Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_pedagog.docx

— 197.54 Кб (Скачать файл)

№1. Зарождение    воспитания    в    опыте    человечества.  Возникновение школы в Др.Востоке

Первобытная эпоха оставила человечеству массовый опыт неповторимого, равного (для мальчиков и девочек, не было сословий), всеобщего, общественного  воспитания. Воспитание было эффективным, так как:

1.     Процесс воспитания  совпадал с процессом жизнедеятельности  ребёнка (участие в делах взрослых, в повседневном общении и приобщении  к труду).

2 Воспитательные отношения базировались на активности и самостоятельности подрастающего поколения.

3.Выло гуманное (не было ни физ., ни словесных наказаний).

4.     Воспитательное  воздействие было инстинктивное,  непосредственное, спонтанное

5.     Не отделялось oт совместною труда, поэтому  было естественным (мальчики участвовали  в охоте, рыбной ловле, в  изготовлении оружия; девочки собирали  и выращивали урожай, готовили  пишу, делали посуду и одежду.)

В истории развития педагогики практикуется 2 главных типа воспитания:

¦    Первобытное

¦    Соц. ориентированного человека (10-8 тыс. до н. э.- переход к  производственной форме хозяйствования. Как результат- процесс зарождения семьи. Парная форма брака ,зародыш  домашно-семейной формы воспитания.(От общины к семье)

Социально-имущественные  расслоения изменили  смысл содержания воспитания. Оно превращается в сословно-семейное(восп111ание различных сословий) В семьях элиты  увеличивается срок детства. поэтому  усиливается воспитательное воздействие, как результат появляются предшественники  школ(«дома молодёжи», где мальчики и девочки учатся вместе под руководством женщины, в патриархальный период всё  меняется). Для получения умственного  образования создаются специальные  учреждения- школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Физический труд- удел эксплуатируемых, школьное воспитание- удел избранных. Постепенно появляются «дома молодёжи»  для бедных и богатых.

Все подростки!( 10-15 лет) проходят инициацию-процедуру посвящения во взрослые в виде религиозного обряда, сопровождавшееся песнопением, магическими  заклинаниями, физ. испытаниями.

Начало истории школы  и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций  Древнего Востока, зарождение которых  относится к 5–му тысячалетию  до н.э.

Цивилизации Древнего Востока  дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить  дальнейшие витки развития мировой  школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на  воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.

В Индии существовали три  высшие касты: жрецы (брахманы!!), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). низшей кастой были наемные рабочие (слуги, рабы).

Для их детей открывались  жреческие школы. Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Ведущими качествами личности считались праведность и чистота  помыслов. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие науку чисел, астрологию, науку о змеях, этиологию, логику и др. Ученики должны были постичь абсолютную истину и реальность – брахману (12 лет.)

Для общинников открывались  общинные школы, обучали письменности, грамоте, воспитывали трудолюбие, терпение.

У будущих воинов воспитывали  силу, мужество, у низшей касты –  терпение, послушание. Переход от семейного  воспитания к общественному начинался  с 8, 11, 12 лет. Существовали в Индии и повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

В Древней Индии впервые были введены нуль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Важным фактором воспитания и образования оказалась религиозная  идеология: брахманизм (идуизм), а последующем  буддизм (у истоков буддийской традиции стоял Будда или Шакья–Мани (623–544 гг до н.э.). Будда (Просветленный) –  достиг высшего духовного совершенства (считали его последователем), он выступал против монономии брахманизма, за уравнивание каст в религиозной  жизни и в воспитании.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Согласно древним книгам первые школы в Китае появились в 3-м тысячалетии до н.э. Они возникли (на месте приб) в жилищах для престарелых бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы (СЮЭ) (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей (в основном очень богатых). В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью  обучения было освоение иероглифического письма. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.

Подход к школьному  обучению в Древнем Китае сводился к краткой но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров. Китай  стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство.

Среди первых педагогов, был  знаменитый китайский мудрец Конфуций (551–479 до н.э.) Он создал свою школу, где  по преданию прошли обучение до 3 тыс. человек. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя  с учениками.

Школа и воспитание в Древнем Египте.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию  до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к  лишениям и ударам судьбы человек. В  логике такого идеала шло обучение и воспитание.

1.огромную роль играло семейное воспитание 2.обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Для овладения грамотой ученику  следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге  учение должен был освоить деловой  стиль для светских нужд и священный (уставной) для составления религиозных  текстов. Обучали красноречию (первый этап обучения). Затем в ряде школ давали знания по математике, языкам других народов и др.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военное дело находилось строго специального сословия – профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.

В Египте был освещен многовековыми  традициями безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника. Ученику  надлежало прежде всего научиться  слушать и слушаться. Физические наказания рассматривались как  естественные и необходимые. «Дитя  несет ухо на своей спине, нужно  бить его, чтобы он услышал».

№2. Анализ спартанского воспитания и афинского. Спарта- военный лагерь, состояла из 5 отдельных посёлков. Население Спарты: Спартиаты (господствующие)-9 тысяч

Бериэки (обладали личной свободой, правом на собственность, политических прав нет)

Илоты    («общественные    рабы»)    сохраняли    некоторую    хозяйственную    самостоятельность, политических свобод нет.

Цель воспитания: подготовка воинов-рабовладельцев (заключалось  в физическом развитии).

Идеал воина: сильный духом; физ. развит: храбрый: смышленый: выносливый; скромный: послушный; ему незнакомо  чувство симпатии; дружеская участливость; недостаток чуткости и гармонии: отчуждённость  от худ., лиг., произведений.

