Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 22:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном исследовании содержания и специфики государственной молодежной политики, выявлении проблем и путей их решения для повышения эффективности управления данной сферой.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и понятие молодежной политики;
2) проанализировать теоретическое обеспечение изучения молодежной среды, управляющего воздействия на нее;
3) рассмотреть возможности использования международного опыта реализации молодежной политики;
4) провести анализ проблем современной молодежной политики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации

1.1. История государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………..

7
1.2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………...

10
Глава 2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

2.1. Цели государственной молодежной политики, ее направления и реализация……………………………………………………………………..

17
2.2. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре……………………………………………………..


30
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

3.1. Основные проблемы современной государственной молодежной политики……………………………………………………………………….

44
3.2. Пути повышения эффективности реализации государственной молодежной политики………………………………………………………...

58
Заключение…………………………………………………………………….
64
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

Учитывая огромную потребность  молодых людей в получении  разнообразной информации, для ее удовлетворения необходимо постоянное развитие и совершенствование методов  организации и функционирования информационного обеспечения с  целью создания устойчивой структуры  – единого молодежного информационного  пространства. Основа успеха в этом процессе - комплексность, полнота, достоверность и связанность механизмов управления информационными потоками, принятие соответствующих управленческих решений.

В 2011 году в Совете Федерации прошел семинар-совещание «Единое информационное пространство – новый этап реализации молодежной политики Российской Федерации». Итогом совещания стало утверждение рекомендаций по созданию эффективных информационных инструментов, активной координации действий государства и общества.

Так же постоянно проводились  совещания, семинары, «круглые столы» по вопросам информационного обеспечения  молодежной политики с обязательным участием представителей молодежного  Интернет-сообщества из всех регионов России.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре создан информационно-просветительский портал для молодежи. На данном сайте (www.eduhmao.ru) представлен широкий спектр возможностей получения информации. На нем указаны ссылки на поисковые  системы, законодательство, сетевые  порталы Югры, информационные ресурсы. Так же у пользователей есть возможность  высказать свое мнение по какому-либо вопросу в дискуссионном клубе  и на форуме, получить психологическую  консультацию.

В настоящее время можно  констатировать, что процесс создания молодежного информационного пространства на уровне регионов, как и на федеральном  уровне начался. Примечательно, что  инициатива по его созданию исходит  от самих пользователей, то есть является творчеством самих молодых людей.

Перечисленные выше проблемы не замыкают весь список проблем реализации молодежной политики. Но выделение  данных проблем обосновывается их важностью  по сравнению с остальными. Формирование законодательной и нормативной  баз государственной молодежной политики, устранение ведомственной  разобщенности при координации  деятельности в области государственной  молодежной политики; обеспечение эффективного кадрового обеспечения молодежной политики и формирование устойчивого  механизма финансирования, и создание эффективной системы информирования молодежи позволит эффективно решать проблемы молодежи на государственном  и региональном уровне.

 

 

 

3.2. Пути повышения  эффективности реализации государственной  молодежной политики

 

 

Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение положения  молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей  в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики можно будет проводить  по двум основным группам результатов. К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения  в положении молодежи:

  1. повышение уровня ее здоровья;
  2. повышение уровня образования;
  3. повышение уровня доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Вторая группа результатов  будет характеризовать вклад  молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное  развитие страны. К числу важнейших  ожидаемых изменений относятся:

  1. сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
  2. снижение уровня правонарушений среди молодежи;
  3. повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
  4. повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества.

В целях осуществления  объективной оценки хода и результатов  реализации государственной молодежной политики, разработана комплексная  система измерения эффективности  ее мер и положения молодежи в  России. В том числе, в результате научных исследований и работ  будут выявлены группы факторов, обеспечивающих достижение результатов молодежной политики, ожидаемых и востребованных обществом. Поскольку стратегия  носит комплексный характер, ориентируется  на развитие социальной сферы в отдельном  возрастном сегменте, то создание системы  измерителей, будет коррелировать  и с общими показателями развития ситуации в стране.

Индикаторы и показатели для оценки реализации целей Стратегии  государственной молодежной политики разработаны исходя не только из возможности  получения достоверной информации для их расчета, но и из возможности  сопоставления с международной  статистикой и определения на этой основе целевых значений, ориентируясь на средние значения по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому  капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и  последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных  проблем и общенациональных задач.

Задачи государственной  молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством  применения проектного и сетевого подхода, формирования системы общенациональных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Универсальным и эффективным  средством обеспечения проектной  активности молодежи станут механизмы  грантовой поддержки.

Эффективность применения грантовых  механизмов развития общественной активности и привлечения институтов гражданского общества к решению общенациональных проблем убедительно доказана мировым  опытом, успешно применяющим эти  механизмы в течение нескольких десятилетий. Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия  для самоорганизации молодежи и  населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед  Россией, роста благосостояния граждан  и совершенствования общественных отношений.

Настоящая Стратегия служит основой для реализации государственной  молодежной политики в субъектах  Российской Федерации, муниципальных  образованиях по разработки федеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи с учетом региональных особенностей.

В последние годы в России возросло внимание общественности к  проблемам молодежи, проводятся мероприятия  по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано  условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а  влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера. Нынешнее положение большей  части молодых россиян вызывает серьезную тревогу.

Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности  с трудоустройством и получение  образовательных, медицинских, социально-бытовых  и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и  культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут  к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение  проблем молодежи, обеспечение активного  участия молодых граждан в  социально-экономическом развитии России.

Сущность эффективности  молодежной политики выражается в способности  государства и общества позитивно  реагировать и отвечать на запросы, потребности молодежи, прежде всего, наиболее уязвимой ее части – молодых  людей в возрасте до 18 лет. Поэтому  понятие «эффективности молодежной политики» можно выразить как  максимально возможное удовлетворение потребностей молодежи при оптимальных  затратах. Иначе, эффективность молодежной политики отражает результат целенаправленной деятельности государства по достижению поставленной цели.

Эффективная молодежная политика является основой дальнейшего «социального»  и экономического здоровья общества. Принципами эффективной государственной  молодежной политики должны стать социальное партнерство, стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработка  эффективных механизмов участия  молодежи в процессах социализации. Такой подход требует просчитанных инвестиционных вложений, ориентированных  на эффективную отдачу на условиях ответственного опосредованного возврата. При этом государство выступает  как адресный и системный инвестор, осуществляющий целенаправленное вложение средств в молодежь посредством  создания государственной системы  органов и современных институтов молодежной политики.

Условием эффективной  государственной молодежной политики должно стать следующее: она формируется  и реализуется на основе гарантий равных возможностей для молодежи на всей территории Российской Федерации. Молодым людям во всех субъектах  Федерации должны быть гарантированы  равные возможности развития и участия  в общественном и государственном  строительстве, защита их прав и законных интересов.

Для достижения и повышения  эффективности государственной  молодежной политики государственные  и муниципальные органы и учреждения, занимающиеся предоставлением услуг  молодежи, должны создавать условия  для передачи части своих функций  как социальный заказ негосударственным  организациям, руководствуясь при этом критериями социально-экономической  эффективности и соответствия интересам  молодежи. При этом важнейшим партнером  государства в реализации основных направлений государственной молодежной политики являются молодежные общественные объединения.

Реализация государственной  молодежной политики должна способствовать расширению возможностей и увеличению многообразия молодежных общественных объединений, углублению процессов  самоорганизации в молодежной среде. В целях повышения эффективности  процесса и результата передачи молодежному  сообществу тех функций в сфере  реализации молодежной политики государства, которые оно способно выполнять  самостоятельно, необходимо:

  1. определить порядок и отработать механизмы привлечения молодежных общественных объединений к выполнению государственного заказа в сфере решения основных задач государственной молодежной политики;
  2. создать системы ресурсного обеспечения молодежных общественных объединений для реализации ими государственного заказа в сфере государственной молодежной политики;
  3. организовать участие молодежных объединений в осуществлении гражданского контроля и проведении общественной экспертизы в сфере реализации государственной молодежной политики.

Цели и задачи молодежной политики обусловлены реальными  потребностями реальных молодых  людей. В определении целей и  задач молодежной политики государства  важно исходить из этих потребностей. Построенная на реальных потребностях государственная политика в области  работы с молодежью может быть высокоэффективной.

Для повышения социально-экономической  эффективности молодежной политики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе через усиление роли экономических рычагов привлечения  ресурсов, совершенствование налогообложения  доходов юридических и физических лиц, направляемых на реализацию государственной  молодежной политики, привлечение международных  займов и иностранных инвестиций. Органы государственного управления, хозяйственные руководители должны пересмотреть отношение к государственной  молодежной политике как к затратной  сфере и осознать ее инвестиционный характер.

Необходимым условием повышения  эффективности государственной  молодежной политики должно стать применение программирования и проектирования молодежной политики.

В отличие от получившего  в последние 10 лет опыта проектирования о внедрении программирования в  позитивном смысле говорить трудно, несмотря на формирующийся с конца 80-х годов XX века опыт разработки и реализации в Российской Федерации комплексных  целевых программ, посвященных молодежи.

В настоящий момент в сфере  управления государственной молодежной политикой существует ряд проблем, решение которых требует научного подхода, вложения больших финансовых, трудовых и временных ресурсов. Проблемы молодежной политики существуют многие годы и рассчитывать на быстрый эффект от реализуемых на данный момент мероприятий  не стоит.

Необходимым инструментом повышения  эффективности государственной  молодежной политики должно стать активное участие молодежи в формировании эффективных мер предоставления молодому поколению возможностей участвовать  в политической, социальной, экономической  и культурной сферах общественной жизни.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Одной из формирующих частей социальной сферы является молодежная политика. Государственная молодежная политика, являющаяся неотъемлемой частью социальной политики государства, определяется как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию  государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного  развития России.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре