Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 22:38, дипломная работа
Цель работы состоит в комплексном исследовании содержания и специфики государственной молодежной политики, выявлении проблем и путей их решения для повышения эффективности управления данной сферой.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и понятие молодежной политики;
2) проанализировать теоретическое обеспечение изучения молодежной среды, управляющего воздействия на нее;
3) рассмотреть возможности использования международного опыта реализации молодежной политики;
4) провести анализ проблем современной молодежной политики;
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации
1.1. История государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………..
7
1.2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………...
10
Глава 2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
2.1. Цели государственной молодежной политики, ее направления и реализация……………………………………………………………………..
17
2.2. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре……………………………………………………..
30
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
3.1. Основные проблемы современной государственной молодежной политики……………………………………………………………………….
44
3.2. Пути повышения эффективности реализации государственной молодежной политики………………………………………………………...
58
Заключение…………………………………………………………………….
64
Список использованной литературы…………………………………
- Конституция определяет
круг субъектов, правомочных
Кроме того, в рамках решения вопросов, закрепленных Конституцией РФ в совместном ведении РФ и субъекта РФ, можно установить направления ГМП, которые необходимо реализовывать федеральным и региональным органам государственной власти в целях обеспечения конституционных прав и свобод молодых граждан.
Особенно следует обратить внимание на положения статьи 72 Конституции РФ. Многие ее правовые положения служат основой для регулирования ряда вопросов, касающихся сферы ГМП. В частности, вопросы профилактики асоциальных явлений в молодежной среде (безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, правонарушений молодых людей, молодежной преступности) следует рассматривать в соответствии с п. «б» статьи 72, который предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе молодежного возраста, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности. Основываясь на нормах пункта «е» статьи 72, относящего к совместным полномочиям Российской Федерации и субъектов РФ решение общих вопросов воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, можно выделить такие направления ГМП, как: патриотическое воспитание молодежи; трудовое воспитание и профориентационная работа с молодежью; поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений; поддержка интеллектуального, творческого, духовно-нравственного развития молодежи; содействие талантливой молодежи; развитие молодежного туризма, массового спорта и физической культуры.
Положения пункта «ж» статьи 72 о координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты (включая социальное обеспечение) позволяют решать такие задачи в области работы с молодежью, как: профилактика алкоголизма, наркомании, СПИДа среди молодежи; укрепление социального благополучия молодых семей; поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы. Пункт «о» статьи 72, касающийся координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнения международных договоров Российской Федерации, фактически ориентирует ГМП на содействие международному молодежному сотрудничеству.
Во многом определяющими
в вопросах регулирования правоотношений
в сфере ГМП являются федеральные
законы и подзаконные акты. Именно
от их системности и адекватности
современным требованиям к
Вопросы государственной молодежной политики находят отражение в федеральных конституционных законах. Нормы, касающиеся ГМП, предусмотрены статьей 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с ред. от 02.03.2007 г.), которая относит к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере то, что оно содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.
Комплекс действующих
кодексов закрепляет ряд норм, имеющих
большое значение для развития ее
законодательства о ГМП. Гражданский
кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г.
№ 51-ФЗ определяет такие важные понятия,
как правоспособность, дееспособность
и эмансипация. В Семейном кодексе
РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ перечислены
многие права несовершеннолетних. Трудовой
кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ устанавливает
особенности правового
Определенные правовые нормы, на которые следует опираться при осуществлении ГМП, содержатся в федеральных обычных законах.
Особо следует выделить Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации1. Под государственной поддержкой молодежных и детских общественных объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и само-реализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, и предусматривает механизм их включения в систему формирования и реализации ГМП.
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» содержит правовое определение понятий «молодежное общественное объединение» и «детское общественное объединение», формулирует основные цели и задачи указанных объединений и устанавливает возраст их участников (ст. 4). Молодежными общественными объединениями признаются объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод; детскими общественными объединениями – объединения, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. В рассматриваемом Федеральном законе обозначены некоторые особенные права молодежных и детских общественных объединений1.
К важным федеральным законам, регулирующим некоторые другие аспекты ГМП, следует отнести ряд иных федеральных законов, которые затрагивают вопросы правового положения молодежи и ее отдельных групп, достаточно важные для организации работы по решению стоящих перед ней проблем.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в статье 19 устанавливает, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских общественных объединений – граждане, достигшие 8 лет.
Статья 14 (п. 2) Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» предусматривает, что: «Граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования. Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу».
Статья 32 (пункт 2) Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 24.04.2008 г.) относит к компетенции образовательного учреждения координацию в нем деятельности детских и молодежных общественных организаций (объединений), не запрещенной законом.
Согласно статье 33 «Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов» основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (ред. от 29.12.2006 г.) органы государственной власти осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры.
Согласно статье 5 молодежные
и детские общественные объединения
имеют право: готовить доклады Президенту
РФ и Правительству РФ о положении
детей и молодежи, участвовать
в обсуждении докладов федеральных
органов исполнительной власти по указанным
вопросам, а также вносить предложения
по реализации ГМП; вносить предложения
субъектам права
Статьей 17 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 01.12.2007 г.) определена компетенция органов по делам молодежи и сфера деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы с несовершеннолетними. Кроме того, этот закон требует системной скоординированной работы всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех уровней по обеспечению защиты прав несовершеннолетних. Закон предусматривает подход к решению проблем социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей и определяет место и роль каждой организации и каждого должностного лица в системе безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет круг обязанностей и меру ответственности.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 30.06.2006 г.) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации.
Статья 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации вправе оказывать содействие развитию детско-юношеского и молодежного спорта.
Правовые положения, на которые
следует опираться при
Однако в современной
России до сих пор нет единого
подхода к формированию системы
законов, в которых находили бы отражение
вопросы государственной
Особенно тревожным в
России выглядит факт отсутствия базового
федерального закона в сфере государственной
молодежной политики. В 1998 году был
внесен проект Федерального закона «Об
основах государственной
Вопросам регулирования работы с молодежью уделяется внимание в некоторых указах и распоряжениях Президента РФ.
Указом Президента РФ от
16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных
мерах в области
Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому молодежи» (ред. от 21.04.2007 г.) фактически определил, что особая поддержка оказывается общественным объединениям военно-патриотического направления. Он предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Пунктом 3 данного Указа органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано: предусматривать при формировании соответствующих бюджетов выделение ежегодно средств для финансирования части затрат на осуществление деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений и поисковых формирований, организацию оборонно-спортивных лагерей молодежи; предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях, а также содействовать выделению иных помещений для указанных объединений и формирований с предоставлением льгот по взиманию арендной платы.