Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:10, шпаргалка
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.
1.Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
2.Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.
3.Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.
4. Функция мотивации. Теории мотивации.
5.Функция контроля. Сущность, типология, этапы.
6.Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы.
7.Виды власти. Классификация стилей руководства.
8. Факторы эффективности менеджмента
9.Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
10.Развитие менеджмента в России.
- возможность развить
- возможность развить
Лидер – авторитетный член группы, кот-й оказывает существенное влияние на деят-ть коллектива. Лидеры выдвигается благодаря своим качествам, завоевывает авторитет.
Формальные – специально сформированные руководством посредством организационного процесса. Целью формальной группы является выполнение какого-либо конкретного задания.
Типы форм. групп:
- команда (коллектив сотрудников
орг-ии, проявляющих максимум
- Группа руководителей (может состоять из директора и ближайших его заместителей)
- Целевая (рабочая) группа (состоит
из исполнителей, объединенных для
выполнения конкретного
- Комитет (коллегиальный орган, руководящий какой-либо деят-ю)
Неформальные – спонтанно возникающие группы людей, регулярно вступающие во взаимодействие для достижения совместной цели.
Основные характеристики неформальных организаций:
- Социальный контроль.
- Сопротивление переменам.
- Неформальные лидеры. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование.
7.Виды власти. Классификация стилей руководства.
Власть — возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле.
В науке управления существует пять основных видов власти:
- основанная на вознаграждении (основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя),
- на принуждении (руководитель имеет возможность наказывать подчиненного),
- власть примера (основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать),
- законная власть (влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться),
- власть эксперта (влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность).
Стиль руководства - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций.
Существует три стиля руководства:
авторитарный; демократический; либеральный.
1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится y руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения починенных. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения дoлжны приниматься быстро и быть чётко скоординированы.
Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия.
2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий починенным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.
3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.
8. Факторы эффективности менеджмента
Эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.
Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижении издержек, повышении качества и т. д.
Эффект – это разница результатов и затрат в процессе управления производственной деятельностью.
Факторы эффективности (внутренние):
Структура – состав и подчиненность подразделений организации, распределение функций, прав и ответственности.
Сотрудники – подбор, мотивация, социально-психологические аспекты, навыки, обучение персонала, повышение квалификации, переподготовка кадров.
Лидерство – сильные лидеры. Ценности и методы менеджмента устанавливаются и развиваются под влиянием сильных лидеров
Стиль руководства – демократический, либеральный, авторитарный.
Стратегия – стратегические цели, политика организации, перспективные планы.
Культура организации – совместные ценности, нормы, традиции.
Ресурсное обеспечение (финансы, персонал, информация, технологии, материалы)
Это определяет перечень свойств эффективного предприятия: направленность на действия, эксперименты, изменения структур; внимание к потребителю; высокая автономность подразделений и поощрение внутренней конкуренции в нововведениях; люди – основной фактор качества и производительности труда; культивирование и реклама общих ценностей; простота структуры и управления; централизация и крепость ключевых ценностей.
9.Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
Япония |
США |
- Управленческие решения - Коллективная ответственность - Гибкая (индивидуальная для орг-ии) структура управления - Неформальная организация контроля - Коллективный контроль - Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост - Основное
качество рук-ля – умение - Ориентация управления на группу - Оценка управления
по достижению гармонии в - Неформальные отношения с подчиненными - Продвижение по службе по старшинству и стажу работы - Подготовка руководителей универсального типа - Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу - Долгосрочная занятость руководителя в фирме |
- Индивидуальный характер - Индивидуальная ответственность - Строго формализованная структура управления - Четко формализованная процедура контроля - Индивидуальный контроль рук-ва - Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе - Главные
качества рук-ля – - Ориентация
управления на отдельную - Оценка результатов по индивидуальному результату - Формальные отношения с подчиненными - Деловая
карьера обусловливается - Подготовка
узкоспециализированных - Оплата труда по индивидуальным достижениям - Наем на работу на короткий период |
Европейский менеджмент. В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.
Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.
Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.
В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.
10.Развитие менеджмента в России.
Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств, в развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин, сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Особую эпоху в развитии менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Преобразования Петра I в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств, содействие развитию с/х, укрепление финансовой системы, активизация развития внешней и внутренней торговли. Управленческие идеи И.Т. Посошкова - разделение богатства на вещественное (богатство государства и народа) и невещественное (эффективное управление страной и наличие справедливых законов). Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740).
В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. особую роль в развитии менеджмента в XIX в. сыграл М.М. Сперанский. Систему власти он предложить разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте и А.С. Столыпин. Программа реформ Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер: введение рабочего контроля, создание Высшего совета народного хозяйства, образование местных органов экономического управления. Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.
В настоящее время, глубокие экономические
преобразования, происходящие в России,
связанные с переходом к рынку, требуют
изменений и в подготовке руководителей
всех уровней.
Создание новой российской экономики
требует преобразований не только в системе
образования, но и в структурах и процессах
управления. Эти преобразования невозможны
без привлечения новых энергичных и подготовленных
специалистов по управлению. В целях профессиональной
подготовки управленческих кадров для
предприятий страны и экономики в целом
Президентом РФ 23.07.1997 г. был подписан Указ
№ 774 «О подготовке управленческих кадров
для организаций народного хозяйства
РФ». Стратегическая цель программы –
создание федерального резерва высококвалифицированных,
компетентных руководителей и формирование
управленческого потенциала, способного
обеспечить развитие предприятий всех
отраслей экономики России. Общее финансирование
программы осуществляется: из федерального
бюджета – 40%; из регионального бюджета
– 40%; за счет предприятий.
11.Структурирование организаций. Типы организационных структур.
Структура организации - взаимоотношения уровней управления с функциональными областями организации для наиболее эффективного достижения целей.
Организационная структура — логически взаимосвязанные отношения функциональных областей и уровней управления организации, отражающие разделение труда, распределение заданий и руководство их выполнением. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.
Линейная организационная структура управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
В организации специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, бухгалтерия и т.п. Таким обр., общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.
Линейно-функциональная (штабная) при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.
Линейно-штабная - структура органов управления, включающая в себя специально созданные при линейных руководителях штабных подразделения. К штабным подразделениям относят: службу контроллинга, группу сетевого планирования, социологическую и юридическую службы и др.
Дивизиональная - самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках.
Адаптивные (органические) их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.
Проектная - структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением в организации ряда крупных проектов или работ (освоение новой продукции, модернизация производства и т.д.).
Матричная структура управления представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей.
12.Типология конфликтов в