Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Становление и развитие педагогики
Объект и предмет педагогики
Цель и задачи педагогики

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА12ю.doc

— 982.00 Кб (Скачать файл)

На основе учебного плана  составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит; объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.

 

На формирование содержания влияют следующие системы:

 

Общественные потребности  Цель    Наука



Культура   Содержание образования   Личные потребности


 

Техника     Возможности    Природа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический  процесс как система и целостное  явление

 

Процесс (от лат. – продвижение) – движение вперед, изменение.

Педагогический  процесс – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей образования и воспитания в определенной педагогической системе (например, в школе, вузе, системе образования в целом).

Признаки:

Целостность (в ПП осуществляется педагогическое воздействие на личность в целом – ее сознание, эмоции, поведение)

Единство (в ПП воедино слиты процессы формирования, развития, обучения и воспитания личности вместе с условиями их протекания, методами и формами их реализации, образуя содержательное единство, подчиняясь единой цели)

Общность (все компоненты ПП воздействуют на личность, сообща, комплексно, одновременно)

 

Модель включает в себя:

Субъекты: ученики, преподаватели, администрация, родители, общественность.

Связи: организационные, коммуникативные, функциональные, управленческие.

Условия: внутренние (материально-технические, морально-психологические, гигиенические, эстетические и т.д.) и внешние (природно-географические, общественные, культурные и т.д.)

 

Закономерности  ПП – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи ПП с другими явлениями:

      • связь ПП и социальной системы;
      • связь ПП и деятельности, активности самой личности;
      • связь ПП и общения.

 

Принципы ПП – основные идеи, нормативные требования к организации и осуществлению ПП (формируются на основе закономерностей ПП):

      • принцип культуросообразности – передача и усвоение в ПП социально-исторического опыта конкретного народа и его культуры;
      • принцип природосообразности – создание в ПП условий для выявления и учета природных задатков, возрастных и индивидуальных особенностей развития личности;
      • принцип гуманизма – понимание личности как высшей ценности и уважение в ПП ее прав, потребностей и интересов.

 

Движущая  сила (источник) ПП – противоречие между требованиями к личности, возникающими в ее жизни, и реальными возможностями личности, ее уровнем развития (разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития личности).

 

Процесс обучения и воспитания, протекают в рамках целостного ПП, не тождественны (не совпадают) и имеют  свою специфику.

Основные различия:

по  времени протекания:

процесс обучения кратковременный;

процесс воспитания долговременный.

 

по  времени достижения результатов:

процесс обучения – близость;

процесс воспитания –  отдаленность.

 

по  объекту воздействия:

процесс обучения – интеллектуальная сфера личности;

процесс воспитания –  потребностно-мотивационная сфера  личности.

 

по  содержанию:

научные знания о мире;

общественные нормы, правила, ценности, идеалы.

 

по  методам и формам достижения цели:

строго регламентирован;

свободный.

 

 

Последовательность (алгоритм) организации ПП:

1. Подготовительный этап (создание благоприятных условий для протекания ПП в нужном направлении и с нужной скоростью):

 

ЦЕЛЬ – мысленное  представление о результате.

СОДЕРЖАНИЕ – часть  общественного опыта, необходимого для усвоения.

 

А) целеполагание – обоснование и постановка цели – чего необходимо добиться?

Иерархия (соподчинение) целей образования:

    1. цель-идеал – воспитание всесторонне (пропорционально) и гармонично (в соответствии с индивидуальными особенностями, в гармонии с природой, другими людьми, обществом) развитой личности;
    2. общественный заказ, государственные цели, стандарт образования;
    3. цели отдельных образовательных систем и этапов образования;
    4. цели обучения отдельному предмету и воспитания в определенном возрасте;
    5. индивидуальные цели личности.

Б) начальная диагностика – изучение субъектов ПП, их связи и условия протекания ПП, причин, которые будут помогать или затруднять достижения результатов;

В) прогнозирование достижений – предварительная оценка возможных  результатов в конкретных условиях;

Г) проектирование и планирование хода ПП – точное определение того, кому, что (содержание), когда и как нужно делать.

2. Основной этап (осуществление ПП)

    • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности участникам взаимодействия;
    • стимулирование (побуждение участников ПП к деятельности);
    • взаимодействие педагогов и учеников с использованием намеченных методов (как?), средств (с помощью чего?) и форм (в каком виде?) педагогического процесса;
    • обратная связь = текущая диагностика – получение информации о протекании ПП для качественного управления им.

