Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 22:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном исследовании содержания и специфики государственной молодежной политики, выявлении проблем и путей их решения для повышения эффективности управления данной сферой.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и понятие молодежной политики;
2) проанализировать теоретическое обеспечение изучения молодежной среды, управляющего воздействия на нее;
3) рассмотреть возможности использования международного опыта реализации молодежной политики;
4) провести анализ проблем современной молодежной политики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации

1.1. История государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………..

7
1.2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………...

10
Глава 2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

2.1. Цели государственной молодежной политики, ее направления и реализация……………………………………………………………………..

17
2.2. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре……………………………………………………..


30
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

3.1. Основные проблемы современной государственной молодежной политики……………………………………………………………………….

44
3.2. Пути повышения эффективности реализации государственной молодежной политики………………………………………………………...

58
Заключение…………………………………………………………………….
64
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

Указом Президента РФ от 3 февраля 2005 г. № 120 «О дополнительных мерах по усилению государственной  поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и их научных  руководителей» с 01.01.2005 г. учреждены 500 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ – для государственной поддержки  научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых – кандидатов наук и 500 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для государственной поддержки научных руководителей молодых российских ученых – кандидатов наук, осуществивших под их руководством подготовку диссертаций

В целях государственной  поддержки талантливой молодежи Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (ред. от 29.02.2008 г.) учреждены на 2006-2010 годы премии для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет включительно. При этом предусматривается ежегодно присуждать: 1250 премий – победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе, а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тыс. руб. каждая; 4100 премий – призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тыс. руб. каждая. Установлено, что перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии, и правила присуждения премий утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ3.

Отдельным вопросам ГМП посвящены  некоторые указы и распоряжения, касающиеся: «смежных» проблем семейной, молодежной и детской политики; государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования; предоставления отсрочки от призыва на военную службу талантливой молодежи; поддержки одаренных детей; мер по развитию творческой деятельности молодых граждан; государственной поддержки молодых деятелей культуры и искусства.

Необходимо особо выделить распоряжение Президента РФ от 24 июня 1993 г. № 459-рп «О праздновании Дня молодежи», в соответствии с которым принято  решение о проведении в Российской Федерации ежегодно 27 июня Дня молодежи. Надо заметить, что другой важный для молодежи праздник – День российского студенчества – установлен Указом Президента РФ от 25 января 2005 г. № 76 «О Дне российского студенчества», которым был решено отмечать его 25 января.

Указы Президента РФ, касающиеся структуры федеральных органов  исполнительной власти, свидетельствуют  о неопределенности формирования организационной структуры государственной молодежной политики. Принятые, начиная с 1998 года, президентские указы под одинаковым названием «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями и дополнениями) позволяют судить о том, как менялись подходы к управлению в сфере ГМП на федеральном уровне. Интересным выглядит факт, что за последние 10 лет был проделан путь от упраздненного в апреле 1998 года Государственного комитета РФ по делам молодежи с передачей его функций Министерству труда и социального развития РФ, а в дальнейшем сначала Министерству образования РФ, а потом – «триумвирату» в лице Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, до созданного в октябре 2007 г. Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и преобразованного в мае 2011 года в Федеральное агентство по делам молодежи, подведомственное Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Следует обратить внимание, что соответствующими указами Президента РФ до 2000 года федеральной программе  «Молодежь России» присваивался статус президентской. Это во многом свидетельствовало о том, что ГМП в России находилась под пристальным вниманием Президента РФ. Думается, что необходимо вернуться к опыту присвоения федеральной программе «Молодежь России» статуса президентской.

Основополагающими для развития ГМП документами в настоящее  время являются принятая в 2006 году Правительством РФ Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации; Стратегия  социально-экономического развития на период до 2020 года, в которой установлено, что целью государственной молодёжной политики является создание условий  для успешной социализации, эффективной  самореализации молодёжи, развития потенциала молодёжи и его использования  в интересах инновационного развития страны. Молодёжная политика обозначена как приоритет и включена в  раздел «Развитие человеческого  потенциала» вместо традиционного  включения молодёжи в раздел «Социальная  политика»; Концепция долгосрочного  развития страны до 2020 года; Основные направления  деятельности Правительства РФ до 2012 года.

В Федеральном законе «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  от 24 июня 2009 года № 120-ФЗ определяются функции и назначение органов  по делам молодежи и их учреждений, дается перечень учреждений органов  по делам молодежи, действующих в Российской Федерации. В указанном законе определена следующая типология учреждений: социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них).

К настоящему времени нормативы  приняты практически во всех субъектах  РФ (80 из 83).

Думой Ханты – Мансийского  автономного округа – Югры 16 июня 2006 года был принят Закон  «о реализации Государственной Молодежной политики в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре.

Настоящий закон  устанавливает  меры по реализации государственной  молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации и исходя из общероссийских целей и принципов этой политики, а также региональных особенностей.