Общественное воспитание начиналось с первого дня жизни  ребёнка. Если у новорожденного были физ. недостатки, его сбрасывали в  пропасть. Тотчас же купали в вине (его  могут вынести только здоровые дети). До 7 лет придавалось особое значение его физ. развитию. Постель использовалась без одеяла, из сена и  соломы. С15 лет спали на тростнике, собранном  без ножа. Дети ходили босиком. Спартанские  женшины-лучшие няньки (не обращали внимания на капризы).После 7 лет мальчики воспитывались  в спец. гос. учреждениях-   агеллы-«школа   послушания»,   упражнялись   в   искусстве   повелевать   где   мальчики   и подчиняться. Спали в общественных бараках, ели  за общественным столом. С 13 лет в  школе проводились беседы нравственного  содержания, чтобы отличать хорошее  от плохого в форме вопросов и  ответов), мальчики обучались письму, танцам., муз. инструментам, хоровому пению (Особое внимание уделялось охоте. С 14 они ежегодно подвергались общественным испытаниям- абоны (гимнастические, муссическис (пение, игра на флейте) состязания в терпении и выносливости.(секли у алтаря Артемиды). В 18 юноша поступал в класс эфего. где обучатся военному делу. Крипция- военный поход молодёжи, наделённой правом тайного ночного убийства самого сильного раба.  К 20 эрены   получали  полное  вооружение, проводились уроки трезвости. Пьянство- единственный грех в Спарте. На глазах у эренов рабов заставляли напиваться до смерти, чтобы увидеть насколько отвратителен пьяница. К 30 годам юноша- полноправный гражданин. Воспитание женщин мало отличалось от воспитания мужчин. Вывод: Спарта проделала образец общественного и военно-физ. воспитания. Был осуществлён один из первых опытов огосударствления личности (воспитание в ведении государства). 

Афины-полис (город-государство)

Цель Афинского государства: создать условия для разносторонне  развитой личности. Идеал сводится к многозначному   понятию   «совокупность   добродетелей».   Всесторонне   развитая   личность   с   развитым интеллектом и  культом тела. Практику воспитания пронизывал принцип соревнования- агностика.                              Система воспитания

До 7 лет ребёнок воспитывался в семье. Огромное внимание первоначально уделялось физ.

воспитанию. С 7 лет поступали  в школу. Начальное образование  давали частные платные школы:

1.     Мусические:

 а) Школа грамматиста  (чтение, письмо, счёт, декламирование  стихов)           б)Школа кифариста (музыка, пение,  поэзия)

2.     Гимнастические (палестры) Занимались развитием  культуры тела- бег. прыжки, фехтование, метание дисков, копья.

Школы мусические и гимнастические можно было посещать одновременно.

З.Гимназии (философия, политика, литература, гимнастика). Можно было прослушать курс лекций Иосифа с 16-18 лет.

4. Эфебии (образование получали 18-20-летнис юноши. Здесь было  военное и политическое воспитание.

Афинская программа воспитания предусматривала домашнее обучение для девушек

Вывод:   Афины продемонстрировали миру систему всесторонне и гармоничной  развитой личности. Здесь был выдвинут идеал воспитания свободной и творческой личности.

 

№3 Воспитание в Древнем Риме.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. и знатности  происхождения их учащихся.

1.некоторую часть небогатого  и незнатного свободорожденного  населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с  законами страны.

2.В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет.

В последнее столетие Римской  республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую  плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Известным из римских педагогов  был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г.  н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать ребенка.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в  своей практике три метода обучения: подражание, обучение (теоретическое  наставление), упражнение. Считал, что  основы знаний должны закладываться  прочно и не спеша. В школе Квинтилиана  основательность широкого общего образования  совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.

№4 Зарождение и развитие педагог. мысли  в трудах филос.древнего мира(Сократ Платон Аристотель Демокрит Квинтилиан)

Вершин педагогического  мастерства в Древней Греции достиг известный философ Сократ (ок. 470—399 до н.э.). Он не оставил после себя трактатов и книг. В своей практической деятельности широко использовал диалог с учеником в целях нахождения истины. Смысл его метода — с помощью определенным образом подобранных вопросов помогать собеседнику найти истину и тем Самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию (т.н. сократический метод). Считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помошью учителя выйти на свет.

Создаются философские школы  и учениками Сократа — Евклидом, Антисфеном, Платоном. В рамках этих философских школ происходит осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание.

Крупнейший философ Древней  Греции, ученик Сократа Платон (ок. 427 — ок. 347 до н.э.) в 387 г. до н.э. основал  философскую школу — Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, антропологию, этику, изучались математические и дисциплины (арифметика, геометрия, стереометрия), риторика и астрономия. Академия представляла собой не только высшее учебное заведение, но и своего рода клуб, подчеркнуто не принимавший участия в политической жизни Афин.

Основной задачей своей  философской и педагогической деятельности Платон считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Политические и социальные воззрения Платона, а также его педагогическая система изложены в работе «Государство». Правильно устроенное государство, по Платону, состоит из трех групп: правителей (им принадлежит вся полнота государственной власти), стражей (в их обязанности входит зашита государства) и ремесленников (они трудятся и содержат два господствующих класса). Каждому сословию соответствует определенная добродетель, которую необходимо формировать у его представителей: мудрость у правителей, храбрость у воинов, умеренность у ремесленников.

Кастовый характер государства  влечет за сооои кастовое воспитание. Наиболее подробно в своих трудах Платон освещает вопросы воспитания стражей и философов, из числа которых избираются правители государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"