3. Заключительный этап (подведение итогов ПП):

    • обобщающая диагностика (получение информации о результатах ПП);
    • анализ достигнутых результатов (чего удалось добиться в ПП);
    • оценка результатов ПП (в какой мере они соответствуют поставленной цели);
    • планирование коррекционной работы (для исправления допущенных ошибок).

 

Социальная система  → Педагогическая парадигма →  Педагогический процесс

Педагогическая парадигма (от греч. – пример, образец) – образец, модель, схема построения педагогического  процесса и педагогической системы, которые утвердились в научно-педагогическом сообществе в конкретный исторический период в зависимости от мировоззрения эпохи.

Педагогическая  парадигма – это культурно-исторический тип педагогического мышления и педагогической практики.

В истории педагогики и школы можно выделить две педагогические парадигмы, которые упоминаются под разными названиями:

  1. научно-технократическая (репродуктивная, авторитарная, субъект-объектная, «школа учебы»);
  2. личностно-ориентированная (личностно-развивающая, гуманистическая, субъект-субъектная, культуротворческая, «школа педагогической поддержки», школа самореализации личности.

Концепция образования – совокупность идей, положений в основу построения деятельности системы образования.

Система образования – совокупность государственных образовательных стандартов, сети реализующих их образовательно-воспитательных учреждений и органов управления образования.

                    ↓               ↓                 ↓                ↓

 

Зависят от:

    • уровня социально-экономического и научно-технического развития общества;
    • национальных традиций и культуры;
    • уровня развития педагогической теории и практики (педагогической парадигмы);
    • потребностей личности и общества.

 

Целостный педагогический процесс

Понятие целостного педагогического процесса

Структура целостного педагогического процесса

Основные  компоненты системы образования в российской и американской педагогике

Педагогический  процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки.

Педагогический процесс  есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания,

творчество педагогов  и динамику возрастного изменения  детей. Внуп этой системы возникают  и действуют органически присущие ей пр» ципы-закономерности.

Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими оби ственными процессами (экономическим, политическим, нравственнь культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зави от состояния общественных процессов, реального взаимодействия ш изводительных сил и производственных отношений.

Главная особенность  учебно-воспитательного процесса - целостное необходимость сохранения в нем всех важнейших составных частей. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе лостности составляет сущность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность мно процессов. В нем неразъединимо слиты процессы обучения, образо ния, воспитания, развития и формирования личности. Общность и единство педагогического процесса подчиняют все сосл ляющие его процессы единой цели. Сложные отношения внутри пе гогического процесса выражаются в:

единстве и самостоятельности  процессов, его образующих; целостности  и соподчиненное™ входящих в него процессов; наличии общего и сохранении специфического.

Педагогический процесс можно рассматривать как систему, то есть лое, представляющее собой единство закономерно расположенны находящихся во взаимной связи частей. Структура - это расположе: элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по понятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ни

Сам педагогический процесс  характеризуют цели, задачи, содержанием, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс: педагоги; воспитуемые; условия воспитания.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач

педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный  компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Деятелъностный  компонент - взаимодействие педагогов и воспитуемых их сотрудничество, организация и управление процессом, без которых

не может быть достигнут  конечный результат. Этот компонент  в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложившейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты:

  • цели и задачи, определяющие деятельность системы; 
    удержание обучения и воспитания;
  • педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач со 
    держания обучения и воспитания; научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функционирование системы;
  • ученики;
  • материально-техническое обеспечение;
  • финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности;
  • условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные); организация и управление.

Американский  педагог Ф.Г. Кумбс основными компонентами системы образования считает:

  • цели и первоочередные задачи, определяющие деятельность системы;
  • учеников, обучение которых - основная задача системы;
  • правление, осуществляющее координацию, руководство и оценку деятельности системы;
  • структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами;
  • удержание - основное, что школьники должны получить от образования;
  • преподавателей;
  • учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, лаборатории и т. д.;
  • помещения, необходимые для учебного процесса;
  • технологию - все приемы и методы, используемые в обучении;
  • контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экзамены, качество подготовки;
  • исследовательскую работу для повышения знаний и усовершенствования системы;
  • затраты показателей эфф<

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"