Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 22:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном исследовании содержания и специфики государственной молодежной политики, выявлении проблем и путей их решения для повышения эффективности управления данной сферой.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и понятие молодежной политики;
2) проанализировать теоретическое обеспечение изучения молодежной среды, управляющего воздействия на нее;
3) рассмотреть возможности использования международного опыта реализации молодежной политики;
4) провести анализ проблем современной молодежной политики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации

1.1. История государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………..

7
1.2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………...

10
Глава 2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

2.1. Цели государственной молодежной политики, ее направления и реализация……………………………………………………………………..

17
2.2. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре……………………………………………………..


30
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

3.1. Основные проблемы современной государственной молодежной политики……………………………………………………………………….

44
3.2. Пути повышения эффективности реализации государственной молодежной политики………………………………………………………...

58
Заключение…………………………………………………………………….
64
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

Одной из главных предпосылок  этой неэффективности является то, что формирование кадрового потенциала органов по молодежной политике на региональном уровне осуществлялось в  крайне противоречивых условиях. Выделяют три наиболее значимых противоречия кадровых процессов в сфере молодежной политики на региональном уровне.

Во-первых, противоречие между  формальным требованием к развитию кадрового потенциала и отсутствием  реальных механизмов решения данной задачи. Несмотря на то, что особое значение кадровой проблемы формально признавалось и признается практически всеми  руководителями органов законодательной  и исполнительной власти, единодушие в оценках зачастую не реализуется  в виде конкретных управленческих практик. Более того, состав органов по делам  молодежи по-прежнему нередко пополняется  либо за счет тех, кто не нашел себе места в других структурах государственного и муниципального управления, либо за счет молодых людей, которые имеют  родственников и знакомых в администрации.

К сожалению, нередко работу в молодежных структурах руководители разного уровня (а иногда и сами специалисты) рассматривают как  временное состояние, пребывание в  ожидании более выгодных возможностей. Поэтому в их сознании снижается  значимость издержек, связанных с  наличием непрофессионалов. Это противоречие проявляется и как противоречие между намерением региональных администраторов  включить кадровый потенциал органов  по молодежной политике в общий процесс  реализации кадровой политики на государственном  и муниципальном уровне и отсутствием  необходимых предпосылок для  достижения данной стратегической цели.

В идеальном представлении  молодые в большинстве своем  специалисты по работе с молодежью  рассматриваются как наиболее квалифицированный  резерв государственной и муниципальной  службы в целом. Но в действительности отсутствует система их профессионально-должностного развития с учетом перспективы работы в специализированных структурах. Многие молодежные работники в силу объективных  и субъективных обстоятельств фактически не имеют перспектив профессиональной карьеры в органах муниципального и в еще большей степени  государственного управления.

Специалист, проработавший  в органах по молодежной политике сразу после окончания вуза или  через несколько лет после  этого, часто воспринимается работодателями как человек, в значительной мере утративший первоначальную квалификацию. Наиболее реальной возможностью для  него становится управленческая карьера. Но и она выглядит призрачной, поскольку, во-первых, система профессионального  должностного развития молодежных работников в более высоких структурах отсутствует.

Во-вторых, руководители этих структур чаще всего предпочитают принимать  на работу практиков (экономистов, юристов, педагогов — в зависимости  от профиля органа управления), доказавших свою состоятельность.

В-третьих, противоречие между  стремлением государственных и  муниципальных руководителей сформировать эффективные кадры органов по молодежной политике, способные регулировать ситуацию в молодежной среде, органически  связанные с нею, и низким авторитетом  в этой среде молодежных работников.

Показательно в данной связи, что в ходе проведенного в  январе - - марте 2009 г. по заказу Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации исследования «Формирование кадрового обеспечения государственной молодежной политики» работники органов по молодежной политике крайне низко оценили авторитетность своих коллег среди молодежи. Средневзвешенный коэффициент распределения оценок данного качества составил 0,281 при максимально возможном коэффициенте 1 (для сравнения: средневзвешенный коэффициент оценки умения работать с документами оказался 0,480).

Вопрос о создании системы  подготовки кадрового резерва для  органов исполнительной власти становится все более актуальным при формировании государственной молодежной политики. В регионах широко распространяется мнение о том, что наиболее эффективной  методикой подготовки кадров являются молодежные правительства. Основными  целями создания молодежных правительств, специалисты называют:

  • создание условий для вовлечения молодежи в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь общества;
  • привлечение молодых людей к решению задач, стоящих перед администрациями и правительствами регионов;
  • выявление и поддержка молодых людей, обладающих организаторскими способностями и лидерскими качествами;
  • создание целостной системы отбора, подготовки и продвижения социально-активных молодых людей;
  • изучение и обобщение мнения молодежи о деятельности органов государственной власти, других органов и учреждений.

Помимо основных проблем  связанных с кадровым обеспечением молодежной политики существуют проблемы, имеющие хронический характер. К  таким проблемам относятся:

Недостаточная квалификация работников. Работой с молодежью  пока еще нередко занимаются люди, профессионально не готовые к  этой деятельности. Диагностируется  низкий уровень организационных  и коммуникативных способностей работников молодежных структур.

Отсутствие четких критериев  оценки кадров молодежной политики. Между  тем в числе задач административной реформы находится разработка системы  показателей и индикаторов такой  оценки. При этом очевидна крайняя  сложность ее решения в силу отсутствия необходимых теоретических и  методических обоснований.

Недостаточно эффективная  практика стимулирования труда работников, формирования мотиваций к результативному  труду. Условия их труда и его  оплата неадекватны характеру решаемых задач.

Не оптимальность внутриорганизационных  отношений в органах по молодежной политике;

Неопределенность перспективы  работников органов по делам молодежи в отношении профессиональной карьеры.

Элементы бюрократизма и  формализма в работе. Бюрократизм  выражается в проведении огромного  количества мероприятий, акций, позволяющих  отчитаться о своей работе, но не имеющих реального эффекта.

Относительно узкий резерв кадров молодежной политики, в том  числе и потому, что селекционная работа в молодежной среде носит  по преимуществу эпизодический характер.

Для решения перечисленных  выше проблем в регионах необходима система кадрового обеспечения  государственной молодежной политики, которая не должна строиться в  расчете на решение только текущих  задач, тем более из конъюнктурных  соображений. В этой деятельности исключительно  важно стратегическое видение, осознание  новых перспективных тенденций  развития кадрового корпуса, прогнозирование  будущих потребностей общества в  кадрах определенной специализации  и квалификации. Причем стратегические цели и приоритеты важно перевести  на язык практических действий, выразить в кадровых программах и планах. Это позволит ограничить стихийность  кадрового обеспечения, усилить его упреждающий характер.

Концепция создана с целью  разработки новых методологических и технологических основ проектирования и реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы работы с молодежью  на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. Для этого в ней прописан перечень рекомендаций для региональных и муниципальных органов власти, в том числе рекомендация создания региональных и муниципальных концепций  кадровой политики и кадрового обеспечения  молодежной политики.

В 2009 году в рамках реализации Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации  началось создание системы подготовки кадров в сфере молодежной политики. На базе Московского государственного гуманитарного университета имени  М.А. Шолохова был создан федеральный  кадровый центр. Также были созданы 8 региональных кадровых центров в  каждом федеральном округе, (в Южном  федеральном округе – 2). Стали разрабатываться  единые планы и программы.

Впервые за последние 10 лет  началось обучение на курсах повышения  квалификации руководителей органов  по делам молодежи, 27 руководителей  органов по делам молодежи уже  прошли такое обучение. А всего  прошли переподготовку 342 работника  отрасли. Сегодня в 60 вузах страны ведется подготовка по специальности  «Организация работы с молодежью», в этом году состоялся первый выпуск. С 2010 года на базе 100 вузов будет осуществляться переподготовка и повышение квалификации для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной  молодежной политики». Акцент будет  сделан на подготовку специалистов по конкретным направлениям (добровольчество, трудная жизненная ситуация, работа с неформальными и экстремистскими  организациями, толерантность, талантливая  молодежь, здоровый образ жизни). В 2009 году Министерство спорта, туризма  и молодежной политики Российской Федерации  и Московский государственный университет  им. М.В. Ломоносова разработали федеральные  государственные образовательные  стандарты высшего профессионального  образования в сфере молодежной политики на уровнях магистратуры и бакалавриата.

Определяя особенности молодежной политики в регионах и, как следствие, выстраивая подходы к ее кадровому  обеспечению, важно учитывать специфические  проблемы молодежи. Такие как рост наркомании, увеличение безработицы, конфликтов на межкультурной и межконфессиональной почве и других. Характер и масштабы происходящих в регионах изменений, их социальные последствия требуют ускоренного формирования в территориях такой системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики, которая бы с одной стороны не противоречила и соответствовала общим тенденциям и подходам, но с другой стороны отражала реальные вызовы конкретных округов и районов.

Проблема кадрового обеспечения  молодежной политики на данный момент решается комплексно. Но в виду специфики  данной проблемы необходимо было раньше позаботиться о ее решении, так как  решение проблемы требует больших  временных и финансовых затрат.

Следующей не менее важной проблемой молодежной политики является ее финансово-экономическое и материально-техническое  обеспечение, а также информационная недостаточность сведений о федеральных  и региональных проектах и программах социальной работы с молодежью субъектов  Российской Федерации.

Проблема финансирования особо заметна на региональном уровне. В 2011 году в регионах участились попытки сократить финансирование мероприятий «Года молодежи», нередки стали заявления о том, что реализация молодежной политики находится в ведении Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации, из чего делается вывод: финансирование дополнительных мероприятий во время экономической нестабильности не может возлагаться на региональные бюджеты. В некоторых регионах отмечается, что инициатива в проведении «Года молодежи» нередко исходит в большей степени снизу – например, от руководства вузов.

Постоянно упоминается о  недостаточности агитационно-рекламных  материалов, связанных с «Годом молодежи». В некоторых случаях недостаток информации о мероприятиях «Года  молодежи», кроме кризиса, приписывают  так же и неудачным управленческим решениям, в результате которых молодежная политика была оттеснена на задний план.

Такие ситуации в большинстве  случаев являются прямой иллюстрацией отношения властей регионов к  месту молодежной политики в общем  политическом контексте. Необходимо усилить  не только информационное, но и социологическое  сопровождение мероприятий государственной  молодежной политики. Социологические  исследования среди молодежи, как  адресата всероссийского проекта, помогут  получить более конкретное представление  о его результатах, а также  выявить наиболее активные среды в широкой массе молодежи.

На данный момент о реальном положении молодежи известно не так  много, это связано с тем, что  в последние пять лет резко  сузилась информационная база оценки состояния работы с молодежью  и молодежной политикой, общероссийских социологических исследований социального  самочувствия молодежи. Об этом говорит  то, что с 2002 года прекратилось планирование и финансирование по заказу федеральных  органов власти проведение данных исследований, а с 2003 года прекратилась подготовка и публикация ежегодных государственных  докладов «О положении молодежи и  состоянии государственной молодежной политики в Российской Федерации». На данный момент получение достоверной информации о состоянии молодежи является главным фактором проведения эффективной молодежной политики. Из-за недостаточности такой информации государство нередко принимает неадекватные современной ситуации управленческие решения.

Стоит вернуться к проблеме информированности молодежи о реализуемых  органами государственной и региональной власти проектах и мероприятиях. В  России как в динамично развивающемся  обществе, сегодня предлагается большое  количество различной по содержанию и форме информации для молодежи. Вместе с тем, молодые люди испытывают затруднения в поиске сведений о  путях решения жизненно важных для  себя вопросов в области трудоустройства, образования, отдыха, оздоровления. Удовлетворенность  информацией становится для молодого человека вопросом материального и  интеллектуального существования, так как информационное пространство важнейший компонент всестороннего развития способностей, творческой и социальной активности. Реализация других социальных потребностей предполагает в качестве непременного условия предварительное удовлетворение потребности в информации.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре