Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 22:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном исследовании содержания и специфики государственной молодежной политики, выявлении проблем и путей их решения для повышения эффективности управления данной сферой.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность и понятие молодежной политики;
2) проанализировать теоретическое обеспечение изучения молодежной среды, управляющего воздействия на нее;
3) рассмотреть возможности использования международного опыта реализации молодежной политики;
4) провести анализ проблем современной молодежной политики;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации

1.1. История государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………..

7
1.2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………...

10
Глава 2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

2.1. Цели государственной молодежной политики, ее направления и реализация……………………………………………………………………..

17
2.2. Нормативно - правовая база, регулирующая деятельность государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре……………………………………………………..


30
Глава 3. Совершенствование реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

3.1. Основные проблемы современной государственной молодежной политики……………………………………………………………………….

44
3.2. Пути повышения эффективности реализации государственной молодежной политики………………………………………………………...

58
Заключение…………………………………………………………………….
64
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

В 2010 г. Департамент молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно  с ФАДМ разработал Примерные стандарты  оказания услуг, которые рекомендуются  в соответствии с действующим  законодательством для использования  в работе с молодежью, осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями:

- Базовый отраслевой перечень  государственных услуг (работ), оказываемых  (выполняемых) федеральными государственными  учреждениями в сфере молодежной  политики (2010 г.);

- Примерный стандарт оказания  услуги «Вовлечение граждан в  возрасте от 14 до 30 лет в добровольческую  (волонтерскую) деятельность», осуществляемой  государственными и муниципальными  учреждениями по работе с молодежью  (2011 г.);

- Примерный стандарт оказания  услуги « Содействие профессиональной  ориентации граждан в возрасте  от 14 до 30 лет», осуществляемой государственными  и муниципальными учреждениями  по работе с молодежью (2010 г.);

- Примерный стандарт оказания  услуги «Предоставление психологической  поддержки гражданам в возрасте  от 14 до 30 лет, освобожденным из  мест лишения свободы», осуществляемой  государственными и муниципальными  учреждениями по работе с молодежью  (2012 г.).

Кроме того, в целях оказания методической помощи по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" был разработан ряд методических материалов, адресованных бюджетным учреждениям (ГУ, МУ) сферы молодежной политики:

- Методические рекомендации  по организации работы органов  местного самоуправления в решении  вопросов организации и осуществления  мероприятий по работе с детьми  и молодежью (2008);

- Методические рекомендации  по обеспечению занятости молодежи  в рамках реализации антикризисных  мероприятий, направленных на  снижение напряженности на рынке  труда (2009г.);

- Методические рекомендации  по вопросам развития сети  учреждений органов по делам  молодежи в субъектах Российской  Федерации (2009);

- Методические рекомендации  по развитию добровольческой  (волонтерской) деятельности молодежи  в субъектах Российской Федерации  (2009);

- Методические рекомендации  по профилактике и противодействию  экстремизму в молодежной среде  (разработаны Минспорттуризмом России  совместно с МВД России и  ФСБ России 2011);

- Методические рекомендации  для органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления по реализации  федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-фз в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики (2010).

Приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие гражданской  активности молодежи через участие  в деятельности молодежных и детских  общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных общественных институтов. Миниспорттуризм России и Росмолодежь поддерживают организационно и финансово инициативы общественных объединений и опираются на них  при реализации молодежной политики. Далее: гражданское образование, патриотическое воспитание, содействие формированию правовых, культурных, нравственных ценностей  среди молодёжи.

Главная задача здесь –  развитие волонтерства. За истекший период проведено большое количество федеральных  и региональных волонтерских акций. Совместно с Оргкомитетом "Сочи – 2014" была сформирована "Волонтерская сборная России", успешно реализовавшая свои волонтерские функции на X Паралимпийских зимних играх 2010 года в Ванкувере. Создан Всероссийский волонтерский портал (www.jaba.ru); всем участникам вручается «Личная книжка волонтера». Так как трудовых книжек у выпускников сузов и вузов еще нет, волонтерская книжка как показатель умений, навыков, опыта и желания трудиться может учитываться и работодателями. Записи в ней о том, где и сколько часов кто трудился делаются сотрудниками органов по делам молодежи, общественных объединений, директорами детских домов, социальных учреждений. В субъекты направлены рекомендации по развитию добровольческого движения.

