Шпаргалка по "Организация труда персонала"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Организация труда персонала"

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_po_otp.docx

— 192.52 Кб (Скачать файл)

¨ Содержание труда (что и с помощью чего делается)

¨ Технологические, информационные и иные связи

¨ Эскиз размещения мебели и оборудования

¨ Обеспечение необходимыми ресурсами

¨ Хозяйственное и техническое обслуживание (дежурное, планово-предупредительное ¾ на основе графика, стандартное ¾ по расписанию)

¨ Квалификационные и образовательные требования к работнику

Проектирование  рабочего места (ПРМ) должно быть направлено на рационализацию и устранение лишних движений и перемещений работника  и материальных условий.

При ПРМ обычно составляется схема, с помощью которой  производится планировка рабочей и вспомогательной зоны, уточняются маршруты перемещений, типаж и расположение вспомогательного оборудования, подходов; выполняется привязка организационной и технологической оснастки, рассчитывается площадь рабочего места.

К ПРМ на практике предъявляются определенные требования, которые могут быть частично выражены в количественных показателях  ¾ нормах и нормативах, а частично поддаются лишь качественному описанию.

Ряд требований (прежде всего в области санитарии, техники безопасности, правил эксплуатации оборудования) являются обязательными, и за их нарушение руководитель может понести ответственность (вплоть до уголовной). Другие требования относятся пока к желательными (эстетичность, эргономичность и проч.), но их соблюдение или несоблюдение непосредственно отражается на производительности труда, а поэтому для предприятия имеет жизненно важное значение.

Правила организации  рабочего места:

1. Учет взаимосвязи  работников в процессе трудовой  деятельности, а также последовательности  выполнения тех или иных операций. Это позволяет сократить перемещения  людей, рационализировать их движения, снизить утомляемость.

2. Обязательное  соблюдение действующих санитарных  норм в отношении площади, освещенности, чистоты, удобства мебели. Это  дает возможность сохранить здоровье  людям, а следовательно, деньги  организации.

3. Соответствие  номенклатуры и количества оборудования, других технических средств (особенно  связанных с приемом и передачей  информации) характеру выполняемой  работы и личности сотрудника.

Каждое рабочее  место должно быть соответствующим  образом оснащено необходимым оборудованием, инструментами и проч.

Кроме организации  рабочего места, большое значение имеет  его расположение в рамках предприятия  или подразделения, характер помещения, в котором оно находится, удобство подходов к нему. Это особенно важно  по отношению к рабочим местам специалистов и служащих, чья деятельность связана с постоянным общением, контактами (в том числе с посторонними лицами), требует вследствие специфики  умственного труда определенных комфортных условий, позволяющих сосредоточиваться, меньше отвлекаться, а кроме того, разместить необходимый набор современных  технических средств управленческой или исследовательской деятельности.

Основу организации  рабочего места составляет планировка, т. е. оптимальное расположение в его пределах оборудования, оснастки, мебели, светильников, материалов и других средств.

Правила планировки рабочего места:

1. Учет технологического взаимодействия со смежными местами.

2. Минимальная достаточность площади для рационального осуществления всех трудовых действий (с учетом антропометрических показателей при различных рабочих позах) в границах рабочего пространства.

Целесообразно размещение оборудования в основной рабочей зоне, а органов управления им ¾ в пределах зоны досягаемости, т. е. пространстве, где человек может выполнять работу не перемещаясь.

На рабочем  столе не должно быть ничего лишнего, ибо порядок помогает сконцентрироваться.

3. Использование функционально оправданного оборудования и мебели. Для работы в офисе предпочтительнее использовать двухтумбовые или однотумбовые (с левосторонней тумбой) столы с ящиками разных размеров (для папок, канцелярских принадлежностей и рабочих бумаг).

Поверхность стола должна быть твердой и гладкой, из дерева со средней степенью полировки. Стекло использовать нецелесообразно, поскольку блики утомляют. Для  руководителя размер стола 150 ´ 90 см; для специалистов ¾ 135 ´ 80 см; для операторов ПЭВМ ¾ 130 ´ 75 см.

Рабочее место  может быть дополнено небольшими специальными столиками для технических  средств управленческой деятельности ¾ телефонов, компьютера, факсов и проч.

Сейчас наибольшее распространение получило рабочее  место в виде буквы «Г», или  бумеранга, ибо здесь площадь  используется наиболее экономно.

4. Создание удобной позы, т. е. положения корпуса, рук, ног, головы человека при выполнении конкретной работы, обеспечивающей только необходимые движения.

Поза зависит  от оборудования, планировки рабочего места, характера выполняемых функций и бывает сидячей, стоячей, лежачей, попеременной (сидя-стоя), считающейся наименее утомительной.

Позы могут  быть свободными (возможны перемещения  тела и его частей) и ограниченными (необходимость сохранять фиксированное  положение), неудобными (частые наклоны, повороты более чем на 45°, поднятые руки), напряженными (низкие наклоны, резкие повороты, стоя на коленях, высоко поднятые руки), очень напряженными (в тесноте, на высоте, при необходимости следить за равновесием тела).

Принятию  удобной позы способствуют:

¨ регулировка высоты рабочего места. Так, при высоте стола 70 см желательная высота стула или кресла составляет 45-47,5 см (высота передней части сиденья на 2,5 см выше);

¨ колесики, подъемно-поворотный механизм сиденья и откидывающаяся спинка, что помогает передвигаться не вставая, менять высоту посадки.

Между сиденьем и краем стола должно быть 18-19 см. Это обеспечивает свободную и удобную позу, возможность сохранять прямую осанку, не наклонять туловище при работе более чем на 15° (что крайне нежелательно).

 

5. Достижение оптимальной освещенности (силы потока света) рабочих мест (и помещений в целом), равномерной, без теней, с незначительными колебаниями (например, пульсирующий свет оказывает неблагоприятное воздействие на организм, особенно при наблюдении за движущимися объектами), достаточной для выполнения работы, ограничивающей контрасты, предотвращающей ослепление. Световой поток частично отражается, пропускается и поглощается.

Повышение освещенности в 10 раз приводит к росту производительности труда на 5-6% при работах средней сложности и на 15% ¾ при работах высшей сложности.

При неравномерном  освещении глаз, переключаясь с объекта  на объект, устает. Утомление может  быть также результатом недостаточного или избыточного освещения.

Рациональное  освещение увеличивает производительность на 13%, снижает брак на 25%.

Выделяют  естественное и искусственное освещение. Естественное должно создавать нормальную освещенность с учетом его изменения  в течение дня, а искусственное  ¾ быть достаточным.

Искусственное освещение бывает:

¨ общим, рабочим, предназначенным для выполнения конкретных работ;

¨ локализованным (на несколько рабочих мест, обычно ¾ на 4);

¨ местным (для небольших поверхностей), но применение только его недопустимо;

¨ аварийным.

Некоторые помещения (например, столовые, туалеты, раздевалки) могут быть освещены только искусственно.

Лучше всего, если свет падает сверху или с левой  стороны (в светлом помещении  допустимо также справа). Его источник должен находиться в поле зрения работника (оптимальное место ¾ над окном или у стены, но не в центре комнаты, как часто считают) и обеспечивать одинаковую яркость освещения на всей площади помещения. Источники света необходимо правильно подбирать и рационально распределять в помещении.

Контрастность в освещении должна быть оптимальной  и не превышать в близких точках 1 : 40, что позволяет хорошо видеть освещаемые объекты обеспечить необходимую  точность работы (иначе она может  стать причиной несчастных случаев).

 

На рабочем  месте в дополнение к общему освещению  желательно пользоваться лампой накаливания  на гибком шланге. Для общего освещения  предпочтительнее люминесцентные лампы, ибо они в 2,5 раза экономичнее.

Резкие контрасты, недостаток или избыток освещения, блики, белый, холодный, резкий свет напрягают  глаза, приводят к утомляемости зрения, к снижению его остроты. Чтобы  защищаться от прямых лучей, надо использовать светорассеивающие шторы и жалюзи, а поверхность стен и мебели во избежание бликов подбирать таким  образом, чтобы она в оптимальной  степени отражала (поглощала) свет, для чего надо учитывать отражающий эффект.

 

6. Хорошие условия обзора исключают зрительное напряжение. Это достигается при наличии физиологически приемлемого расстояния между глазами работника и предметом труда (при особо точных работах оно составляет 25 см, при точных ¾ 25-35, при остальных ¾ свыше 35 см).

