Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:10, шпаргалка

Краткое описание

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

Содержание

1.Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
2.Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.
3.Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.
4. Функция мотивации. Теории мотивации.
5.Функция контроля. Сущность, типология, этапы.
6.Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы.
7.Виды власти. Классификация стилей руководства.
8. Факторы эффективности менеджмента
9.Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
10.Развитие менеджмента в России.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_v_sbore.docx

— 281.05 Кб (Скачать файл)

- возможность развить личностные  качества необходимые для управления;

- возможность развить коммуникативность  и комуникабельность.

Лидер – авторитетный член группы, кот-й оказывает существенное влияние на деят-ть коллектива. Лидеры выдвигается благодаря своим качествам, завоевывает авторитет.

Формальные – специально сформированные руководством посредством организационного процесса. Целью формальной группы является выполнение какого-либо конкретного задания.

Типы форм. групп:

- команда (коллектив сотрудников  орг-ии, проявляющих максимум инициативы  и ответственности)

- Группа руководителей (может состоять  из директора и ближайших его  заместителей)

- Целевая (рабочая) группа (состоит  из исполнителей, объединенных для  выполнения конкретного задания)

- Комитет (коллегиальный орган, руководящий  какой-либо деят-ю)

Неформальные – спонтанно возникающие группы людей, регулярно вступающие во взаимодействие для достижения совместной цели.

Основные характеристики неформальных организаций:

- Социальный контроль.

- Сопротивление переменам.

- Неформальные лидеры. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование.

 

7.Виды власти. Классификация стилей  руководства.

Власть — возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле.

В науке управления существует пять основных видов власти:

- основанная на вознаграждении (основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя),

- на принуждении (руководитель имеет возможность наказывать подчиненного),

- власть примера (основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать),

- законная власть (влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться),

- власть эксперта (влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность).

Стиль руководства - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций.

Существует три стиля руководства:

авторитарный; демократический; либеральный.

1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится y руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения починенных. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения дoлжны приниматься быстро и быть чётко скоординированы.

Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия.

2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий починенным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.

 

8. Факторы эффективности менеджмента

Эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижении издержек, повышении качества и т. д.

Эффект – это разница результатов и затрат в процессе управления производственной деятельностью.

Факторы эффективности (внутренние):

Структура – состав и подчиненность подразделений организации, распределение функций, прав и ответственности.

Сотрудники – подбор, мотивация, социально-психологические аспекты, навыки, обучение персонала, повышение квалификации, переподготовка кадров.

Лидерство – сильные лидеры. Ценности и методы менеджмента устанавливаются и развиваются под влиянием сильных лидеров

Стиль руководства – демократический, либеральный, авторитарный.

Стратегия – стратегические цели, политика организации, перспективные планы.

Культура организации – совместные ценности, нормы, традиции.

Ресурсное обеспечение (финансы, персонал, информация, технологии, материалы)

Это определяет перечень свойств эффективного предприятия: направленность на действия, эксперименты, изменения структур; внимание к потребителю; высокая автономность подразделений и поощрение внутренней конкуренции в нововведениях; люди – основной фактор качества и производительности труда; культивирование и реклама общих ценностей; простота структуры и управления; централизация и крепость ключевых ценностей.

 

9.Разнообразие  моделей менеджмента: американская, японская и др.

Япония

США

- Управленческие решения принимаются  коллективно, на основе единогласия

- Коллективная  ответственность

- Гибкая (индивидуальная  для орг-ии) структура управления

- Неформальная  организация контроля

- Коллективный  контроль

- Замедленная  оценка работы сотрудника и  служебный рост

- Основное  качество рук-ля – умение осуществлять  координацию действий и контроль

- Ориентация  управления на группу

- Оценка управления  по достижению гармонии в коллективе  и по коллективному результату

- Неформальные  отношения с подчиненными

- Продвижение  по службе по старшинству и  стажу работы

- Подготовка  руководителей универсального типа

- Оплата труда  по показателям работы группы, служебному стажу

- Долгосрочная  занятость руководителя в фирме

- Индивидуальный характер принятия  решения

- Индивидуальная  ответственность

- Строго формализованная  структура управления

- Четко формализованная  процедура контроля

- Индивидуальный  контроль рук-ва

- Быстрая  оценка результата труда, ускоренное  продвижение по службе

- Главные  качества рук-ля – профессионализм  и инициатива

- Ориентация  управления на отдельную личность

- Оценка результатов  по индивидуальному результату

- Формальные  отношения с подчиненными

- Деловая  карьера обусловливается личными  результатами

- Подготовка  узкоспециализированных руководителей

- Оплата труда  по индивидуальным достижениям

- Наем на  работу на короткий период


 

Европейский менеджмент. В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.

В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.

 

10.Развитие  менеджмента в России.

Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств, в развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин, сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Особую эпоху в развитии менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Преобразования Петра I в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств, содействие развитию с/х, укрепление финансовой системы, активизация развития внешней и внутренней торговли. Управленческие идеи И.Т. Посошкова - разделение богатства на вещественное (богатство государства и народа) и невещественное (эффективное управление страной и наличие справедливых законов). Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740).

В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. особую роль в развитии менеджмента в XIX в. сыграл М.М. Сперанский. Систему власти он предложить разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте и А.С. Столыпин. Программа реформ Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер: введение рабочего контроля, создание Высшего совета народного хозяйства, образование местных органов экономического управления. Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.

В настоящее время, глубокие экономические преобразования, происходящие в России, связанные с переходом к рынку, требуют изменений и в подготовке руководителей всех уровней.  
Создание новой российской экономики требует преобразований не только в системе образования, но и в структурах и процессах управления. Эти преобразования невозможны без привлечения новых энергичных и подготовленных специалистов по управлению. В целях профессиональной подготовки управленческих кадров для предприятий страны и экономики в целом Президентом РФ 23.07.1997 г. был подписан Указ № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ». Стратегическая цель программы – создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных руководителей и формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России. Общее финансирование программы осуществляется: из федерального бюджета – 40%; из регионального бюджета – 40%; за счет предприятий.

 

11.Структурирование  организаций. Типы организационных  структур.

Структура организации - взаимоотношения уровней управления с функциональными областями организации для наиболее эффективного достижения целей.

Организационная структура — логически взаимосвязанные отношения функциональных областей и уровней управления организации, отражающие разделение труда, распределение заданий и руководство их выполнением. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.

Линейная организационная структура управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

В организации специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, бухгалтерия и т.п. Таким обр., общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.

Линейно-функциональная (штабная) при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.

Линейно-штабная - структура органов управления, включающая в себя специально созданные при линейных руководителях штабных подразделения. К штабным подразделениям относят: службу контроллинга, группу сетевого планирования, социологическую и юридическую службы и др.

Дивизиональная - самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках.

Адаптивные (органические) их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.

Проектная - структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением в организации ряда крупных проектов или работ (освоение новой продукции, модернизация производства и т.д.).

Матричная структура управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей.

 

12.Типология конфликтов в менеджменте. Конфликто-компетентность менеджера.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"