Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 22:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном исследовании содержания и специфики государственной молодежной политики, выявлении проблем и путей их решения для повышения эффективности управления данной сферой.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и понятие молодежной политики;
2) проанализировать теоретическое обеспечение изучения молодежной среды, управляющего воздействия на нее;
3) рассмотреть возможности использования международного опыта реализации молодежной политики;
4) провести анализ проблем современной молодежной политики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации

1.1. История государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………..

7
1.2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………...

10
Глава 2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

2.1. Цели государственной молодежной политики, ее направления и реализация……………………………………………………………………..

17
2.2. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре……………………………………………………..


30
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

3.1. Основные проблемы современной государственной молодежной политики……………………………………………………………………….

44
3.2. Пути повышения эффективности реализации государственной молодежной политики………………………………………………………...

58
Заключение…………………………………………………………………….
64
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

Становление государственной  молодежной политики в России началось в 90-х годах, когда страна еще была Советским Союзом. В те годы происходили  коренные изменения структуры государства, которые сопровождались экономическими, политическими и культурными  потрясениями, которые отражались как  на молодежи, так и на обществе в  целом. В связи с этим государственная  молодежная политика развивалась трудно, а иногда и вовсе оставалась не затронутой реформированием, в отличие  от других сфер государственного управления.

Стимулом к обращению  особого внимания к разработке государственной  молодежной политики послужило общее  ухудшение социального, экономического, а особенно демографического состояния  населения страны. Также причиной обращения государства к проблемам  молодого поколения послужила резкая деградация молодежи связанная с  ростом числа молодых людей употребляющих  наркотики и алкоголь. Все эти  негативные тенденции привели к  тому, что в настоящий момент плохое состояние молодежи стало угрозой  национальной безопасности страны.

С этого времени главной  стратегической задачей государства  в сфере молодежной политики стало  формирование жизнеспособного подрастающего  молодого поколения, способного обеспечить стабильное развитие Российского государства  и общества.

В связи с этим в России стала разрабатываться законодательная  и нормативная база государственной  молодежной политики, программы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Существенным шагом развития государственной  молодежной политики стало принятие «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» до 2016 года. Данная стратегия разрабатывалась  на перспективу. Она учитывает решение  наиболее важных проблем молодежи существующих на данный момент.

Повышение значимости государственной  молодежной политики произошло вследствие создания государственных органов  власти специализирующихся на вопросах молодежной политики, также этому  послужило увеличение роли молодежных общественных организаций в реализации молодежной политики.

Становление эффективной  молодежной политики имеет огромное значение для становления гражданского общества в России. Эффективное взаимодействие государства и молодежных общественных организаций позволит сформировать активное гражданское общество. Что  позволит молодежи участвовать в  реализации молодежной политики и решать свои проблемы самостоятельно.

Реализуемые на данный момент государством мероприятия касающиеся молодежной политики направлены на активизацию  интеллектуального и творческого  потенциала молодежи, поддержку инициатив  в различных областях науки. Поиск  талантливой молодежи способной  принимать активное участие в  становлении молодежной политики в  стране осуществляется не только на общегосударственном  уровне, но и на региональном.

Примером региональной молодежной политики служит опыт Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры. В  данном субъекте Российской Федерации  существует законодательная база молодежной политики, разрабатываются ежегодные  программы реализации молодежной политики, создана система работы с подростками  и молодежью. Причинами сегодняшнего благополучного по сравнению с другими  регионами страны положения молодежи автономного округа являются: раннее выделение молодежной политики в  отдельную сферу управления, понимание  значимости заботы о молодежи, как  о необходимом факторе развития автономного округа, разработка мероприятий  реализации молодежной политики на базе социологических исследований. Помимо позитивного опыта осуществления  молодежной политики в автономном округе существует ряд проблем, которые  мешают в полной мере решить все  проблемы молодежи.

В условиях социальной нестабильности, слабости институтов гражданского общества, общественных организаций, отрешенности бизнеса от социальных проблем общества, остротой молодежных проблем и неразвитости социального государства перспективой в решении социальных проблем  молодежи может быть только сильная  государственная молодежная политика. Для этого необходимо решение  наиболее острых проблем государственной  молодежной политики: недостаточно сформированная законодательная и нормативная  база государственной молодежной политики; ведомственная разобщенность при  координации деятельности в области  государственной молодежной политики; недостаток квалифицированных кадров, особенно в управленческом звене; недостаточное  финансово-экономическое и материально-техническое  обеспечение государственной молодежной политики; информационная недостаточность  сведений о федеральных и региональных проектах и программах социальной работы с молодежью субъектов РФ.

Решение перечисленных проблем  позволит создать условия для  решения проблем молодежи и дальнейшего  развития молодого поколения способного обеспечить развитие государства и  обеспечить его национальную безопасность.

Важным шагом решения  проблем государственной молодежной политики будет принятие федерального закона «О государственной молодежной политике Российской Федерации». Принятие данного законопроекта позволит урегулировать разночтения в  федеральном и региональном законодательстве, связанные с определением основных понятий и целевых групп, в  отношении которых осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации, а также  определить основные направления, участников и механизмы ее реализации.

Параллельно с решения  проблем государственной молодежной политики должны разрабатываться меры по повышению эффективности ее реализации. Сущность эффективности молодежной политики выражается в способности  государства и общества позитивно  реагировать и отвечать на запросы, потребности молодежи.

Для достижения и повышения  эффективности государственной  молодежной политики государственные  и муниципальные органы и учреждения, занимающиеся предоставлением услуг  молодежи, должны создавать условия  для передачи части своих функций  как социальный заказ негосударственным  организациям, руководствуясь при этом критериями социально-экономической  эффективности и соответствия интересам  молодежи. При этом важнейшим партнером  государства в реализации основных направлений государственной молодежной политики должны стать молодежные общественные объединения. Реализация государственной  молодежной политики должна способствовать расширению возможностей и увеличению многообразия молодежных общественных объединений, углублению процессов  самоорганизации в молодежной среде.

Повышению эффективности  решения проблем молодежи может  способствовать постановка конкретных целей и задач исходящих из потребностей молодежи, разработка федеральных  целевых программ с учетом прежнего опыта их использования.

В настоящий момент в сфере  управления государственной молодежной политикой существует ряд проблем, решение которых требует научного подхода, вложения больших финансовых, трудовых и временных ресурсов. Проблемы молодежной политики существуют многие годы и рассчитывать на быстрый эффект от реализуемых на данный момент мероприятий  не стоит.

Такое положение молодежной политики в Российской Федерации  позволяет сделать вывод, что  реализация молодежной политики осуществляется не эффективно. Позднее понимание  государством важности позитивного  развития молодежи и существования  у нее многочисленных проблем  привели к общему ухудшению состояния  общества и ослаблению государства  на мировом уровне.

Позитивные тенденции  последних лет позволяют надеяться  на улучшение состояния данной сферы  государственного управления. Главной  положительной тенденцией является придание молодежной политике статуса  особой важности в дальнейшем развитии страны,  что должно обеспечить совершенствование  мер поддержки молодого поколения  в его развитии как основной опоры  становления института гражданского общества.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации:  принята всенародным голосованием 12 дек.1993г. — М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с.

2. Федеральный закон от28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г. N 27 ст. 2503.

3. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». Собрание законодательства Российской Федерации от 13 апреля 1998 г., N 15, ст. 1695.

4. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802.

5. Указ Президента РФ от 18 сентября 2008 г. № 1383 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи» Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5023.

6. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 8.5.1998 N 24-оз «О государственной молодежной политике в Ханты-Мансийском автономном округе» (с изменениями на 31 декабря 2004 года).

7. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 N 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы» (с изменениями на 10 июня 2009 года).

8. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.6.2006 N 63-оз «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями на 12 октября 2009 года).

9. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2006 г.№ 28-оз "О Программе "Молодежь Югры" на 2006-2008 годы.

10. Постановление Верховного совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».

11. Постановление Совета Федерации ФС РФ от 08.08.2004 г. № 286-СФ «О Совете по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, молодежными общественными объединениями Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 33. – Ст. 3406.

12. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 23 декабря 2008 г. №72 «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации».

13.  Стратегия молодежной политики Российской Федерации до 2016 года, утвержденная. Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г №1760. Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5622; 2008, N 11, ст. 1059.

14. Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.6.2006 N 148 «О законе Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры “О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе  - Югре”».

15. Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 мая 2006 года № 86 «Об Общественной молодежной палате при Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры четвертого созыва».

16. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июня 2006 года № 135-п «О создании Координационном совете по молодежной политике при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

17. Положение «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 408.

18. Положение «О Федеральном агентстве по делам молодежи» Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 409.

19. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации Протокол заседания Правительственной комиссии по делам молодежи от 05.12.2001 г. № 4-пр.

 

Научная и научно-методическая литература

20. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. - СПб: Лидер, 2005 г. 493 с. Стр.272

21. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социология молодежи: Энциклопедический словарь. — М: Academia, 2008.— 267 с.

22. Ильинский И. М. Образование, молодежь, человек: Книга. - М: Гуманитарный институт, 2009. – 532 с.

23. Криворученко В.К. Эволюция молодежного движения в России: позитивное и негативное: Учебник. - М: Институт молодежи, 1993. - 36 с.

24. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике: Книга. - Самара: Самарский университет, 2003 - 278 с.

 

Статьи из научных  журналов, сборников, материалов конференций, периодической  литературы

 

25. Бабинцев В. П., Морозова Т. И., Бояринова И. В «Формирование кадрового обеспечения государственной молодежной политики в регионе» // Управление персоналом. - 2008. - №6. – 19 с.

26. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основные направления: Аналитический вестник №9 (376). - М. - 2009 г. – 76 с.

27. Гушин О.В., Устюжанин П.В., Кулагин Д.В., Козенков А.Н. Проблемы формирования и реализации молодежной политики // Чиновникъ. - 2008. - №(199)4.

28. Демографический ежегодник 2002 год. Статистический сборник, Госкомстат России, – М., 2002.

29. Леонов Ю.С Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4 (321), 2007.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре