Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:05, дипломная работа
Цель работы – всесторонне изучить систему международного противодействия терроризму, сформировавшуюся к настоящему времени, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.
Для выполнения поставленной цели решить следующие задачи:
- определить понятие и дать общую характеристику терроризма;
- рассмотреть систему и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом;
Введение
1. Понятие терроризма. Международное противодействие терроризму
1.1 Понятие, общая характеристика терроризма. Система и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
1.2 Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
1.3 Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом
2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом
2.1 ШОС: борьба с терроризмом (основные тенденции)
2.2 Особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом
Заключение
Библиография
Получение достоверной
информации — необходимая составная
часть противодействия
Эффективного контроля над терроризмом не может быть без научного анализа ситуации и прогноза ее развития. Этот анализ осуществляется на основе информации, получаемой правоохранительными органами, в том числе МВД России, как своими силами, так и с помощью зарубежных коллег.
Информация, направляемая МВД России в различные ведомства зарубежных стран и международные организации, а также получаемая от них, играет важную роль в борьбе против терроризма и способствует:
предотвращению
конкретных террористических
выработке общеполитических, правовых и организационных мер борьбы с международным терроризмом.
В связи с
этим можно выделить два направления
информационного обеспечения
1)информационное
обеспечение мер
2)информационное
обеспечение контроля над
В информационном
обеспечении борьбы с терроризмом
сбор и систематизация статистики и
других количественных данных являются
лишь началом анализа, ни в коей мере
его не исчерпывая. Получаемая в
результате взаимодействия МВД России
с международными организациями
информация, относящаяся к терроризму,
нужна как для
Для выработки
согласованной
Информационное
обеспечение международного контроля
над терроризмом призвано также
способствовать более активному
вовлечению в борьбу с этим явлением
всего мирового сообщества. Как справедливо
замечает А.Д. Антонов, «эффективная борьба
с терроризмом, преступностью на
государственном, межгосударственном
уровне возможна только в том случае,
если к ней присоединится
Таким образом, информационное обеспечение контроля над терроризмом направлено, в первую очередь, на выявление, локализацию или нейтрализацию воздействия негативных факторов, порождающих проявления терроризма, а также устранение террористических замыслов и намерений отдельных лиц.1
2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом
2.1 ШОС: борьба
с терроризмом (основные
Резкий качественный и количественный рост терроризма но всему миру дал серьезный импульс не только международному сотрудничеству государств в борьбе с этим злом в рамках уже существующих международных организаций, но и созданию новых международных организаций, прежде всего региональных.
Именно региональные
международные организации
Шанхайская организация сотрудничества была создана из так называемой «Шанхайской пятерки», образованной Россией, Казахстаном, Киргизией, Китаем и Таджикистаном после подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы в 1996 г. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в 1997 г.
Первое из этих двух соглашений было подписано в Шанхае, что дало основание для появления термина «Шанхайская пятерка».
А уже в июне 2001 г. в Шанхае на встрече глав шести государств - России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана - было официально объявлено о создании ШОС. Тогда же была принята Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, именуемая ныне Шанхайской конвенцией 2001 г.
При этом ШОС
стала организацией, которая первой
на международном уровне предложила
нанести удар по терроризму, а сама
Шанхайская конвенция в ст. 1 впервые
на международном уровне закрепила
определение неотъемлемых элементов
терроризма — сепаратизма и экстремизма
как насильственных деяний, преследуемых
«в уголовном порядке в
Собственно, терроризм определен как «какое - либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции, и как оно определено в этом договоре». Данные положения носят немаловажный характер, поскольку в значительной степени исключают возможность вольного толкования таких явлений, как терроризм, сепаратизм и экстремизм.
Кроме того, Конвенция относит к терроризму «любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого - либо гражданского лица или любого другого липа, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому - либо материальному объекту.
Равно как и организацию, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое - либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон».
Ю.М. Колосов отмечает, что принятие этого определения в юридически обязывающем документе имеет историческое значение, поскольку в ранках ООН уже в течение многих лет согласовать такое определение не удается.
Содержащийся в приложении к Конвенции перечень многосторонних соглашений о борьбе с преступлениями международного характера является своеобразным «путеводителем» по деяниям, относящимся к терроризму.
Это определение имеет прямое отношение к международному гуманитарному праву, поскольку включает некомбатантов в круг лиц, которые не могут подвергаться истреблению в ситуации вооруженного конфликта.
Сотрудничество в борьбе с терроризмом является важнейшим направлением деятельности ШОС и даже системообразующим элементом этой международной организации.
Проблема международного терроризма и религиозного экстремизма особо остро стоит на территории Центральной Азии в силу значительной активизации экстремистских организаций исламского толка в Средней Азии и ставшего затяжным военного конфликта в Афганистане.
Как справедливо
отмечает Син Гуан - Чен, «Для Казахстана,
Киргизии и Таджикистана участие
в Шанхайской организации сотрудничества
дает возможность привлечь военно-политические
ресурсы России и Китая для
отражения угроз, что немаловажно,
учитывая ограниченные возможности
бывших среднеазиатских республик
Советского Союза». Именно благодаря
этому ШОС является международной
организацией, активно использующей
механизмы как многостороннего,
так и двустороннего
С. Лузянин указывает, что «параллелизм стремлений позволяет России и Китаю гибко координировать свои действия на международной арене, не беря на себя жестких союзнических обязательств, не втягиваясь в системный антагонизм и конфронтацию с другими глобальными центрами силы. Совпадение интересов позволяет решать проблемы политическими средствами, добиваясь отказа от диктата с позиции силы».
Именно обозначившееся стратегическое партнерство России и Китая как двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН определяет значимость и международный вес ШОС в более значимой мере, чем даже совокупный демографический и территориальный потенциал всех государств - членов этой международной организации.
Именно ШОС как крупная региональная структура в настоящее время решает задачу усиления влияния и Китая и России и в Центральной Азии и в сопредельных странах.
Тем не менее,
указанный выше исследователь весьма
скептически относится к
Основы регионального сотрудничества в борьбе с терроризмом были заложены 7 июля 2002 г., когда в Петербурге главами государств — членов ШОС были подписаны Декларация глав государств - членов ШОС и Хартия ШОС, в которой четко зафиксированы цеди, принципы и новые направления сотрудничества ШОС, по сути, новая международно-правовая база этой организации.
В частности, в ст. 1 Хартии в качестве одной из основных целей и задач ШОС отмечено «совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией».
Кроме того, было принято Соглашение о региональной антитеррористической структуре - РАТС. Как следует из ст. 3 этого международного соглашения, Региональная антитеррористическая структура (находящаяся в Ташкенте) является постоянно действующим органом ШОС и предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов стран - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Конвенции.
Основными задачами и функциями РАТС являются:
—разработка
предложений и рекомендаций о
развитии сотрудничества в борьбе с
терроризмом для
—содействие компетентным органам сторон в борьбе с терроризмом;
—сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от сторон по вопросам борьбы с терроризмом;
—формирование банка данных о международных террористических организациях;
—предоставление информации по запросам компетентных органов Сторон;
—содействие
в подготовке и проведении антитеррористических
командно-штабных и оперативно-
—содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом (по просьбе сторон);
—содействие в осуществлении международного розыска лиц, предположительно совершивших деяния, указанные в п. 1 ст. 1 Конвенции;
—участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом;
—содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;
—участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров и т.д.;
—установление
и поддержание рабочих
Несмотря на то, что ШОС не является военно - политическим блоком, подобным НАТО, началом полноценного сотрудничества в рамках РАТС следует считать прошедшие в августе 2003 г. антитеррористические учения вооруженных сил стран ШОС «Взаимодействие 2003». На первом этапе учений в Казахстане принимали участие Казахстан, Россия и Киргизия (Таджикистан в качестве наблюдателя). Второй этап учений прошел на территории Китая.
5 июля 2005 года
в Астане состоялось заседание
Совета глав государств - членов
ШОС. На Саммите была
Государства
- члены ШОС обязались «не
Информация о работе Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом