Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить систему международного противодействия терроризму, сформировавшуюся к настоящему времени, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.
Для выполнения поставленной цели решить следующие задачи:
- определить понятие и дать общую характеристику терроризма;
- рассмотреть систему и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом;

Содержание

Введение
1. Понятие терроризма. Международное противодействие терроризму
1.1 Понятие, общая характеристика терроризма. Система и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
1.2 Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
1.3 Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом
2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом
2.1 ШОС: борьба с терроризмом (основные тенденции)
2.2 Особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

сотрудничество государств в борьбе с терроризмом.docx

— 74.01 Кб (Скачать файл)

В мае в  Москве в рамках Шанхайской организации  сотрудничества состоялось еще одно важное мероприятие, в котором приняла  участие делегация КНБ во главе  с первым заместителем председателя генерал - лейтенантом А. Шаяхметовым. В ходе совместного совещания  руководители спецслужб и правоохранительных органов государств – членов ШОС  обсудили механизмы практического  взаимодействия специальных антитеррористических подразделений в борьбе с актами терроризма, ознакомились с практикой  повседневной учебно-боевой подготовки коллег из Центра специального назначения ФСБ России.

Под эгидой другой межгосударственной структуры  безопасности – Антитеррористического  центра государств – участников СНГ  – в марте текущего года в Москве проведено второе совещание руководителей  национальных антитеррористических центров  стран Содружества. В его работе приняли участие делегации десяти государств СНГ, исполнительного комитета, других уставных и рабочих органов  Содружества. В рамках совещания  обсуждены проблемы усиления рисков экстремистской и террористической активности в условиях глобального  экономического кризиса, принят итоговый документ с конкретными предложениями  и рекомендациями.

Делегацией  КНБ проведены рабочие встречи  с руководством АТЦ СНГ, в ходе которых партнеры подчеркнули общность подходов к вопросам практического  взаимодействия и положительно оценили  активное участие Казахстана в деятельности центра.

Таким образом, рабочее взаимодействие КНБ Казахстана с региональными структурами  безопасности, действующими в рамках ШОС и СНГ, с начала текущего года обрело ярко выраженную позитивную динамику. Представляется, что подобного рода мероприятия как нельзя лучше  позволят найти общие подходы  к организации совместной антитеррористической деятельности, наметить пути усиления взаимодействия компетентных органов  по эффективному противодействию новым  вызовам и угрозам.

15 - 16 июня 2009 года в Екатеринбурге состоялось  очередное заседание Совета глав  государств - членов Шанхайской организации  сотрудничества (СГГ ШОС).

В нем приняли  участие Президент Казахстана Нурсултан  Назарбаев, Председатель КНР Ху Цзиньтао, Президент Кыргызстана Курманбек  Бакиев, Президент России Дмитрий  Медведев, Президент Таджикистана Эмомали  Рахмон, Президент Узбекистана Ислам  Каримов.

В заседании  участвовали генеральный секретарь  Шанхайской организации сотрудничества Болат Нургалиев и директор Исполнительного  комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС Мырзакан Субанов.

На заседании  присутствовали и выступили главы  государств -наблюдателей при ШОС  Премьер - министр Индии Манмохан Сингх, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, Президент Пакистана Асиф Али  Зардари, первый вице-премьер Монголии Норовын Алтанхуяг, в качестве гостей - Президент Исламской Республики Афганистан Х. Карзай, по политическим вопросам Л. Пэскоу.

Присутствовали  также Председатель Исполнительного  комитета -Исполнительный секретарь  Содружества Независимых государств С.Н.Лебедев, Генеральный секретарь  Евразийского экономического сообщества Т.А.Мансуров, Генеральный секретарь  Организации Договора о коллективной безопасности Н.Н. Бардюжа.

На саммите  ШОС состоялся углубленный обмен  мнениями по вопросам, связанным с  ситуацией в мире и регионе. Главы  государств - членов ШОС выразили серьезную  озабоченность сложной ситуацией  в Афганистане, связанной с общими для мирового сообщества угрозами незаконного  оборота наркотиков, терроризма, трансграничной организованной преступности.

В этой связи  признано необходимым активизировать взаимодействие с государствами - наблюдателями  при ШОС, Афганистаном и другими  заинтересованными странами, а также  региональными и международными организациями, в первую очередь  с ООН и ее специализированными  учреждениями. Они подтвердили свою приверженность диалогу цивилизации, ценностям мира, толерантности, взаимного  уважения и согласия в межнациональных  и межконфессиональных отношениях независимо от этнической принадлежности, религиозных и иных воззрений, выступают  за то, чтобы борьба с международным  терроризмом не отождествлялась  с противостоянием какой - либо религии.

Общие подходы  участников Организации к выстраиванию более справедливой и рациональной архитектуры межгосударственных отношений  на фоне кризиса традиционных структур обеспечения безопасности и финансовой стабильности отражены в подписанной  главами государств-членов ШОС Екатеринбургской декларации, в которой также определены приоритетные направления совместной деятельности в рамках Организации.

В декларации также дается оценка современной  международной обстановке, отмечается необратимость тенденции к реальной многополярности и повышению  значимости регионального аспекта  в решении глобальных проблем.

В документе  подчеркивается важность укрепления правовых основ международных отношений  и повышения координирующей роли ООН в мировых делах, подтверждается приверженность принципам поддержания  мира на условиях равной безопасности для всех без исключения государств и урегулирования международных  и региональных конфликтов политико-дипломатическими мерами.

Отмечены  итоги специальной конференции  по Афганистану под эгидой ШОС (Москва, 27 марта 2009 г.), посвященной вопросам совместного противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков и организованной преступности.

Поставлена  задача повышения уровня координации  сотрудничества государств - членов ШОС  в борьбе с терроризмом и другими  угрозами в сфере безопасности, центральная  роль в которой должна принадлежать РАТС ШОС. По итогам состоявшегося 17 - 19 апреля 2009 года на территории Республики Таджикистан совместного командно - штабного антитеррористического учения государств - членов ШОС - «Норак -Антитеррор - 2009» признанно целесообразным продолжить практику регулярного проведения совместных антитеррористических учений.

С учетом обмена мнениями на встрече руководителей  компетентных органов государств - членов, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (Москва, 19 мая 2009 года), дано поручение к следующему заседанию СГГ ШОС представить  согласованные предложения о  механизмах антинаркотического сотрудничества в рамках Организации.

Главами государств подписана Конвенция ШОС против терроризма, которая укрепляет и  развивает нормативно - правовую базу организации с учетом требований времени и меняющейся специфики  новых вызовов и угроз.

В числе других решений саммита, закрепленных в  документах, - утверждение Положения  о политико-дипломатических мерах  и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе, а также предоставление Шри-Ланке  и Беларуси статуса партнера по диалогу  ШОС.

Также лидеры ШОС утвердили доклад Генерального секретаря ШОС о деятельности организации за прошедший год, доклад Совета Региональной антитеррористической структуры ШОС о деятельности в 2008 году, Программу сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010 - 2012 годы.

Подписаны также  два соглашения: о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств - членов ШОС и о сотрудничестве в области обеспечения международной  информационной безопасности.

Подводя итоги  российского председательства в  ШОС, 16.10. 2009 года, эксперт МГИМО Александр  Лукин отмечает - прошедшее в середине июня 2009 года в Екатеринбурге заседание  Совета глав государств Шанхайской организации  сотрудничества (ШОС), на котором Россия в порядке ротации передала свою роль председателя Узбекистану, отчетливо  показало как достижения, так и  проблемы этой организации за последний  год.

Основные  достижения связаны прежде всего  с сотрудничеством государств - членов в области безопасности. На совещании  глав военных ведомств государств - членов в апреле 2009 года был утвержден  План сотрудничества министерств обороны  государств - членов ШОС на 2010 - 2011 годы, предусматривающий проведение целого ряда многосторонних и двусторонних учений, в основном антитеррористической направленности.

Активно взаимодействуют  другие силовые ведомства, координацией сотрудничества которых занимается находящаяся в Ташкенте Региональная антитеррористическая структура (РАТС).

За период российского председательства в  РАТС были подготовлены, а на саммите  приняты Конвенция ШОС по борьбе с терроризмом, Программа сотрудничества государств - членов ШОС по борьбе с  терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010 - 2012 годы, а также подписано  Соглашение о подготовке кадров для  антитеррористических формирований государств - членов ШОС. Все эти документы  переводят планы сотрудничества по борьбе с террористической угрозой  в практическую плоскость. И это  неслучайно. Ведь основной стратегической угрозой для государств ШОС является проникновение или активизация  террористических групп, способных  возбудить или обострить сепаратистские настроения в отдельных регионах и серьезно дестабилизировать обстановку в них. С подобными явлениями  сталкивалось большинство государств ШОС, а события в Синьцзяне  летом 2009 года показывают, что от них  не застрахованы и самые стабильные.

Определенная  привлекательность подхода ШОС  к борьбе с терроризмом в неразрывной  связи с проблемами сепаратизма  и экстремизма видна и из того факта, что одним из обладателей  нового статуса "партнера по диалогу" стала (наряду с Республикой Беларусь) Шри-Ланка - государство, где вопрос борьбы с терроризмом и сепаратизмом стоит особенно остро.

Александр Лукин  особо подчеркнул, что Афганистан является основным источником внешней  террористической угрозы для государств - членов ШОС. В связи с этим, важнейшим  успехом ШОС является ее активное подключение к решению афганской  проблемы. Проведение 27 марта в Москве под эгидой ШОС специальной конференции  по Афганистану - важный этап, как в  развитии этой организации, так и  эволюции подхода международного сообщества к региональным проблемам.

Нынешняя  ситуация в Афганистане - один из основных результатов внешнеполитического  курса прошлой администрации  США. После террористической атаки  на американские города 11 сентября 2001 года, организованной, по американским данным, с территории Афганистана, тогда  контролировавшимся Талибаном, США, заручившись  поддержкой союзников по НАТО и некоторых  других государств, быстро оккупировали эту страну и ликвидировали основные базы террористов.

Такой ответ, в принципе, понятен, однако односторонний  характер действий США, недоучет сложности  внутренней ситуации в Афганистане, его истории, в частности истории  прошлых попыток навязать его  народу чуждые режимы, постепенно привели  к множеству проблем.

 

Главные из них - слабость нового руководства страны, теряющего контроль над все большими территориями государства, активность террористов, которые сегодня свободно чувствуют себя не только во многих провинциях Афганистана, но и Пакистана, в десятки раз возросшее производство наркотиков. Сегодняшняя ситуация в  Афганистане создает серьезные  проблемы для всего мира, и прежде всего для соседних стран.

Именно эти  проблемы были обсуждены на конференции  в Москве. ШОС как раз и объединяет соседние с Афганистаном государства, а также страны, пользующиеся в  этом регионе значительным влиянием.

Администрация Дж. Буша, в целом придерживавшаяся крайне односторонних подходов, основанных на неконсервативном фанатизме, не высказывала  желания сотрудничать с ШОС по Афганистану. Намеки определиться с  конечными сроками пребывания военных  контингентов на территории стран - членов, содержавшиеся в декларации Совета глав государств ШОС 2005 года, игнорировались. Однако теперь произошли изменения: ушла администрация Дж.Буша, ситуация в Афганистане значительно ухудшилась, Бишкек принял решение о закрытии базы США в Манасе.

С одной стороны, новой администрации в Вашингтоне крайне необходимо сотрудничество всех, кого только можно привлечь к решению  афганской проблемы. Крах Запада там  будет серьезнейшим, возможно, непоправимым ударом по всей системе международных  отношений. С другой стороны, и страны ШОС, на которых непосредственно  направлены террористическая и наркотическая  угрозы, исходящие из Афганистана, крайне заинтересованы в стабилизации ситуации в этой стране.

Московская  конференция важна тем, что продемонстрировала как решимость ШОС вплотную заниматься проблемами соседа, так и желание  Запада идти на серьезное сотрудничество.

ШОС давно  занимается Афганистаном: с 2005 года работает контактная группа ШОС - Афганистан, Президент  этой страны Хамид Карзай неоднократно приглашался на саммиты Организации  в качестве гостя. На мартовской конференции, проводимой по инициативе России как  страны, председательствовавшей в ШОС, были рассмотрены вопросы развития обстановки в Афганистане и ее влияния на сопредельные государства, наращивания совместных усилий международного сообщества в противодействии терроризму, незаконному обороту наркотиков и трансграничной организованной преступности, исходящим с афганской территории.

Информация о работе Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом