Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 96.46 Кб (Скачать файл)

Субъект — это личность, для  деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А.Н.Леонтьев отмечал, что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся  стадий, качественные особенности которых  зависят от конкретных условий и  обстоятельств. Если на первых порах  формирование личности обусловлено  ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами  поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом  воспитания.

Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников  к определенной деятельности или  предотвращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних  воздействий. Опосредование внешних воздействий через внутренние условия (С.Л.Рубинштейн) происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.

Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его  характера, поведения, личности в целом  определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной  деятельности) и закономерностями физического  развития. Именно поэтому важно знать  совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого  процесса и понять, каким образом  производственный, моральный и научный  опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь  речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.

При воспитании младенца и дошкольника  едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в  ней свое понимание воспринятой  им действительности.

В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой  для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления  своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой — самовоспитание — начинается с осознания и  принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление  этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как  объективного, так и субъективного  характера.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также  цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного  в формировании личности фактора  человек сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитание — систематическая  и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать  способность к добровольному  выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях  коллектива, формировать моральные  чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание —  составная часть и результат  воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

  1. Современные стратегии модернизации высшего образования в России + 7 вопрос… короче здесь все смежно.. будем нести отсебятину.

 

 

Любая педагогическая проблема –  воспитательная и образовательная  – таит в себе общечеловеческое в том смысле, что она имеет  универсальный характер и представляет общую ценность для всех народов  мира.

Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает  к человеку и реализует новые  требования, связанные с новым, ХХI веком. К числу главных из них можно отнести:

– обучаемость, т. е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, осваиванию новых видов деятельности;

– интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий;

– креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески;

– патриотизм и гуманность (В.Д. Симоненко).

В период серьезных социально-экономических  преобразований и нестабильности образование  в России оказалось одной из наиболее устойчивых социальных систем. Жизнеспособность российского образования обусловлена  не только устоявшимися традициями, но и инновационным опытом. Это, прежде всего, условия развития: вариативность  образования, его диверсификация и  мобильность.

Общеевропейская тенденция «учеба через всю жизнь» сформулирована и принята в странах с развитой рыночной экономикой. Поскольку наша страна вступила на этот путь, опыт европейских  стран необходимо анализировать  и использовать. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как базовые умения для всех, инвестиции в человеческие ресурсы, ценность учебы, переосмысление руководства и консультирования, перенос учебы ближе к дому являются актуальными и для системы  российского образования.

Сегодня и в перспективе  российская система образования  призвана решить две основные задачи: для всех граждан страны создать  условия для их широкой образованности, культуры и квалификации, обеспечить формирование культурного слоя широких  слоев населения и в то же время  обеспечить выявление, отбор и подготовку наиболее талантливых людей, способных стать активными участниками и лидерами инновационного процесса.

 

 

Таким образом, главной  задачей образования в XXI веке является применение новых информационных технологий в распространении знаний. Эти  технологии позволяют делокализовать систему распространения знаний при помощи технологии дистанционного образования, благодаря которой качественное образование становится доступным для каждого жителя Земли, независимо от места его проживания. Такое образование наиболее демократично, оно может быть адаптировано к уровню знаний и запросов отдельного обучающегося. В этой связи многие страны обращаются к идее непрерывного дистанционного обучения, в рамках которой базовое образование рассматривается лишь как подготовка к профессиональной карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу глобальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно стать приоритетным.

Глобализация в  области образования предполагает интеграцию и координацию национальных образовательных систем. Поэтому  особую важность приобретает проблема стратегической ориентации и интеграции национальных систем образования. Национальное образование должно стремиться к  сохранению лучших традиций и стандартов классического образования. При  этом необходимо внедрение инноваций  в отечественное образование. Реформирование образовательной системы должно быть ориентировано на выработку  модели, учитывающий как отечественный  опыт, так и лучшие достижения мировой  образовательной практики.

XXI век – это  эпоха информационного общества, эпоха технологической культуры. Формирование глобального информационного  общества выводит на первый  план проблему распространения  знания. Дистанционное образование  осуществляет приближение знания  к потребителю, позволяет предлагать  образовательные услуги всем  желающим, невзирая на географические, государственные, временные и  другие факторы. Стратегическая  цель дистанционного образования  – обеспечить гражданам право  получения образования любого  уровня на месте их проживания  или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в  русле мировой тенденции мобильного  распространения знаний посредством  обмена образовательными ресурсами.

По данным зарубежных экспертов в XXI веке для каждого  работающего высшее образование  станет минимальным уровнем образования. В мире имеет место интернационализация  образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным  формам. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических  задач. При этом дистанционные технологии, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, играют основную роль. Например, в США по программам дистанционного обучения сегодня обучается около 1 млн. человек. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам доступны по всей стране, а через спутник – другим странам мира. Программы электронного образования разрабатываются более чем в 30 странах. В Европе показателен пример Национального университета дистанционного образования в Испании, отметившего свой 20–летний юбилей. Университет включает 58 учебных центров в стране и 9 – за рубежом (Бонн, Брюссель, Лондон, Женева, Париж и др.)

В последнее время  дистанционное обучение начинает широко внедряться в России, Казахстане, Украине  и других странах СНГ.  Положительным примером в области применения новейших информационных и телекоммуникационных технологий в образовании является Современная Гуманитарная Академия (более 200 учебных центров в России, учебные центры в странах СНГ – Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова, Армения, Таджикистан, Киргизия, более 145 тысяч студентов).  

Дистанционное обучение способствует интеграции различных  структур и развитию распределенной по территории страны системы непрерывного образования, повышения квалификации и переквалификации населения. В  отличие от традиционных форм обучения, дистанционное обучение позволяет:

  • построить индивидуальный график обучения,
  • обеспечить и удовлетворить потребности в образовательных услугах в режиме, который наиболее удобен и комфортен.

Отличительными  чертами учебного процесса является гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые  коммуникационные и информационные технологии.

Принято считать, что  образование, основанное на информационных технологиях, представляет собой третью глобальную революцию в развитии человечества: первая связана с появлением письменности, вторая – с изобретением книгопечатания [1].

Новые информационные технологии в образовании имеют  существенные преимущества:

  1. Данные технологии способствуют ликвидации отставания периферийных районов государств от столичных и других университетских центров в контексте свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям человеческой цивилизации.
  2. Они создают условия для развития мирового образовательного пространства, экспорта и импорта образования, объединения мирового интеллектуального, творческого, информационного и научно-педагогического потенциалов.
  3. Образовательные инновации успешно влияют на разрешение комплекса социально-экономических проблем, прежде всего, на искоренение безработицы, преступности и т.д.
  4. Современные средства телекоммуникаций позволяют разработать эффективные обучающие технологии, повышают качество и доступность образования.

Для дальнейшего  развития информационных образовательных  технологий необходимо решить следующие  стратегические проблемы:

  • систематизации, то есть должна быть единая стратегическая политика в области образовательного процесса;
  • комплексности (совместное использование психолого-педагогического, учебно-методического и организационного обеспечения информационных образовательных технологий);
  • коммуникаций (необходимо поднять уровень телекоммуникационных технологий при обеспечении их необходимым финансированием);
  • стандартизации (существующие информационные образовательные системы качественно отличаются друг от друга по моделям, технологиям, формам организации);
  • нормативно-правовое обеспечение.

Решение вышеуказанных  проблем приведет к резкому повышению  качества образования.

 

 
8. Болонский  процесс и другие интеграционные  процессы 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"