Важным направлением является поддержка студенческих отрядов. При  поддержке Минспорттуризма России были проработаны и подписаны  соглашения о сотрудничестве с "Государственной  корпорацией Олимпстрой", а также  с подрядными организациями ОАО "РЖД" о привлечении студенческих отрядов к строительству инфраструктурных объектов Олимпийских игр; был проведен конкурс среди студенческих строительных отрядов за право работать на этих объектах. Работает межведомственный совет по поддержке деятельности молодежных и студенческих отрядов  при Минспорттуризме России. Для  привлечения молодежи в стройотряды  Минспортуризма выступил с законодательной  инициативой - проектом закона об освобождении от выплаты сумм страховых взносов  в Пенсионный фонд с доходов в  размере не более 20 тыс. рублей в  месяц, полученных обучающимися. Первое чтение проект прошел, но в дальнейшем инициатива поддержана не была.

Постоянно проводятся мероприятия  по поддержке и развитию предпринимательской  активности молодежи. Росмолодежь проводит Всероссийский конкурс "Молодой  предприниматель России", включающий региональные и окружные этапы (по федеральным  округам). В рамках Образовательного форума "Селигер" на постоянной основе проводится смена "Предпринимательство". Был разработан проект типовой региональной программы по поддержке молодежного  предпринимательства и рекомендован для реализации на территории субъектов. Основные направления программы  были поддержаны Минэкономразвития  России в рамках мер по поддержке  малого и среднего предпринимательства (Приказ Минэкономразвития России № 59 от 16.02.2010 г.). Проект реализуется на территории 31 субъекта.

Минспорттуризма совместно  с Росмолодежью выстраивает систему  поддержки талантливой молодежи, а также систему информирования молодёжи об условиях получения государственной  поддержки. В рамках Селигера успешно  реализуется «Зворыкинский проект», направленный на поддержку инновационных  идей. Во многих субъектах созданы  Советы молодых ученых и специалистов (СМУС). В целях установления правового  статуса молодых ученых в Российской Федерации Минспорттуризма России направил в Минобрнауки России предложения  о внесении изменений в законодательство в части закрепления понятия "молодой  ученый". Следует отметить стартовавший в 2010 году проект создания Молодежного  инновационного центра на базе Технопарка "Система-Саров". Он рассматривается  как пилотный проект по созданию эффективно работающей модели системы поиска, отбора и последующей коммерциализации инновационных проектов. В 2010 году победителями были признаны 7 проектов с общим  объемом финансирования более чем  на 380 млн. рублей. Ежегодно проводится Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи НТТМ, а в декабре очередной Молодежный инновационный конвент

Стоит отметить, что конвент, впервые состоявшийся в декабре 2008 года и давший старт Году Молодежи, стал традиционным и дал импульс  к возникновению целой системы  мероприятий, посвященных теме инноваций. Уже в 2009 году во всех федеральных  округах в октябре-ноябре состоялись окружные конвенты. Для творческой молодежи регулярно проводятся также  такие известные и массовые всероссийские  мероприятия, как фестиваль "Российская студенческая весна", Дельфийские  игры России. Росмолодежь (после Года молодежи), оставила за собой два  федеральных мероприятия – Форум  «Селигер» (www.forumseliger.ru) и Молодежный инновационный Конвент (www.iconvention.ru). Актуальные проекты Росмолодежи  в настоящее время: Зворыкинский проект; Технология добра; Артпарад; Все  дома; Молодые строители; Команда- 2018; Беги за мной; Ты – предприниматель; Информационный поток; Наша общая Победа; Молодежные правительства.

