Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:10, шпаргалка

Краткое описание

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

Содержание

1.Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
2.Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.
3.Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.
4. Функция мотивации. Теории мотивации.
5.Функция контроля. Сущность, типология, этапы.
6.Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы.
7.Виды власти. Классификация стилей руководства.
8. Факторы эффективности менеджмента
9.Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
10.Развитие менеджмента в России.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_v_sbore.docx

— 281.05 Кб (Скачать файл)

Основы менеджмента

1.Определение менеджмента. Этапы  и школы в истории менеджмента.

Менеджмент - это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.

Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые школы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915)

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.

Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем, так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией».

Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент) уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).

 

2.Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.

Планирование - постановка целей и разработка способов их достижения. Посредством планирования обеспечивается единство целей всех подразделений предприятия. Планирование - это непрерывный процесс, поскольку организация постоянно находится под влиянием изменяющихся внешних условий. Изменения во внешней среде требуют внесения корректировок в планы организации.

В зависимости от длительности (сроков) планового периода:

1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование  сроком от 5 лет и более;

2. Среднесрочное планирование - сроком  от года до пяти;

3. Краткосрочное планирование:

• Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)

• Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

Содержание планирования включает выработку решения и оптимального плана деятельности по планированию, создание целевой группы организации, которая смогла бы обеспечить разработку оптимального плана и создания системы оперативного управления (контроля) за деятельностью по планированию.

В зависимости от целей различают стратегическое и тактическое планирование.

Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.

Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры – конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации.

 

3.Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.

Организация как функция менеджмента представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры предприятия.

Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации  в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления.

Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Содержанием функции является:

  • приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности; подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.

4. Функция мотивации. Теории мотивации.

Мотивация - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные.

Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как «XY-теория» (автор Мак-Грегор), теория «Z» Оучи.

Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф.Герцберга.

Пирамида Маслоу:

1. Физиологические потребности (потребности  в еде, воде, убежище, отдыхе)

2. Потребности в безопасности  и уверенности в будущем (стремление  к стабильности, желание чувствовать  себя защищенным от физических  и психологических опасностей).

3. Социальные потребности, иногда  называемые потребностями в причастии, - это понятие, включающее чувство  принадлежности к чему или  кому-либо, чувство, что тебя принимают  другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают  потребности в самоуважении, личных  достижений, компетентности, уважении  со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения (самореализации) - потребность в реализации своих  потенциальных возможностей и  росте как личности.

Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теория мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.

Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственно необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

Теория справедливости базируется на положении о том, что люди субъективно определяют отношение вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. При этом формируется представление о справедливости полученного вознаграждения и, следовательно, уровень мотивации этого человека к эффективному труду.

 

5.Функция контроля. Сущность, типология, этапы.

Контроль – это непрерывное сопоставление фактических результатов с запланированными, оценка и корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями. Он включает 4 основных этапа:

  1. Установка параметров, подлежащих контролю (стандартов).
  2. Измерение параметров организации.
  3. Обработка проведенных измерений.
  4. Анализ результатов и внесение корректировок в работу.

Выделяют две основные функции контроля - предупреждение возникновения кризисных ситуаций и поддержание успеха.

Виды контроля:

1.Предварительный контроль осуществляется  до фактического начала работ. Основными средствами осуществления  предварительного контроля является  реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный  контроль используется в трех  областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

2.Текущий контроль осуществляется  непосредственно в ходе проведения  работ. Объектом является подчиненные  сотрудники.

3.Заключительный контроль основывается  на обратной связи. Управляющие  системы в организациях имеют  разомкнутую обратную связь, то  есть руководящий работник, являющийся  по отношению к системе внешним  элементом, может вмешиваться в  ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

Тexнoлoгия кoнтpoля ocyщecтвляeтcя по cлeдyющeй cxeмe:

  • выбор концепции контроля (cиcтeмa, пpoцecc, частная пpoвepкa);
  • oпpeдeлeниe целей контроля (цeлecooбpaзнocть, правильность, регулярность и эффективность контроля);
  • установление норм контроля (этические, производственные, правовые);
  • выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);
  • oпpeдeлeниe объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).

 

6.Динамика  групп и лидерство в системе  менеджмента. Формальные и неформальные  группы.

Групповая динамика. Организация любого размера на современных этапах хозяйствования, состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления).

Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидера оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход.

Согласно личностной теории лидерства (теория великих людей), лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств (уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, образование и высокая степень уверенности в себе). 

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Этот подход сосредоточил свое внимание на поведении руководителя по отношению к подчиненным.

Ситуационный подход - ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Лидерство в менеджменте  даст:

- возможность развить профессиональные  навыки в сфере управления;

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"