Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 22:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном исследовании содержания и специфики государственной молодежной политики, выявлении проблем и путей их решения для повышения эффективности управления данной сферой.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и понятие молодежной политики;
2) проанализировать теоретическое обеспечение изучения молодежной среды, управляющего воздействия на нее;
3) рассмотреть возможности использования международного опыта реализации молодежной политики;
4) провести анализ проблем современной молодежной политики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации

1.1. История государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………..

7
1.2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………...

10
Глава 2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

2.1. Цели государственной молодежной политики, ее направления и реализация……………………………………………………………………..

17
2.2. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре……………………………………………………..


30
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

3.1. Основные проблемы современной государственной молодежной политики……………………………………………………………………….

44
3.2. Пути повышения эффективности реализации государственной молодежной политики………………………………………………………...

58
Заключение…………………………………………………………………….
64
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

- Конституция определяет  круг субъектов, правомочных принимать  в пределах своей компетенции  и осуществлять определенные  действия по вопросам государственной  молодежной политики (Президент  РФ, Парламент РФ, Правительство  РФ, Конституционный Суд РФ, суды  общей юрисдикции, прокуратура и  др.).

Кроме того, в рамках решения  вопросов, закрепленных Конституцией РФ в совместном ведении РФ и субъекта РФ, можно установить направления ГМП, которые необходимо реализовывать федеральным и региональным органам государственной власти в целях обеспечения конституционных прав и свобод молодых граждан.

Особенно следует обратить внимание на положения статьи 72 Конституции  РФ. Многие ее правовые положения служат основой для регулирования ряда вопросов, касающихся сферы ГМП. В частности, вопросы профилактики асоциальных явлений в молодежной среде (безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, правонарушений молодых людей, молодежной преступности) следует рассматривать в соответствии с п. «б» статьи 72, который предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе молодежного возраста, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности. Основываясь на нормах пункта «е» статьи 72, относящего к совместным полномочиям Российской Федерации и субъектов РФ решение общих вопросов воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, можно выделить такие направления ГМП, как: патриотическое воспитание молодежи; трудовое воспитание и профориентационная работа с молодежью; поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений; поддержка интеллектуального, творческого, духовно-нравственного развития молодежи; содействие талантливой молодежи; развитие молодежного туризма, массового спорта и физической культуры.

Положения пункта «ж» статьи 72 о координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты (включая социальное обеспечение) позволяют решать такие задачи в области работы с молодежью, как: профилактика алкоголизма, наркомании, СПИДа среди молодежи; укрепление социального благополучия молодых семей; поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы. Пункт «о» статьи 72, касающийся координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнения международных договоров Российской Федерации, фактически ориентирует ГМП на содействие международному молодежному сотрудничеству.

Во многом определяющими  в вопросах регулирования правоотношений в сфере ГМП являются федеральные  законы и подзаконные акты. Именно от их системности и адекватности современным требованиям к работе с молодежью, своевременности регулирования важнейших вопросов ГМП зависит эффективность ее разработки и реализации в нашей стране. Сегодня отдельные вопросы работы с молодежью, как нетрудно убедиться в ходе анализа, регулируются рядом как федеральных законов, так и подзаконных актов.

Вопросы государственной  молодежной политики находят отражение  в федеральных конституционных  законах. Нормы, касающиеся ГМП, предусмотрены статьей 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с ред. от 02.03.2007 г.), которая относит к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере то, что оно содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.

Комплекс действующих  кодексов закрепляет ряд норм, имеющих  большое значение для развития ее законодательства о ГМП. Гражданский  кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ определяет такие важные понятия, как правоспособность, дееспособность и эмансипация. В Семейном кодексе  РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ перечислены  многие права несовершеннолетних. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ устанавливает  особенности правового регулирования  труда молодых лиц, не достигших 18 лет. Кроме того, он содержит важное положение об обязательности включения в коллективный договор вопросов улучшения условий и охраны труда молодежи. В Бюджетном кодексе РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ статья 21 (п. 3) в рамках классификации расходов бюджетов по разделу «Образование» выделяет специальный подраздел «Молодежная политика и оздоровление детей». Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ в статье 217 (п. 31) предусматривает освобождение от налогообложения выплат, производимых молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.

Определенные правовые нормы, на которые следует опираться  при осуществлении ГМП, содержатся в федеральных обычных законах.

Особо следует выделить Федеральный  закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации1. Под государственной поддержкой молодежных и детских общественных объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и само-реализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, и предусматривает механизм их включения в систему формирования и реализации ГМП.

Федеральный закон «О государственной  поддержке молодежных и детских общественных объединений» содержит правовое определение понятий «молодежное общественное объединение» и «детское общественное объединение», формулирует основные цели и задачи указанных объединений и устанавливает возраст их участников (ст. 4). Молодежными общественными объединениями признаются объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод; детскими общественными объединениями – объединения, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. В рассматриваемом Федеральном законе обозначены некоторые особенные права молодежных и детских общественных объединений1.

К важным федеральным законам, регулирующим некоторые другие аспекты  ГМП, следует отнести ряд иных федеральных законов, которые затрагивают вопросы правового положения молодежи и ее отдельных групп, достаточно важные для организации работы по решению стоящих перед ней проблем.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»  в статье 19 устанавливает, что членами  и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских общественных объединений – граждане, достигшие 8 лет.

Статья 14 (п. 2) Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» предусматривает, что: «Граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования. Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу».

Статья 32 (пункт 2) Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 24.04.2008 г.) относит к компетенции образовательного учреждения координацию в нем деятельности детских и молодежных общественных организаций (объединений), не запрещенной законом.

Согласно статье 33 «Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов» основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (ред. от 29.12.2006 г.) органы государственной власти осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры.

Согласно статье 5 молодежные и детские общественные объединения  имеют право: готовить доклады Президенту РФ и Правительству РФ о положении  детей и молодежи, участвовать  в обсуждении докладов федеральных  органов исполнительной власти по указанным  вопросам, а также вносить предложения  по реализации ГМП; вносить предложения  субъектам права законодательной инициативы по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы детей и молодежи; участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных программ в области государственной молодежной политики. Представители молодежных и детских объединений, их координационных советов имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.

Статьей 17 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 01.12.2007 г.) определена компетенция  органов по делам молодежи и сфера  деятельности учреждений при этих органах  в вопросах профилактической работы с несовершеннолетними. Кроме того, этот закон требует системной  скоординированной работы всех органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, учреждений и организаций всех уровней по обеспечению защиты прав несовершеннолетних. Закон предусматривает подход к  решению проблем социального  сиротства, безнадзорности и беспризорности детей и определяет место и роль каждой организации и каждого должностного лица в системе безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет круг обязанностей и меру ответственности.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 30.06.2006 г.) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов  ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации.

Статья 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации вправе оказывать содействие развитию детско-юношеского и молодежного спорта.

Правовые положения, на которые  следует опираться при разработке и реализации ГМП, есть и в некоторых  других федеральных законах. Среди  них: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании: (ред. от 24.04.2008 г.); Федеральный закон от 10 апреля 200 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (ред. от 26.06.2007 г.); Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004 г.); Федеральный закон от 17 июля 1999 г № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 01.03.2008 г.); Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (ред. от 06.07.2006 г.) и др.

Однако в современной  России до сих пор нет единого  подхода к формированию системы  законов, в которых находили бы отражение  вопросы государственной молодежной политики. Это не позволяет говорить о системном отражении вопросов, касающихся молодежи и осуществления ГМП, в федеральном законодательстве. Если сравнивать соотношение федеральных и региональных законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы ГМП, то можно легко установить гораздо более высокую правотворческую активность субъектов РФ в этой сфере.

Особенно тревожным в  России выглядит факт отсутствия базового федерального закона в сфере государственной  молодежной политики. В 1998 году был  внесен проект Федерального закона «Об  основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Он был принят Государственной Думой  ФС РФ 27 октября 1999 года и одобрен Советом Федерации ФС РФ 11 ноября 1999 года. Но он не вступил в действие из-за того, что был отклонен Президентом РФ Б.Н. Ельциным 25 ноября 1999 года. С его доводами, по-видимому, согласился и нынешний Президент РФ В.В. Путин, поскольку его представитель при повторном рассмотрении Федерального закона 5 июля 2000 года настаивал на его отклонении. В этот день рассматриваемый закон по предложению Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи выносился на обсуждение, но не набрал необходимого числа голосов.

Вопросам регулирования  работы с молодежью уделяется  внимание в некоторых указах и распоряжениях Президента РФ.

Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной  молодежной политики» (ред. от 12.04.2009 г.) впервые были определены приоритеты государственной молодежной политики в России. Пунктом 1 данного Указа в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества глава государства постановил признать осуществление целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, имея в виду: обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам.

Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому молодежи» (ред. от 21.04.2007 г.) фактически определил, что особая поддержка оказывается общественным объединениям военно-патриотического направления. Он предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Пунктом 3 данного Указа органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано: предусматривать при формировании соответствующих бюджетов выделение ежегодно средств для финансирования части затрат на осуществление деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений и поисковых формирований, организацию оборонно-спортивных лагерей молодежи; предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях, а также содействовать выделению иных помещений для указанных объединений и формирований с предоставлением льгот по взиманию арендной платы.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре