Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 96.46 Кб (Скачать файл)

Во всех подходах к воспитанию педагог  выступает как активное начало наряду с активным ребенком. В связи с  этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой  является педагог.

А.В.Мудрик условно выделил три  группы задач, решаемых на каждом этапе  социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны  с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического  и сексуального развития, которое  характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных  этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи — это  познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые  специфичны для каждого возрастного  этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом  в целом, региональным и ближайшим  окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее  остаются нерешенными на том или  ином этапе социализации, то это  либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

§ 4. Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение  содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что под обучением  следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к  ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического  процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:

собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических  структур,

психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

В психолого-педагогической науке  сложились, по меньшей мере, три точки  зрения на соотношение обучения и  развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как  два независимых друг от друга  процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким  образом, обучение понимается как чисто  внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В.Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается  к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс  умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для  обучения.

Ученые, придерживающиеся второй точки  зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет  их новым положением: обучение может  идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и  впереди развития, продвигая его  дальше и вызывая в нем новообразование.

Эту существенно новую идею выдвинул Л.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый — уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может  быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой  развитие, в то же время опирается  на него, но не надстраивается чисто  механически.

§ 5. Факторы социализации и формирования личности

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения  и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия  для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов  их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А.В.Мудрик выделил  основные факторы социализации, объединив  их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо — "средний, промежуточный") — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок);

по принадлежности к аудитории  тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

Социализация осуществляется с  помощью широкого набора средств, специфичных  для определенного общества, социального  слоя, возраста человека. К ним можно  отнести, например, способы вскармливания  младенца и ухода за ним; методы поощрения  и наказания в семье, в группах  сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности  человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать  социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны  по своей возможности оказать  воздействие на личность в различные  этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается  наиболее действенным влияние групп  сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят  сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых  сохраняется на протяжении всей жизни  человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее  значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Факторы социализации — это развивающая  среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей  среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются  еще биологическим фактором. Отдельные  исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль, считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.

Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек  — это живой организм, жизнь  которого подчинена как общим  законам биологии, так и специальным  законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки  — природная расположенность  к той или иной деятельности. Различают  задатки двух видов, общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной  системы, рецепторы) и индивидуальные различия природных данных (особенности  типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Большинство отечественных педагогов  не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств.

Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.

Д.Локк (1632- 1704) - английский философ, политик  и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания. В педагогике исходил  из решающего влияния среды на воспитание.

В то же время нельзя переоценивать  и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что  душа есть "неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается  с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza), что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Переоценка роли (Гельвеций, Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы  изменить человека, надо изменить среду. Но среда — это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, он тем самым изменяет самого себя.

Признание деятельности личности ведущим  фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над  собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность  последовательного усложнения задач  и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального  подхода, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления  коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим  дальнейшим развитием.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при  одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии  и работоспособности, которые она  проявляет в различных видах  деятельности, разумеется, с соответствующей  поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются  те различия в развитии отдельных  людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются  в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика исходит  из признания того, что свободное  и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что  при определенных условиях коллектив  нивелирует личность. Однако индивидуальность может быть развита и может  найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого  потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской  позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности совместной деятельности осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

§ 6. Самовоспитание в структуре  процесса формирования личности

С развитием теории управления в  педагогическую теорию вошли ее основные понятия: субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты — педагоги и воспитанники.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"