Законодательство Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры в сфере  государственной молодежной политики основано на положениях федерального законодательства, Устава (Основного  закона) Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры, состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных  правовых актов автономного округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование реализации государственной  молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

 

 

3.1. Основные проблемы  современной государственной молодежной  политики 

 

 

В условиях социальной нестабильности, слабости институтов гражданского общества, общественных организаций, отрешенности бизнеса от социальных проблем общества, остротой молодежных проблем и неразвитости социального государства перспективой в решении социальных проблем  молодежи может быть только сильная  государственная молодежная политика. Ей должен быть придан весомый статус, легитимированный законодательно. Создание нормативно-правовой базы, законодательно закрепляющей государственную молодежную политику, защитит ее от изменений  в государственном курсе, интересов  отдельных личностей, определяющих и организующих реализацию молодежной политики. В связи с этим возникает  проблема законодательного закрепления  основ государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Принятие закона о государственной  молодежной политике позволило бы обеспечить решение проблем, таких как:

  • недостаточно сформированная законодательная и нормативная база государственной молодежной политики;
  • ведомственная разобщенность при координации деятельности в области государственной молодежной политики;
  • недостаток квалифицированных кадров, особенно в управленческом звене;
  • недостаточное финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение государственной молодежной политики;
  • информационная недостаточность сведений о федеральных и региональных проектах и программах социальной работы с молодежью субъектов РФ.

Решение перечисленных выше проблем является первостепенной задачей  органов государственного управления в сфере молодежной политики. От того, как скоро и как качественно  данные проблемы будут решены, зависит  социально-экономическое, политическое и культурное положение молодежи. Проблема образования, труда и занятости, здравоохранения, досуга и отдыха, устройства семейной жизни, самореализации, вовлеченность  в политическую деятельность для защиты своих прав и интересов это еще не весь перечень проблем, которые на данный момент остро стоят перед молодежью.

Недостаточно сформированная законодательная и нормативная  база государственной молодежной политики создает значительные трудности  в осуществлении Правительством Российской Федерации полномочий по реализации молодежной политики, а  государственными органами власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления - полномочий по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью.

На федеральном и региональном уровне разрабатываются программы  по социальной поддержке молодежи, однако, отсутствие определений в  федеральном законодательстве понятий  «молодежь», «молодые граждане», «работа  с молодежью», «государственная молодежная политика» мешает их реализации. Практика опережающего развития в регионах РФ нормативно-правовой базы, регулирующей молодежную политику, привела к разночтениям в определении целевых групп  молодежной политики в различных  субъектах Российской Федерации. Это, естественно, затрудняет планирование, реализацию и бюджетное финансирование единой государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для решения данной проблемы необходимо сформировать единую законодательную  базу молодежной политики. Попытки  в этом направлении предпринимались  еще в 1999 году. Тогда Федеральное  Собрание Российской Федерации приняло  Федеральный закон «Об основах  государственной молодежной политики в Российской Федерации», но в декабре  того же года на закон было наложено вето Президента Российской Федерации.

В 2007 году Комитетом по физической культуре, спорту и делам молодежи при Государственной Думе Российской Федерации был разработан проект Федерального закона «О государственной  молодежной политике в Российской Федерации». Проект Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» определяет следующие основные задачи: закрепление ключевых понятий государственной молодежной политики; формирование основ правового регулирования в сфере государственной молодежной политики РФ; установление субъектов осуществления государственной молодежной политики; разграничение компетенций и полномочий в сфере государственной молодежной политики между федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти; определение основных принципов и приоритетных направлений государственной молодежной политики; формирование мер и механизмов реализации государственной молодежной политики. На данный момент проект закона проходит рассмотрение в Государственной Думе Российской Федерации.

Принятие данного законопроекта  позволит урегулировать разночтения  в федеральном и региональном законодательстве, связанные с определением основных понятий и целевых групп, в отношении которых осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации, а также  определить основные направления, участников и механизмы ее реализации.

Однако не стоит останавливаться  на принятии лишь одного закона, так  как дальнейшее развитие социальной работы с молодежью, социальная поддержка  всех слоев молодого поколения, успешная реализация государственной молодежной политики требует самого серьезного совершенствования законодательной  базы молодежной политики, приведения ее в соответствие с требованиями демократического, правого, социального, федеративного и светского Российского  государства.

Следует продолжить работу над законодательством о молодежи, понимая под ним не документ, закрепляющий особые права молодого человека, его  исключительность, а четко и конкретно  определяющий обязанности государства, бизнеса и общества по поддержке  молодого человека путем законодательного закрепления специальных мер  экономического, правового, организационного характера. Законодательство должно развиваться  в направлении совершенствования  правового обеспечения конституционных  прав и свобод молодых граждан  на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. Следует преодолеть преграды во взаимодействии государства с  молодежными общественными объединениями, а также расширить полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области государственной молодежной политики.

Можно сделать вывод, что  на сегодняшний день проблема создания законодательной базы молодежной политики в Российской Федерации не решена. Федеральный закон «О государственной  молодежной политике в Российской Федерации» пока не принят, а существующие федеральные  законы, регулирующие отдельные направления  молодежной политики, иногда дублируют  другие нормативно-правовые акты и  не содержат конкретных норм прямого  действия, имеющих отношение к  вопросам молодежной политики.

Неопределенность нормативной  базы государственной молодежной политики и постоянная трансформация государственных  органов реализующих молодежную политику, привели к появлению  такой проблемы как недостаток квалифицированных  кадров, реализующих молодежную политику, особенно в управленческом звене.

Длительные периоды утраты государством интереса к проблемам  молодежи и остаточность молодежной политики в свое время сформировали соответствующий кадровый вакуум, особенно остро проявляющийся на региональном уровне. Рекрутирование кадров в органы по молодежной политике все годы ее реализации осуществлялось либо беспорядочно, либо еще из числа представителей комсомольских структур. Последние, впрочем, были в своей массе профессионально  довольно хорошо подготовлены для работы с молодежью. Но их профессиональная компетентность формировалась в  условиях советского периода, была ориентирована  на решение конкретных задач специфическими методами, которые в большинстве  случаев оказались неэффективными в современной системе России.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре