Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить систему международного противодействия терроризму, сформировавшуюся к настоящему времени, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.
Для выполнения поставленной цели решить следующие задачи:
- определить понятие и дать общую характеристику терроризма;
- рассмотреть систему и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом;

Содержание

Введение
1. Понятие терроризма. Международное противодействие терроризму
1.1 Понятие, общая характеристика терроризма. Система и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
1.2 Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
1.3 Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом
2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом
2.1 ШОС: борьба с терроризмом (основные тенденции)
2.2 Особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

сотрудничество государств в борьбе с терроризмом.docx

— 74.01 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время основная проблема — совместные действия государств по контролю и  борьбе с терроризмом на этой широкой  правовой основе.

Российская  Федерация является участницей всех 12 глобальных антитеррористических конвенций.

Важнейшим правовым началом, заключенным в конвенционный  механизм антитеррористического сотрудничества, является принцип «aut dedere aut judicare» («либо  выдай, либо суди»). Он призван обеспечить неотвратимость наказания за совершение актов терроризма и тем самым  обеспечить более высокий уровень  правоприменительных мер с акцентом на обязательном преследовании и  наказании за посягательства террористического  характера на национальном (внутригосударственном) и международном (межгосударственном) уровнях.

Вместе с  тем решение правового обеспечения  антитеррористического сотрудничества государств лежит и в плоскости  поиска неординарных, на первый взгляд, решений по созданию норм национального  и международного права, входящих в  «Антитеррористическое право» как  межсистемную отрасль права.

Теоретическое решение этой проблемы возможно при  условии учета специфики предмета и метода как международного права, так и национального (внутригосударственного) права, но и задача эта весьма актуальная, ибо нет пока методов борьбы с  общечеловеческой угрозой — международным  терроризмом. Как для сохранения жизни на планете Земля необходимы неординарные (и не популярные) политические, пока не известные никому решения, так  и для создания правовой основы международного антитеррористического сотрудничества необходимо «Антитеррористическое право».

Правовые, международно-правовые, а также политические документы  контртеррористической направленности заложили основы для создания и функционирования институционных антитеррористических органов и организаций, к которым  относятся органы государства (Министерство внутренних дел РФ, ФСБ и др.) международные  межправительственные организации  и их главные органы (ООН, Совет  безопасности ООН и др.).

А также основы для органов целенаправленной антитеррористической деятельности учрежденных, созданных  институтами власти (государством, международными организациями —  основными субъектами международного права) институциональные системы  — Контртеррористический комитет  СБ ООН, Антитеррористический центр  СНГ и др.

Примером  единодушия государств мира было создание после 11 сентября 2001 г. контртеррористической  коалиции.

Именно тогда  Россия выступила с инициативой  создания Глобальной системы противодействия  современным угрозам и вызовам. И каждая из упомянутых международных  организаций, коалиций, конвенций создала  или предложила свою контртеррористическую  институциональную систему, возложив на нее ответственность за положение  дел по контролю над терроризмом  и международным терроризмом.

В настоящее  время, согласно законам государства (например, Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130 - ФЗ «О борьбе с терроризмом»), или международным договорам, или  решениям международных организаций  и международных органов создаются  специализированные институциональные  контртеррористические системы  разных масштабов и уровней.

Статья 4 Закона ПМР «О противодействии терроризму», вступившего в силу в полном объеме с 1 января 2008 года предусматривает, что  ПМР в соответствии с международными договорами Республики сотрудничает в  области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными  органами и специальными службами, а также с международными организациями.

Приднестровская Молдавская Республика, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к  терроризму, в соответствии с действующим  законодательством Приднестровской  Молдавской Республики.

Например, можно  признать как институциональное  контртеррористическое образование  Министерство внутренней безопасности США, хотя оно само способно создавать  свои институциализированные контртеррористические  системы. В частности в сфере  борьбы с финансированием терроризма и международного терроризма.

Контртеррористическая институциональная система —  это орган, органы, системы органов, создаваемых согласно национально  – правовым и (или) международно–правовым  нормам и принципам в международных  властных институтов для контроля в  целом над терроризмом и (или) международным терроризмом или  для контртеррористической деятельности по следующим направлениям:

- определение  понятия и сущности терроризма  и международного терроризма;

- определение  причин и условий, порождающих  эти явления;

- определение  форм и способов предупреждения, противодействия, пресечения и  борьбы с терроризмом и международным  терроризмом.

Каковы принципы организации и деятельности контртеррористической  институциональной системы?

По сферам деятельности и правовым основам  контртеррористические институциональные  системы можно разделить на две  группы:

•   национальные (внутригосударственные);

•   международные.

Основной  институциональной антитеррористической системой в Российской Федерации  является Межведомственная антитеррористическая комиссия РФ.

К международным  институциональным системам относятся  следующие.

1.Контртеррористический  комитет ООН, задачей которого  является контроль за выполнением  резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное  принятие всеми государствами  широкого набора практических  мер по предотвращению и пресечению  террористической деятельности  с акцентом на блокирование  ее подпитки, в том числе финансовыми  средствами. Комитет должен обобщать  информацию государств о предпринимаемых  ими в соответствии с резолюцией 1373 антитеррористических мерах и  представлять соответствующие рекомендации  Совету Безопасности ООН. Деятельность  Комитета призвана способствовать  действенному осуществлению Советом  Безопасности и ООН в целом  центральной координирующей роли  в сфере борьбы с терроризмом.

2.Антитеррористический  Центр государств — участников  Содружества Независимых государств.

Согласно  положению об АТ СНГ, утвержденному  Советом Глав государств в 2000 г., Центр  является постоянно действующим  специализированным отраслевым органом  СНГ и предназначен для обеспечения  координации взаимодействия специальных  компетентных органов государств —  участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом  и иными проявлениями экстремизма. Совет Глав государств принимает  решения по принципиальным вопросам организации и деятельности Центра.

Согласно  п. 1.2 Положения об АТЦ общее руководство  работой Центра осуществляет Совет  руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ. В своей работе Центр обязан взаимодействовать  с Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также  Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ.

Центр является контртеррористическим институциональным  межведомственным органом с достаточным  на сегодняшний день уровнем самостоятельности. Он — произведение властных институтов — не может и не должен заниматься координацией деятельности этих властных институтов. Однако и совершенствование международно-правовой основы контроля за терроризмом, и совершенствование правовой основы организации и деятельности Центра необходимо.

3. К контртеррористическим  институциональным системам можно  отнести и Договор о коллективной  безопасности (ДКБ) стран — участниц  СНГ 1992 г., созданный прежде всего  для обеспечения военной безопасности.

4. Международная  организация уголовной полиции  (Интерпол) также является институциональным  антитеррористически международным  органом. В документах Интерпола,  определяющих перспективу его  деятельности на будущее, отмечается, что в ближайшее время терроризм  и международный терроризм будут  продолжать серьезно затрагивать  правоохранительные службы государств. В связи с этим Интерпол  предлагает государствам рассматривать  эту организацию как одно из  средств координации сотрудничества  в данной области. К основным  направлениям деятельности Интерпола  в борьбе с международным терроризмом  относятся обмен информацией  и разработка политико-юридической  основы, определяющей отношения  организации к этому явлению  и пути борьбы с ним.

5. На пути  к созданию институциональной  контртеррористической системы  находится и Группа Восьми  наиболее развитых в промышленном  отношении государства, которые  «укрепились в своей решимости  противостоять терроризму» еще  в 1978 г.

Обстоятельная совместная Декларация по борьбе с  терроризмом была одобрена в Оттаве (Канада) 12 декабря 1995 г. В Декларации изложены основы политики государств — членов Восьмерки по контролю над терроризмом и международным  терроризмом (по сдерживанию, предотвращению и расследованию террористических актов). Это стало важнейшим направлением в работе Восьмерки после событий 11 сентября 2001 г. На базе Совместного  заявления лидеров от 19 сентября 2001 г. Группа Восьми развернула беспрецедентное  по масштабам и интенсивности  сотрудничество в борьбе с терроризмом, проявила свою стержневую роль в глобальной антитеррористической коалиции. Россия также придает принципиальное значение продолжению этой работы на прочной  основе международного права при  ведущей координирующей роли ООН  и ее Совета Безопасности.

6.Шанхайская  организация сотрудничества, созданная  из «Шанхайской пятерки», образованной  Россией, Казахстаном, Киргизией,  Китаем и Таджикистаном после  подписания Соглашения об укреплении  доверия в военной области  в районе границы в 1996 г.  и Соглашения о взаимном сокращении  вооруженных сил в районе границы  в 1997 г.

Итак, можно  сделать следующие выводы.

- Практически  все государственные ветви власти (законодательные, исполнительно  - распорядительные, судебные), все элементы  политических систем обществ,  союзы предпринимателей и компании, формальные и неформальные союзы  государств, международные органы  и организации уделяют серьезное  внимание контролю над терроризмом  и международным терроризмом,  значительное, но пока явно недостаточное  — политико -правовым основам  как самих институтов власти, так и созданным ими институциональным  контртеррористическим системам.

- Правовая  основа внутригосударственных институтов  власти и институциональных систем, предупреждающих и борющихся  с терроризмом, включает широкий  спектр правовых норм: конституционных, уголовно -правовых, административно - правовых, норм исполнительно -распорядительного характера (приказов и инструкций), норм ведомственных актов. В государствах мира пока не созданы полноценные правовые основы, учитывающие международно - правовые предписания, деятельность международных структур и институциональных контртеррористических систем.

- Международно - правовые основы международных  институциональных контртеррористических  систем включают принципы международного  права, конвенционные нормы, нормы  обычного права, значительная  часть — это нормы внутреннего  права, нормы международных межправительственных  органов и организаций.

- Комплексный  правовой характер носит система  норм, регулирующих организацию  и деятельность национальных  и международных институциональных  систем.1

1.3 Международное  сотрудничество МВД России в  сфере контроля над терроризмом

В настоящее  время терроризм равно угрожает общественной, национальной и международной  безопасности и представляет собой  хорошо организованную форму воздействия  на органы государственной власти со стороны международных террористических и экстремистских организаций с  целью дестабилизации системы управления. Справиться с такого рода угрозой  путем одноразовых силовых акций  невозможно. Необходима долговременная, скоординированная стратегия международного сотрудничества.

В связи с  этим представляется, что эффективный  контроль над терроризмом невозможен без своевременного и широкого информационного  обеспечения. На важность этой стороны  противодействия терроризму указали  и министры иностранных дел стран  «Группы восьми», которые заявили, что страны «Группы восьми» обязуются  оказать помощь другим странам в  выполнении ими обязательств ООН  по противостоянию терроризму, в том  числе путем обмена техническим  опытом и знаниями с другими странами. Было также отмечено, что государствами, в частности, осуществляется обмен  информацией и опытом в отношении  незаконных потоков чувствительных материалов, принимаются меры для  защиты опасных материалов и важных объектов, проводится работа над ужесточением как национального, так и международного экспортного контроля за сетями незаконной торговли.

Лидеры стран  «восьмерки» на саммите в Глениглсе  в 2005 г. подтвердили готовность работать над улучшением обмена информацией  о перемещениях террористов через  международные границы, о продвижении  средств, используемых в террористических целях.

Информация о работе Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом