Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 96.46 Кб (Скачать файл)

Проектировочные способности  обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются  в умении ориентироваться на конечную цель.

Конструктивные  способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор  форм проведения занятий и т. п.

Организаторские способности  служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации  деятельности преподавателя.

От уровня развития коммуникативной способности и  компетентности в общении зависит  легкость установления контактов преподавателя  с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого  общения с точки зрения решения  педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет  также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к  совместной деятельности и т. п.

  1. Студент как творческая личность (заменяем слово менеджер на студент… один хуй разницы никакой)

 

должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью[4]. 
 
         От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках. 
 
         Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы. 
 
         Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. 
 
         Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем. 
 
         К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников. 
 
         Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках. 
 
         Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма. 
 
         Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой[5]. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

 

 

 

 

  1. Субъективное развитие студенческой учебной группы

 

Становление студенческой группы как  совокупного субъекта носит поэтапный  характер и опосредуется особенностями  социальной ситуации ее жизнедеятельности  на разных курсах обучения. 
1. Во время обучения в вузе происходит становление студенческой группы как субъекта деятельности, общения, взаимоотношений.

2. Деятельностная форма субъектности студенческой группы практически не является преобладающей. В лучшем случае она выражена в равной мере с субъектностью группы в сфере общения и взаимоотношений. Причина кроется в социальной ситуации жизнедеятельности группы, когда основной вид занятий студенчества - учеба - зачастую не имеет совместного характера, а другие виды деятельности реализуются студентами несистематически. Насыщение учебной деятельности совместными формами способно повысить уровень сформированности деятельностного проявления группового субъекта.

3. В студенческой группе  ведущей является сфера общения.  Однако субъектность группы в этой области подвержена колебаниям. Доминирует она на I курсе (ярко выражена) и в первой половине V (умеренно выражена). В остальное время либо уступает место другим проявлениям групповой субъектности, либо реализуется вместе с ними. Функция общения в группе первокурсников - адаптация студента к вузу, снятие психического напряжения, создание ощущения психологической защищенности; в группе пятикурсников - препятствование быстрому распаду психологических связей, своеобразная амортизация этого неизбежного процесса.

4. Становление группового  субъекта общения сопровождается  развитием его социально-перцептивных способсностей. К концу обучения в вузе повышается точность осознания внутригрупповых отношений и статусной структуры. Групповые самооценки изменяются от неадекватно завышенных в начале обучения через адекватные в середине к неадекватно заниженным в конце.

5. Индикатором того, как  идет процесс формирования группового  субъекта общения, и одновременно  одним из его результатов является  психологическая дистанция между  членами группы. Большей частью  для студенческих групп характерна  средняя дистанция.

6. Имеет место тенденция  некоторого увеличения психологической  дистанции при повышении уровня  группового развития и ее уменьшения  -при его снижении. Это, видимо, позволяет группе сохранить целостность (в случае сокращения дистанции между ее членами), а студентам не утратить индивидуальность и ощущение самодостаточности (с помощью относительного увеличения дистанции друг с другом).

7. Как субъект взаимоотношений  студенческая группа складывается  на II курсе. Те или иные виды  отношений в силу их разной  значимости для студентов могут  быть развиты неодинаково. Наиболее  длительного периода для своего  формирования требуют референтные отношения. А первыми к концу обучения начинают распадаться деловые и лидерские отношения, поскольку в современной студенческой группе они во многом остаются нев остреб ованными.

8. Становление студенческой  группы как совокупного субъекта  носит поэтапный характер и  опосредуется особенностями социальной  ситуации ее жизнедеятельности  на разных курсах обучения. Каждый  этап обусловлен доминированием  одного или одновременно нескольких  проявлений ее субъектности.

9. Последовательность и  содержание поэтапного развития  студенческой группы таковы: субъект  общения; субъект взаимоотношений;  субъект общения и деятельности; субъект общения, деятельности  и взаимоотношений в равной  мере; субъект общения и взаимоотношений;  субъект общения; прекращение  существования группы как совокупного  субъекта (слабая выраженность всех  проявлений ее субъектности).

