Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Становление и развитие педагогики
Объект и предмет педагогики
Цель и задачи педагогики

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА12ю.doc

— 982.00 Кб (Скачать файл)
  • общая педагогика — изучает основные закономерности педагогического процесса и его слагаемые: обучение и воспитание;
  • возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых) изучает особенности педагогического процесса в соответствии с возрастом учащихся, возрастные аспекты обучения и воспитания;
  • коррекционная педагогика изучает особенности организации педагогического процесса с учащимися, имеющими отклонения в развитии (сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих; тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых детей);
  • сравнительная педагогика — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса (образовательных и воспитательных систем) в различных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой;
  • история педагогики – изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в различных исторических эпохах, развитие педагогических идей и практики обучения и воспитания в прошлом;
  • социальная педагогика – изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса вне учебного заведения, исследует влияние социума (семьи, общественно-политических объединений, неформальных групп и т. д.) на развитие участников педагогического процесса, изучает возможности общества, государства в целенаправленном развитии человека;
  • профессиональная педагогика – изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса, осуществления профессиональной педагогической деятельности в различных видах профессиональной деятельности, где она (педагогическая деятельность) не является ведущей функцией (спортивная, военная, медицинская педагогика);
  • частнопредметная педагогика (частные методики, предметные дидактики) – изучает закономерности и особенности организации педагогического процесса при изучении отдельных учебных дисциплин (методика физики, географии, математики, педагогики, психологии и т. д.).

Процесс дифференциации содержания педагогической науки является перманентным, он продолжается.

 

 

Развитие личности

Понятие развитие личности

Движущая сила развития

Условия развития

 

Личностью человек не рождается, а  становится. Однако существуют различные точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности. Расхождения касаются понимания движущих сил развития, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

В широком смысле развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое. В человеке на протяжении всей его жизни происходят количественные и качественные изменения. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества.

Изменения в нашем организме  происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в  детском и юношеском возрасте. Ведущий процесс в развитии личности - воспитание, так как овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых.

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс; оно не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности.

Существуют различные объяснения этого во многом еще не познанного процесса:

  • развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни и определяется лишь врожденными силами; развитие человека обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может;
  • развитие - качество живой материи, присущее ей изначально благодаря способности к движению. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства для своего развития своим трудом.

 Движущая  сила развития - борьба противоречий. Столкновение в конфликте противоположных сил дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений.

Различают противоречия:

• внутренние и внешние;

• общие (универсальные); движущие развитием всех людей, и индивидуальные - характерные для отдельно взятого человека.

Универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения.

Внутренние противоречия возникают тогда, когда человек "сам  не согласен с собой". Они выражаются в индивидуальных побуждениях. Одно из основных внутренних противоречий - расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением школьников участвовать наравне со взрослыми в делах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелостью. "Хочу" -"могу", "знаю" - "не знаю", "можно" - "нельзя", "есть" - "нет" - это типичные пары, выражающие постоянные противоречия. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей. Человек противоречив по своей природе.

Длительные исследования человеческого развития позволили  вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.

К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма.

Внешние условия - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

 

Факторы развития личности

Духовное богатство  личности, ее взгляды, потребности и  интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы.

Родившийся ребенок  постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. В переводе с латинского "фактор" - делающий, производящий; движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Сравнительно давно  педагогика пришла к выводу, что  основными факторами формирования личности являются наследственность, среда и воспитание.

В различные периоды  развития общества педагогика по-разному  трактовала роль и соотношение их в формировании человека. Одни направления в психологии и педагогике отводили решающую роль наследственности; другие направления доказывали, что ребенок не рождается хорошим или дурным, он становится тем или другим под влиянием жизни и воспитания.

Наиболее отчетливо  в этой трактовке видны тенденции  противопоставления в различных вариантах биологического и социального факторов.

 Биологический  фактор - это прежде всего наследственность, то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Родившийся ребенок получает по наследству от своих близких и далеких предков строение тела, органов чувств и движений, руки как орудия труда и познания, органов речи, а также структуру мозга. Наследственная программа включает постоянную и переменную части:

  • постоянная часть - обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода;
  • переменная часть - то, что роднит человека с его родителями.

Тип нервной деятельности в значительной степени определяют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга-пластичность, подвижность нервных процессов. Академик И.П. Павлов убедительно показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности но не определяют их.

Предметом разных точек  зрения является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей (способности к какой-то деятельности).

Большинство зарубежных ученых (М. Монтессори, Э. Фромм, К Лоренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству.

Отечественные ученые долгие годы придерживались противоположной точки зрения. Однако академики Н.М. Амосов, П.К. Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости.

В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление ее связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его эмоциональную сферу, а через нее - на эстетическое и интеллектуальное развитие.

К социальным факторам относятся  среда и воспитание. Понятие "среда" может рассматриваться в широком  и узком смысле: среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Сюда входят и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации;

среда при  узком подходе к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека - это непосредственное предметное окружение. В.А. Петровский ввел в современную педагогику понятие "развивающая среда", под которым понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.

В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеется в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы  взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность  видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

Третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание.

В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер.

Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные  этапы в развитии личности

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.

       Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности.


 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

По Д.Б. Эльконину, в  процессе развития ребенок усваивает два мира:

 

  • мир людей (развитие потребностно-мотивационной сферы личности в процессе воспитания);
  • мир вещей (развитие операционально-технической сферы личности в процессе обучения).

 

Соответственно при организации  педагогического процесса следует  учитывать две группы ведущих деятельностей.


               


1 группа – усвоение смыслов человеческой деятельности, мотивов и норм отношений между людьми  (общение)

2 группа – развитие операционно-технических возможностей, приобретение ЗУН, способностей

(делание)

Непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве (0-1)

Новообразования: потребность в общении, эмоциональные отношения

 

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве (1-3)

Новообразования: наглядно-действенное мышление и речь

Сюжетно-ролевая игра

в дошкольном детстве (3-7)

Новообразования: потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности

 

Учебная деятельность в  младшем школьном детстве (7-11)

Новообразования: произвольность психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия

Интимно-личностное общение в разных видах общественно значимой деятельности в среднем школьном (подростковом) возрасте (11-15)

Новообразования: чувство взрослости

 

 

Учебно-профессиональная деятельность в старшем школьном возрасте (15-17)

Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"