Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 22:38, дипломная работа
Цель работы состоит в комплексном исследовании содержания и специфики государственной молодежной политики, выявлении проблем и путей их решения для повышения эффективности управления данной сферой.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и понятие молодежной политики;
2) проанализировать теоретическое обеспечение изучения молодежной среды, управляющего воздействия на нее;
3) рассмотреть возможности использования международного опыта реализации молодежной политики;
4) провести анализ проблем современной молодежной политики;
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации
1.1. История государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………..
7
1.2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………...
10
Глава 2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
2.1. Цели государственной молодежной политики, ее направления и реализация……………………………………………………………………..
17
2.2. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре……………………………………………………..
30
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
3.1. Основные проблемы современной государственной молодежной политики……………………………………………………………………….
44
3.2. Пути повышения эффективности реализации государственной молодежной политики………………………………………………………...
58
Заключение…………………………………………………………………….
64
Список использованной литературы…………………………………
Одной из главных предпосылок этой неэффективности является то, что формирование кадрового потенциала органов по молодежной политике на региональном уровне осуществлялось в крайне противоречивых условиях. Выделяют три наиболее значимых противоречия кадровых процессов в сфере молодежной политики на региональном уровне.
Во-первых, противоречие между формальным требованием к развитию кадрового потенциала и отсутствием реальных механизмов решения данной задачи. Несмотря на то, что особое значение кадровой проблемы формально признавалось и признается практически всеми руководителями органов законодательной и исполнительной власти, единодушие в оценках зачастую не реализуется в виде конкретных управленческих практик. Более того, состав органов по делам молодежи по-прежнему нередко пополняется либо за счет тех, кто не нашел себе места в других структурах государственного и муниципального управления, либо за счет молодых людей, которые имеют родственников и знакомых в администрации.
К сожалению, нередко работу в молодежных структурах руководители разного уровня (а иногда и сами специалисты) рассматривают как временное состояние, пребывание в ожидании более выгодных возможностей. Поэтому в их сознании снижается значимость издержек, связанных с наличием непрофессионалов. Это противоречие проявляется и как противоречие между намерением региональных администраторов включить кадровый потенциал органов по молодежной политике в общий процесс реализации кадровой политики на государственном и муниципальном уровне и отсутствием необходимых предпосылок для достижения данной стратегической цели.
В идеальном представлении
молодые в большинстве своем
специалисты по работе с молодежью
рассматриваются как наиболее квалифицированный
резерв государственной и
Специалист, проработавший в органах по молодежной политике сразу после окончания вуза или через несколько лет после этого, часто воспринимается работодателями как человек, в значительной мере утративший первоначальную квалификацию. Наиболее реальной возможностью для него становится управленческая карьера. Но и она выглядит призрачной, поскольку, во-первых, система профессионального должностного развития молодежных работников в более высоких структурах отсутствует.
Во-вторых, руководители этих структур чаще всего предпочитают принимать на работу практиков (экономистов, юристов, педагогов — в зависимости от профиля органа управления), доказавших свою состоятельность.
В-третьих, противоречие между
стремлением государственных и
муниципальных руководителей
Показательно в данной связи, что в ходе проведенного в январе - - марте 2009 г. по заказу Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации исследования «Формирование кадрового обеспечения государственной молодежной политики» работники органов по молодежной политике крайне низко оценили авторитетность своих коллег среди молодежи. Средневзвешенный коэффициент распределения оценок данного качества составил 0,281 при максимально возможном коэффициенте 1 (для сравнения: средневзвешенный коэффициент оценки умения работать с документами оказался 0,480).
Вопрос о создании системы подготовки кадрового резерва для органов исполнительной власти становится все более актуальным при формировании государственной молодежной политики. В регионах широко распространяется мнение о том, что наиболее эффективной методикой подготовки кадров являются молодежные правительства. Основными целями создания молодежных правительств, специалисты называют:
Помимо основных проблем связанных с кадровым обеспечением молодежной политики существуют проблемы, имеющие хронический характер. К таким проблемам относятся:
Недостаточная квалификация работников. Работой с молодежью пока еще нередко занимаются люди, профессионально не готовые к этой деятельности. Диагностируется низкий уровень организационных и коммуникативных способностей работников молодежных структур.
Отсутствие четких критериев
оценки кадров молодежной политики. Между
тем в числе задач
Недостаточно эффективная практика стимулирования труда работников, формирования мотиваций к результативному труду. Условия их труда и его оплата неадекватны характеру решаемых задач.
Не оптимальность
Неопределенность перспективы работников органов по делам молодежи в отношении профессиональной карьеры.
Элементы бюрократизма и формализма в работе. Бюрократизм выражается в проведении огромного количества мероприятий, акций, позволяющих отчитаться о своей работе, но не имеющих реального эффекта.
Относительно узкий резерв кадров молодежной политики, в том числе и потому, что селекционная работа в молодежной среде носит по преимуществу эпизодический характер.
Для решения перечисленных выше проблем в регионах необходима система кадрового обеспечения государственной молодежной политики, которая не должна строиться в расчете на решение только текущих задач, тем более из конъюнктурных соображений. В этой деятельности исключительно важно стратегическое видение, осознание новых перспективных тенденций развития кадрового корпуса, прогнозирование будущих потребностей общества в кадрах определенной специализации и квалификации. Причем стратегические цели и приоритеты важно перевести на язык практических действий, выразить в кадровых программах и планах. Это позволит ограничить стихийность кадрового обеспечения, усилить его упреждающий характер.
Концепция создана с целью
разработки новых методологических
и технологических основ
В 2009 году в рамках реализации Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации началось создание системы подготовки кадров в сфере молодежной политики. На базе Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова был создан федеральный кадровый центр. Также были созданы 8 региональных кадровых центров в каждом федеральном округе, (в Южном федеральном округе – 2). Стали разрабатываться единые планы и программы.
Впервые за последние 10 лет
началось обучение на курсах повышения
квалификации руководителей органов
по делам молодежи, 27 руководителей
органов по делам молодежи уже
прошли такое обучение. А всего
прошли переподготовку 342 работника
отрасли. Сегодня в 60 вузах страны
ведется подготовка по специальности
«Организация работы с молодежью»,
в этом году состоялся первый выпуск.
С 2010 года на базе 100 вузов будет осуществляться
переподготовка и повышение квалификации
для получения дополнительной квалификации
«Работник сферы
Определяя особенности молодежной политики в регионах и, как следствие, выстраивая подходы к ее кадровому обеспечению, важно учитывать специфические проблемы молодежи. Такие как рост наркомании, увеличение безработицы, конфликтов на межкультурной и межконфессиональной почве и других. Характер и масштабы происходящих в регионах изменений, их социальные последствия требуют ускоренного формирования в территориях такой системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики, которая бы с одной стороны не противоречила и соответствовала общим тенденциям и подходам, но с другой стороны отражала реальные вызовы конкретных округов и районов.
Проблема кадрового
Следующей не менее важной
проблемой молодежной политики является
ее финансово-экономическое и
Проблема финансирования особо заметна на региональном уровне. В 2011 году в регионах участились попытки сократить финансирование мероприятий «Года молодежи», нередки стали заявления о том, что реализация молодежной политики находится в ведении Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации, из чего делается вывод: финансирование дополнительных мероприятий во время экономической нестабильности не может возлагаться на региональные бюджеты. В некоторых регионах отмечается, что инициатива в проведении «Года молодежи» нередко исходит в большей степени снизу – например, от руководства вузов.
Постоянно упоминается о
недостаточности агитационно-
Такие ситуации в большинстве
случаев являются прямой иллюстрацией
отношения властей регионов к
месту молодежной политики в общем
политическом контексте. Необходимо усилить
не только информационное, но и социологическое
сопровождение мероприятий
На данный момент о реальном
положении молодежи известно не так
много, это связано с тем, что
в последние пять лет резко
сузилась информационная база оценки
состояния работы с молодежью
и молодежной политикой, общероссийских
социологических исследований социального
самочувствия молодежи. Об этом говорит
то, что с 2002 года прекратилось планирование
и финансирование по заказу федеральных
органов власти проведение данных исследований,
а с 2003 года прекратилась подготовка
и публикация ежегодных государственных
докладов «О положении молодежи и
состоянии государственной
Стоит вернуться к проблеме
информированности молодежи о реализуемых
органами государственной и региональной
власти проектах и мероприятиях. В
России как в динамично развивающемся
обществе, сегодня предлагается большое
количество различной по содержанию
и форме информации для молодежи.
Вместе с тем, молодые люди испытывают
затруднения в поиске сведений о
путях решения жизненно важных для
себя вопросов в области трудоустройства,
образования, отдыха, оздоровления. Удовлетворенность
информацией становится для молодого
человека вопросом материального и
интеллектуального