10. Социально-психологическое  развитие студенческих групп  имеет "пульсирующий" характер, при котором подъемы перемежаются  со спадами и остановками на  том или ином уровне. В целом  студенческие группы начинают  свой путь в университете с  высокого или среднего уровня  развития (автономизации или кооперации), а заканчивают на низком (ассоциации). Устойчивая тенденция к снижению уровня социально-психологической зрелости группы начинает проявляться с IV курса.

11. Правильно организованная  на старших курсах совместная  учебная деятельность в сочетании  с общением студентов друг  с другом может затормозить  снижение уровня группового развития, но не прекратить его. Такой  финал жизни студенческой группы  является естественным и необходимым,  т.к. освобождение от психологических  связей со своей группой создает  условия для включения выпускника  в новые группы членства.

12. Уровень развития студенческой  группы зависит от конкретного  этапа ее субъектного становления.  При этом различные проявления  группо-« вой субъектности и их возможные сочетания по-разному влияют на уровень социально-психологической зрелости студенческой общности. Этапы развития группы, когда она является преимущественно субъектом общения или одновременно субъектом общения и деятельности, ведут к повышению уровня ее развития вплоть до высокого (автономизации). Напротив, этапы жизни группы, на которых она выступает в первую очередь как субъект взаимоотношений или сразу как субъект и взаимоотношений, и общения, связаны со снижением уровня ее развития до низкого (ассоциации), в лучшем случае - до среднего (кооперации). Уровень развития учебной группы студентов на этапе, когда все проявления ее субъектности сформированы одинаково, находится в прямой зависимости от степени их выраженности. Субъектность группы, одновременно проявляющаяся в сфере взаимоотношений и деятельности, влияет на уровень социально-психологического развития незначительно. Деятельностное же проявление группового субъекта, не сочетающееся с другими сторонами субъектности группы, вообще не влияет на уровень ее развития.

 
 
14. Сущность и  современная система воспитания  студентов в вузе

 

Процесс обучения в вузе предполагает наличие воспитательной компоненты. Воспитание - это процесс воздействия  педагога на студента с целью приобретения последним навыков поведения  в общественной жизни. Задачи педагога состоят, с одной стороны, в развитии у воспитанника дарований; с другой стороны, сдерживании деятельности, противоречащей принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

В педагогике выделяют два универсальных пути воздействия  педагога на учащегося - это путь духовного  воспитания, передача ему накопленных  знаний, опыта и путь включения  обучаемого в разнообразную деятельность с целью приобретения им социального  опыта

Воспитательная  работа в вузе ведется по нескольким направлениям: идеологическому, правовому, нравственному, экономическому, эстетическому, физическому, экологическому.

Идеологическое  направление работы в вузе предполагает помощь студентам в осознании  своего бытия и тенденций его  развития. В идеологии закрепляется система отдельных социальных групп, значимая для всего общества. Идеологические ценности являются ориентирами социальных действий, влияют на общественную активность.

Содержание нравственного  воспитания составляет:

– моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;

– этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;

– патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа;

– формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;

– политическое воспитание – формирование политического сознания.

Содержание трудового  и профессионального воспитания:

– формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;

– формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду;

– профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;

– развитие механизма самообучения и сфере труда и профессиональной деятельности;

– профессионально-правовое воспитание – передача учащимся сведений о законах и нормах.

Содержание эстетического  воспитания: развитие эстетического  восприятия окружающего мира и способности  ценить и создавать прекрасное; развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения; эстетическое просвещение  учащихся в области искусства, культуры, объектов природы; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся; формирование механизма эстетического самообразования; формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала

18. Семья и улица  как факторы развития личности

 

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Происходящие в России социальный и экономический  кризисы заметно ухудшили демографическую  ситуацию. Семья, традиционно очень  уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

Однако сейчас важность семьи  постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения  – ведь именно в семье у ребенка  формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит  от родителей и других близких.

Для каждого человека семья выполняет  эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и  экстремальных ситуаций. Уют и  тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном  и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это  позволяет человеку быть более стойким  к условиям современной неспокойной  жизни. Сущность и содержание экономической  функции состоит в ведении  не только общего хозяйства, но и в  экономической поддержке детей  и других членов семьи в период их нетрудоспособности.


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"