Шпаргалка по "Организация труда персонала"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Организация труда персонала"

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_po_otp.docx

— 192.52 Кб (Скачать файл)

Предпосылки:1.наличие продолж-х  перерывов в основ-х проф-й

2.низкий уровень загруж-и работ-а

3.монотонность труда

2)расширение зон обслуживания: заключ-я в выполнениии на ряду с основ-й работой дополнит-й работы по той же проф-и,т.е. совмещение однородных работ

3)многостаночное обслуживание

 

 

18.Целевое планирование. Критерии достижения целей. Правила построения дерева целей. Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность.

Цели различают: стратегические (глобальные) и тактические (локальные).

Стратегическая цель определяет будущее  качественное состояние системы  на длительную перспективу, к достижению которого стремится человек. Например, получить высшее образование, создать  семью, воспитать детей, создать  новое предприятие по производству продукции.

Тактические цели определяют будущее  состояние отдельных подсистем  и время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до 1 года. Например, поступить в институт, выйти замуж, купить автомобиль.

Таким образом, цель имеет качественный измеритель и очень неопределенное временное и пространственное состояние. Некий мираж в конце пути.

Для планирования жизненных целей  человеку нужна определенность, поэтому  цель должна конкретизироваться в реальные задачи с помощью критериев эффективности  ее достижения.

Критерий достижения цели – количественный показатель, определяющий меру или  степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами.

В практической деятельности мы всегда сталкиваемся с необходимостью конкретизации  жизненных целей. Так, стратегическая цель – роль материального благосостояния может быть разделена на совокупность тактических целей:

• улучшение жизненных условий  – место в общежитии, отдельная  комната, малогабаритная квартира, полногабаритная  квартира – отдельный дом (коттедж).

• Улучшения личных транспортных средств: велосипед – мотоцикл, автомашина – дорогой лимузин – самолет.

• Улучшения одежды и обуви: простая  сезонная одежда и обувь, – комплект импортной одежды – дорогие комплекты  из модной одежды из фирменных магазинов.

• Качественное питание: дешевая «потребительская»  корзина, доброкачественное питание, дорогое питание из экологически чистых продуктов.

• Развлечение и отдых: отдых  дома (телевизор, работа в саду), –  в доме отдыха, пансионате – в  санатории на Черном море, – за границей в дорогом курорте.

• Рост денежных накоплений: рублевый счет на «черный день», – накопления в валюте – крупные накопления и возможность жить на доходы от них.

 

19.Организационные и жизненные цели человека. Оптимизация целей организации и сотрудников.

20.Взаимосвязь целей и планов. Основные методы планирования.

 

Планирование  на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.

Процесс внутрипроизводственного  планирования включает:

    • формирование общих целей (стратегии) развития предприятия;
    • определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы;
    • установление путей и средств их достижения;
    • обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;
  • контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими.

Основные элементы планирования на предприятии следующие:

  • прогнозирование концептуальных перспективных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Как элемент внутрипроизводственного планирования прогнозирование непосредственно связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии предприятия;
  • постановка задач планирования на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения;
  • корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации программы, поставок, производственных и сбытовых операций;
  • составление бюджетов, или смет затрат материалов, капитальных вложений, поступлений и расходования наличных денег и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и исполнителей, ответственных за определенные операции;
  • конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации принятых решений в отдельных звеньях предприятия.

Если разработку прогнозов и  формирование общих плановых задач  выполняют для определения перспектив развития предприятия в целом, то все остальные элементы планирования в основном прорабатывают и реализуют  на уровне подразделений. При этом необходима взаимоувязка между ними по всей совокупности натуральных и стоимостных показателей. В разрабатываемых планах предприятий  устанавливают основные задачи хозяйственной  политики на определенный период и  конкретные способы их решения: определяют необходимые для этого материальные и финансовые ресурсы, а также  пути их наиболее эффективного использования  с учетом складывающихся рыночных условий.

Основными применяемыми на практике методами планирования являются балансовый, нормативный, экономико-математические и экспертных оценок. Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах планового периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов. Нормативный метод состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции. В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям. Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию (метод Дельфи).

В процессе планирования необходимо также разработать систему показателей, с помощью которых оценивают  результаты труда каждого сотрудника и организации в целом.

Вид планирования обусловлен характером задач, которые ставит перед собой  предприятие, и возможными сроками  их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10 - 15 лет),среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней).

Долгосрочное планирование Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.

Стратегическое  планирование предусматривает разработку прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатывают также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретения оборудования, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии.

Существует несколько вариантов  стратегических планов развития предприятия:

  • суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;
  • функциональный план отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;
  • экономический план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;
  • план развития предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи

Среднесрочное планирование

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируют основные задачи на установленный период: производственную стратегию предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и рост производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегию сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих увеличению сбыта); финансовую стратегию (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровую политику (состав и структура кадров, их подготовка и использование

Краткосрочное планирование Краткосрочное (текущее) планирование осуществляют путем детальной разработки (обычно на год) планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования - разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: по сырью, производства, по труду, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, кредитного, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового плана.

Оперативное планирование Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней. Оперативные планы, которые чаще всего бывают суточными, состоят обычно из следующих основных элементов:

  • -производственных программ цехов, участков и технологических линий, отражающих реальную загрузку производственных мощностей;
  • оперативных заданий этим подразделениям;
  • планов-графиков движения изделий, узлов и деталей по технологической цепочке.

 

 

21.Рабочее время, его структура, основные понятия.

Рабочее время - установленное в законом порядке продолжительность рабочего дня в течении которого персонал выполняет определенную работу. рабочее врем делятся на : 1 Время работы, - оперативное время, - подготовительно заключительное, - обслуживание рабочего места. 2Время перерывов, - время на отдых, - орг-о техн-е перерывы, - потеря рабочего времени. Подготовительно-заключительное время - это время, которое рабочий затрачивает на подготовку себя и своего рабочего места для выполнения производственного задания, а также на действия, связанные с его завершением (время на получение инструмента, чертежа, материалов, ознакомление с технической документацией, сдачу готовой продукции, инструмента).

Оперативное время - время, которое затрачивается на выполнение заданной операции и повторяется с каждой единицей продукции. Оно состоит из двух частей: основного и вспомогательного. Основное время (его называют также технологическим) - время, в течение которого происходит качественное или количественное изменение предмета труда: его внешнего вида, размеров, химического состава и т.п. Вспомогательное - время, затрачиваемое работником на выполнение различных действий, создающих возможность выполнения основной работы.

Время обслуживания рабочего места - это затраты времени на уход за своим рабочим местом; осмотр, смазку, чистку оборудования; смену, заточку. правку инструмента; удаление отходов с рабочего места и т.п. В ряде производств выделяют затраты времени на организационное и техническое обслуживание. К организационному обслуживанию относятся затраты времени на уход за своим рабочим местом, а к техническому - затраты времени на обслуживание оборудования и уход за инструментом.

Информация о работе Шпаргалка по "Организация труда персонала"