Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 22:38, дипломная работа
Цель работы состоит в комплексном исследовании содержания и специфики государственной молодежной политики, выявлении проблем и путей их решения для повышения эффективности управления данной сферой.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и понятие молодежной политики;
2) проанализировать теоретическое обеспечение изучения молодежной среды, управляющего воздействия на нее;
3) рассмотреть возможности использования международного опыта реализации молодежной политики;
4) провести анализ проблем современной молодежной политики;
Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации
1.1. История государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………..
7
1.2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………...
10
Глава 2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
2.1. Цели государственной молодежной политики, ее направления и реализация……………………………………………………………………..
17
2.2. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре……………………………………………………..
30
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
3.1. Основные проблемы современной государственной молодежной политики……………………………………………………………………….
44
3.2. Пути повышения эффективности реализации государственной молодежной политики………………………………………………………...
58
Заключение…………………………………………………………………….
64
Список использованной литературы…………………………………
Указом Президента РФ от
3 февраля 2005 г. № 120 «О дополнительных
мерах по усилению государственной
поддержки молодых российских ученых
– кандидатов наук и их научных
руководителей» с 01.01.2005 г. учреждены 500
ежегодно выделяемых грантов Президента
РФ – для государственной
В целях государственной поддержки талантливой молодежи Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (ред. от 29.02.2008 г.) учреждены на 2006-2010 годы премии для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет включительно. При этом предусматривается ежегодно присуждать: 1250 премий – победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе, а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тыс. руб. каждая; 4100 премий – призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тыс. руб. каждая. Установлено, что перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии, и правила присуждения премий утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ3.
Отдельным вопросам ГМП посвящены некоторые указы и распоряжения, касающиеся: «смежных» проблем семейной, молодежной и детской политики; государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования; предоставления отсрочки от призыва на военную службу талантливой молодежи; поддержки одаренных детей; мер по развитию творческой деятельности молодых граждан; государственной поддержки молодых деятелей культуры и искусства.
Необходимо особо выделить распоряжение Президента РФ от 24 июня 1993 г. № 459-рп «О праздновании Дня молодежи», в соответствии с которым принято решение о проведении в Российской Федерации ежегодно 27 июня Дня молодежи. Надо заметить, что другой важный для молодежи праздник – День российского студенчества – установлен Указом Президента РФ от 25 января 2005 г. № 76 «О Дне российского студенчества», которым был решено отмечать его 25 января.
Указы Президента РФ, касающиеся структуры федеральных органов исполнительной власти, свидетельствуют о неопределенности формирования организационной структуры государственной молодежной политики. Принятые, начиная с 1998 года, президентские указы под одинаковым названием «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями и дополнениями) позволяют судить о том, как менялись подходы к управлению в сфере ГМП на федеральном уровне. Интересным выглядит факт, что за последние 10 лет был проделан путь от упраздненного в апреле 1998 года Государственного комитета РФ по делам молодежи с передачей его функций Министерству труда и социального развития РФ, а в дальнейшем сначала Министерству образования РФ, а потом – «триумвирату» в лице Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, до созданного в октябре 2007 г. Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и преобразованного в мае 2011 года в Федеральное агентство по делам молодежи, подведомственное Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ.
Следует обратить внимание, что соответствующими указами Президента РФ до 2000 года федеральной программе «Молодежь России» присваивался статус президентской. Это во многом свидетельствовало о том, что ГМП в России находилась под пристальным вниманием Президента РФ. Думается, что необходимо вернуться к опыту присвоения федеральной программе «Молодежь России» статуса президентской.
Основополагающими для развития
ГМП документами в настоящее
время являются принятая в 2006 году Правительством
РФ Стратегия государственной
В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 2009 года № 120-ФЗ определяются функции и назначение органов по делам молодежи и их учреждений, дается перечень учреждений органов по делам молодежи, действующих в Российской Федерации. В указанном законе определена следующая типология учреждений: социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них).
К настоящему времени нормативы приняты практически во всех субъектах РФ (80 из 83).
Думой Ханты – Мансийского автономного округа – Югры 16 июня 2006 года был принят Закон «о реализации Государственной Молодежной политики в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре.
Настоящий закон устанавливает меры по реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации и исходя из общероссийских целей и принципов этой политики, а также региональных особенностей.
Законодательство Ханты-
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
3.1. Основные проблемы
современной государственной
В условиях социальной нестабильности,
слабости институтов гражданского общества,
общественных организаций, отрешенности
бизнеса от социальных проблем общества,
остротой молодежных проблем и неразвитости
социального государства
Принятие закона о государственной молодежной политике позволило бы обеспечить решение проблем, таких как:
Решение перечисленных выше проблем является первостепенной задачей органов государственного управления в сфере молодежной политики. От того, как скоро и как качественно данные проблемы будут решены, зависит социально-экономическое, политическое и культурное положение молодежи. Проблема образования, труда и занятости, здравоохранения, досуга и отдыха, устройства семейной жизни, самореализации, вовлеченность в политическую деятельность для защиты своих прав и интересов это еще не весь перечень проблем, которые на данный момент остро стоят перед молодежью.
Недостаточно сформированная законодательная и нормативная база государственной молодежной политики создает значительные трудности в осуществлении Правительством Российской Федерации полномочий по реализации молодежной политики, а государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - полномочий по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью.
На федеральном и региональном уровне разрабатываются программы по социальной поддержке молодежи, однако, отсутствие определений в федеральном законодательстве понятий «молодежь», «молодые граждане», «работа с молодежью», «государственная молодежная политика» мешает их реализации. Практика опережающего развития в регионах РФ нормативно-правовой базы, регулирующей молодежную политику, привела к разночтениям в определении целевых групп молодежной политики в различных субъектах Российской Федерации. Это, естественно, затрудняет планирование, реализацию и бюджетное финансирование единой государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Для решения данной проблемы необходимо сформировать единую законодательную базу молодежной политики. Попытки в этом направлении предпринимались еще в 1999 году. Тогда Федеральное Собрание Российской Федерации приняло Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», но в декабре того же года на закон было наложено вето Президента Российской Федерации.
В 2007 году Комитетом по физической культуре, спорту и делам молодежи при Государственной Думе Российской Федерации был разработан проект Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации». Проект Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» определяет следующие основные задачи: закрепление ключевых понятий государственной молодежной политики; формирование основ правового регулирования в сфере государственной молодежной политики РФ; установление субъектов осуществления государственной молодежной политики; разграничение компетенций и полномочий в сфере государственной молодежной политики между федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти; определение основных принципов и приоритетных направлений государственной молодежной политики; формирование мер и механизмов реализации государственной молодежной политики. На данный момент проект закона проходит рассмотрение в Государственной Думе Российской Федерации.
Принятие данного
Однако не стоит останавливаться
на принятии лишь одного закона, так
как дальнейшее развитие социальной
работы с молодежью, социальная поддержка
всех слоев молодого поколения, успешная
реализация государственной молодежной
политики требует самого серьезного
совершенствования
Следует продолжить работу
над законодательством о
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день проблема создания законодательной базы молодежной политики в Российской Федерации не решена. Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» пока не принят, а существующие федеральные законы, регулирующие отдельные направления молодежной политики, иногда дублируют другие нормативно-правовые акты и не содержат конкретных норм прямого действия, имеющих отношение к вопросам молодежной политики.
Неопределенность нормативной базы государственной молодежной политики и постоянная трансформация государственных органов реализующих молодежную политику, привели к появлению такой проблемы как недостаток квалифицированных кадров, реализующих молодежную политику, особенно в управленческом звене.
Длительные периоды утраты
государством интереса к проблемам
молодежи и остаточность молодежной
политики в свое время сформировали
соответствующий кадровый вакуум, особенно
остро проявляющийся на региональном
уровне. Рекрутирование кадров в органы
по молодежной политике все годы ее
реализации осуществлялось либо беспорядочно,
либо еще из числа представителей
комсомольских структур. Последние,
впрочем, были в своей массе профессионально
довольно хорошо подготовлены для работы
с молодежью. Но их профессиональная
компетентность формировалась в
условиях советского периода, была ориентирована
на решение конкретных задач специфическими
методами, которые в большинстве
случаев оказались