В целях социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной  ситуации, в соответствии с поручениями  Президента и Правительства внесены  изменения и дополнения в Положение  о Министерстве спорта, туризма и  молодежной политики Российской Федерации. Министерство участвует в межведомственной рабочей группе по совершенствованию  законодательства Российской Федерации  в сфере обеспечения прав детей  и защиты семьи. В целях ресоциализации молодёжи, освободившейся из мест лишения  свободы, совместно с экспертами Общественной палаты, ФСИН России и  НКО был разработан и апробирован  ряд пилотных проектов, направленных на комплексное решение данной проблемы. Все проекты готовы для тиражирования  в субъекты РФ.

Для определения основных направлений по вовлечению молодых  инвалидов в общественную, социально-экономическую  и культурную жизнь общества разработан проект концепции государственной  политики в отношении молодых  лиц с ограниченными возможностями  здоровья. Она определяет принципиально  новый подход к формированию условий, позволяющих этим молодым людям  самостоятельно реализовать свои возможности.

Разработан план мероприятий, направленных на формирование здорового  образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления  алкоголя и табака. Одной из наиболее эффективных форм профилактической работы в молодежной среде является организация молодежных волонтерских отрядов по противодействию злоупотреблению  психоактивными веществами и пропаганде здорового образа жизни. Министерством  оказывается необходимая поддержка  по созданию данных волонтерских отрядов  в субъектах РФ. Кроме того, в 2010 году Минспорттуризмом России по поручению  Правительства РФ совместно с  ФСКН России, Минобрнауки России, МВД  России, Минкультуры России и Общественной Палатой Российской Федерации был  разработан комплекс мер, направленных на повышение психологической устойчивости молодежи к наркотикам, создание благоприятных  условий для самореализации подрастающего  поколения путем поддержки деятельности молодежных групп и объединений, занятых решением общественно значимых задач.

В целом работа по формированию здорового образа жизни в молодежной среде - одно из приоритетных направлений  в сфере молодежной политики.

Только объединив усилия всех, кто участвует в разработке и реализации молодежной политики, можно успешно решить многочисленные и подчас очень сложные молодежные проблемы, которые проявляются как  на муниципальном, так и на региональном и общероссийском уровне. Субъектами государственной молодежной политики в РФ выступают органы государственной  власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для  жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

 

 

2.2. Нормативно - правовая  база, регулирующая деятельность  государственной молодежной политики  в Ханты-Мансийском автономном  округе - Югре

 

 

Государственная молодежная политика является составной частью политики в области социально-экономического, культурного и национального  развития Ханты-Мансийского автономного  округа уже более 10 лет, и представляет собой целостную систему мер  правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий  для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути.

Так, 18 мая 1992 года при Администрации  Ханты-Мансийского автономного округа был создан отдел по делам молодежи, 22 февраля 1993 года распоряжением Главы  Администрации Ханты-Мансийского  автономного округа отдел по делам  молодежи преобразован в Комитет  по делам молодежи Ханты-Мансийского  автономного округа.

В этот период сформировались первые общественные организации: Молодежная организация обско-угорских народов, Ассоциация детских и молодежных объединений, Федерация самодеятельного  туризма, а также воссоздается окружная Российская оборонная спортивно-техническая  организация (РОСТО). Формирование сильной  политики и достижение устойчивого  управления требуют четкого правового  регулирования сферы приложения, в первую очередь, посредством законодательных  актов. Таким документом стал окружной закон «О государственной молодежной политике в Ханты-мансийском автономном округе».

Особенности конституционного регулирования государственной  молодежной политики состоят в следующем:

- нормы Конституции имеют  высшую юридическую силу при формировании государственной молодежной политики и реализации ее задач;

- Конституция регулирует  правовые основы всей государственной  политики, в том числе молодежной;

- Конституция является  исходной правовой базой для  выработки и принятия концепций государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях;

- конституционное регулирование  обеспечивает единство молодежной  политики на всей территории  государства;

- конституционные нормы  устанавливают основные права  и свободы человека и гражданина, которые во многом определяют основные приоритеты государственной молодежной политики, формы и методы ее реализации;

- устанавливая принцип  разделения властей, Конституция позволяет дифференцировать и рационализировать государственную молодежную политику;

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре