чистейший  образец своего создателя" - человек. Он есть "самое высшее, самое совершенное  и превосходнейшее творение" ("Великая  дидактика"), это микрокосмос в  макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и  любви к Богу. Человек, созданный  Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем  заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения. От рождения человек не имеет никаких знаний и идей. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. Ступени познания: чувственное познание; обобщение, абстракция, научное знание; осмысление, проверка практикой, мудрость.

Характеризуя  познание мира в его единстве, Коменский  намечает такую последовательность:

человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление),

далее - что это такое по своим свойствам  и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание.

Отсюда  вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы:

во-первых, теории, во-вторых, практике.

Этим  путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т. е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья. В основу педагогики Коменским положен принцип природосообразности: природа едина,

в ней все происходит целесообразно,

царят гармония и порядок,

все протекает постепенно,

природа не терпит ничего бесполезного.

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется  ее общим законам и развивается  по естественным законам. У каждого  периода жизни ребенка имеются  свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с  его, ребенка, природой. "Нет необходимости что- либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом".

Важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского:

✓ демократизм,

✓ гуманизм,

✓ народность.

Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма.

С его точки зрения,

✓ обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье;

✓ основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость;

✓ в школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни;

Информация о работе Шпаргалки по "Истории педагогики"