7. На рабочих  местах в помещениях необходим контроль, поддержание температуры на уровне 18-20 °С, влажности ¾ 40-60% (минимум ¾ 25%), минимум пыли, микробов, вредных газов. Во многом это достигается с помощью кондиционеров, использование которых повышает производительность труда до 15%.

8. При работе, требующей сосредоточенности, необходимо создавать тишину, что сберегает до 20% энергии работника.

Шум негативно  влияет на человека (как и на другие живые организмы):

¨ вызывает неконтролируемые эмоции, сердцебиение, аритмию;

¨ повышает кровяное давление, общую усталость;

¨ ведет к нервным заболеваниям и психическим расстройствам;

¨ снижает производительность на работах, требующих внимания, координации;

¨ увеличивает затраты времени на коммуникации;

¨ разрушает материальные объекты.

В то же время  не все шумы вредны, например умеренные  ритмичные несут информацию о  работе и окружающей среде, поэтому  ограничивают их интенсивность с  помощью:

¨ улучшения состояния техники;

¨ использования шумопоглотителей, индивидуальных средств защиты;

¨ повышения личной организованности и дисциплины;

¨ трансляции музыкальных передач, которые не только заглушают вредные шумы, но и растормаживают людей, способствует снятию излишнего внутреннего напряжения, концентрации внимания, повышению на 12-14% производительности. Лучше всего на музыку реагируют молодые рабочие и женщины, работающие в ночную смену.

9. Удобное хранение и поиск информации. Для облегчения этого используемую информацию делят по типу хранения носителей:

¨ хранение с немедленной выборкой (до 15 с), позволяющей не прерывать ход мыслей, например, ящик стола;

¨ внешнее хранение (время на поиск до 15 мин), позволяющее не переключаться на другие работы (в специальных шкафах в подразделении);

¨ общее хранение (время поиска до 1/2 дня), предполагающее централизованное содержание документов, например, в секретариате;

¨ архивное хранение (время на поиск до 2-3 дней) ¾ для деятельности, которую можно на этот срок отложить.

Распределение носителей информации по этим критериям  позволяет уменьшить потребность  в площадях. Эта проблема остается важной даже в эпоху сплошной компьютеризации, ибо психологически изображение  на мониторе не заменяет документа  на бумажном носителе.

Ранжирование  элементов рабочего места осуществляется на основе экспертных оценок.

 

9.

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Исходя из характера выполняемых  работ, условия труда специфичны как для каждого производства, цеха, так и для каждого рабочего места.

Факторы, формирующие условия труда, объединены в следующие группы:

  • социально-экономические;
  • психофизиологические;
  • санитарно-гигиенические;
  • эстетические;
  • социально-психологические.

Социально-экономические  факторы включают законодательную и нормативно-правовую базу, которые регламентируют условия труда, повседневный надзор, систему льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях.

Психофизиологические  факторы обусловлены содержанием и характером труда. К ним относятся физическая и нервно-психическая нагрузки, монотонность, эстетический (уборка туалетов, работа с гноем) и физический дискомфорт (работа в индивидуальных средствах защиты, сменность).

Санитарно-гигиенические  условия определяют внешнюю производственную среду (микроклимат, шум, состояние воздуха, освещение и пр.).

Эстетические факторы способствуют формированию положительных эмоций у работника (архитектурно-конструктивно-художественное оформление интерьера, оборудования, производственной одежды).

Социально-психологические  факторы характеризуют взаимоотношение в трудовом коллективе.

10 Аттестация и рационализация  рабочих мест по условиям труда. 
Аттестация рабочих мест по условиям труда – комплексная оценка рабочего места по условиям труда, технике безопасности, по технологическому и организационному уровню и сопоставление с нормативом 
Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено на уровне правительства соответствующим министерством 
Задачи аттестации рабочих мест: 
1. Определение наличия вредных и опасных факторов  
2. Общая оценка состояния по биологически значимым факторам – химические, физические, психофизиологические, гигиенические 
3. Обоснования для предоставления льгот и компенсаций 
4. Разработка мероприятий по улучшению условий труда 
5. Решение вопроса о прекращении эксплуатации помещения или оборудования 
6. Определение заболеваний работников по проф

Информация о работе Шпаргалка по "Организация труда персонала"