Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить систему международного противодействия терроризму, сформировавшуюся к настоящему времени, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.
Для выполнения поставленной цели решить следующие задачи:
- определить понятие и дать общую характеристику терроризма;
- рассмотреть систему и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом;

Содержание

Введение
1. Понятие терроризма. Международное противодействие терроризму
1.1 Понятие, общая характеристика терроризма. Система и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
1.2 Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
1.3 Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом
2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом
2.1 ШОС: борьба с терроризмом (основные тенденции)
2.2 Особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

сотрудничество государств в борьбе с терроризмом.docx

— 74.01 Кб (Скачать файл)

Основными стали  вопросы наркотрафика и организованной преступности как угроз для соседних стран. Формально внутриполитические проблемы Афганистана не обсуждались, так как они не входят в компетенцию  ШОС, однако, естественно, без их решения  внешние угрозы вряд ли смогут быть устранены. Было принято три итоговых документа: общая декларация всех участников конференции, а также заявление  и план действий членов ШОС и Афганистана  по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью на афганском направлении. О значении конференции и роли ШОС в мировом сообществе говорит  состав участников: сразу после вступительного слова министра иностранных дел  России Сергея Лаврова выступил Генеральный  секретарь ООН Пан Ги Мун, в  конференции приняли участие  генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрин де Бришамбо и, что особенно важно, заместитель генерального секретаря  НАТО Мартин Говард. Большинство стран  ШОС были представлены на уровне министров  иностранных дел, приняли участие  и представители государств - наблюдателей ШОС, стран "Группы восьми", а также  таких международных организаций, как ОДКБ, ЕС, СНГ, ОИК, СВМДА.

Участие НАТО, а также представителей США и  их основных союзников - свидетельство  изменившегося настроения, желания  реально сотрудничать с ШОС и  ее членами по Афганистану. И это  неслучайно: через ШОС, а не в конфронтации с ней, гораздо легче решить стоящие  перед международной коалицией  проблемы: привлечение к диалогу  Ирана, осуществление транзита грузов и даже обсуждение вопросов пребывания войск коалиции на территории государств - членов ШОС. И государства ШОС, также  заинтересованные в стабильной обстановке в Афганистане, идут навстречу.

Выступая  на пресс - конференции в Кабуле 16 марта 2009 года, Сергей Лавров выразил  готовность "содействовать повышению  эффективности деятельности Международных  сил содействия безопасности" и  даже "обсуждать дополнительные меры". Он также поддержал "вовлечение в эти усилия всех без исключения соседей Афганистана". Речь здесь  явно идет о принятом незадолго до этого решении разрешить транзит  невоенных грузов и возможности  обсуждения транзита грузов военных, а  также привлечении к решению  проблемы Ирана и Пакистана. А  во время визита Президента США Барака Обамы в Москву в июле 2009 года Россия пошла дальше, разрешив и  транзит военных грузов через  свою территорию.

Вкладом России в решение афганской проблемы можно считать и ее усилия по расширению торгово-экономического сотрудничества с этой страной, в том числе  и программ помощи, в частности  в области подготовки специалистов. Во время визита в Кабул российский министр также объявил о значительных мерах по расширению сотрудничества с афганским правительством. Выступая на московской конференции, Сергей Лавров упомянул о более 140 объектах промышленности, энергетики, здравоохранения, образования, сооруженных в Афганистане при  содействии СССР. В августе 2007 года Россия списала Афганистану долг в размере более 10 млрд. долларов. "Мы помогаем афганскому народу и  сегодня, в том числе в том, чтобы справиться с нехваткой продовольствия, ведем в Афганистане транспортное и энергетическое строительство, восстанавливаем объекты системы образования, готовим афганских специалистов", - отметил российский министр.

Тем не менее  представляется, что государствам ШОС  еще предстоит провести серьезную  разъяснительную работу по реальной обстановке в Афганистане. Представления  западных коллег о ней часто звучат весьма абстрактно.

Так, на встрече  с представителями российского  экспертного сообщества, прошедшей  в посольстве США в Москве в  феврале 2009 года, заместитель заместителя  госсекретаря США по делам Южной  и Центральной Азии Патрик Мун, который, кстати, представлял США на московской конференции, убеждал присутствующих, что положение в Афганистане  не так уж плохо, а главная его  проблема - недостаток демократии, который  будет восполнен во время предстоящих  в этом году президентских выборов.

Российские  эксперты представили гораздо более  пессимистичную картину и советовали американцам быть более практичными: например, воспользоваться "чеченским  вариантом", то есть найти наконец  местного сильного и более или  менее лояльного лидера, способного навести порядок в стране, а  уж затем думать обо всем прочем. Не улучшают атмосферу для расширения сотрудничества с Россией в афганском  вопросе, в котором США и другие государства НАТО явно нуждаются, и  такие недружественные действия, как проведение военных учений в  Грузии в мае 2009 года. Есть и другие проблемы. Так, видимо, под давлением  США Афганистан тормозит программу  подготовки специалистов для силовых  структур по линии ОДКБ и вообще предпочитает, как и США, связям с  ОДКБ сотрудничество на двусторонней основе.

Об остаточной бравурности американского подхода  свидетельствует и отношение  Вашингтона к проведению международной  конференции по Афганистану 31 марта  в Гааге. Поначалу она планировалась  как мероприятие НАТО. Однако, видимо, поняв, что для реального решения  проблемы такого формата недостаточно, ее перевели под эгиду ООН. Правда, председательствовал на конференции  специальный посланник Генсека  ООН в Афганистане норвежский дипломат Кай Эйде, и прошла она  в Нидерландах, которые, как и  Норвегия, входят в НАТО.

Тем не менее, перевод конференции под эгиду  ООН привел к значительному расширению состава участников, которые представляли около 80 государств. В такой обстановке принятие практических решений было вряд ли возможно. Скорее, смысл конференции  свелся к представлению США афганской  стратегии новой администрации  и их попыткам привлечь к сотрудничеству (предоставление вооруженных сил  и финансовых средств) наибольшее количество стран. Ведь на сегодня из Афганистана  планируют вывод своих войск  даже ближайшие союзники Вашингтона.

В отличие  от гаагской, московская конференция  имела региональный и более практичный характер. Ее успех был обеспечен  практической целью - забыть о старых спорах и наладить сотрудничество всех соседей Афганистана с международной  коалицией для стабилизации положения  в этой стране и минимизации исходящих  из нее угроз.

Сегодня, после  очевидных достижений в обсуждении афганской проблемы, представляется, что для ШОС крайне важно не останавливаться на достигнутом, а  сыграть важную роль в практическом решении афганского вопроса. Следующим  шагом могла бы быть инициатива по организации межафганского мирного диалога. Для этого у Организации есть все возможности. Такой диалог может быть инициирован под эгидой ШОС при условии, что государства - члены и государства - наблюдатели ШОС, обладающие влиянием на отдельные афганские этнические группы (Таджикистан, Узбекистан, Иран, Пакистан, Индия), стимулируют эти группы к участию в переговорах о внутреннем урегулировании в Афганистане. Участие представителей международной коалиции также крайне желательно. Однако, учитывая их настороженное отношение к любым инициативам, исходящим не от них самих, на такое участие можно рассчитывать только на более позднем этапе, после первых реальных успехов диалога. В определенной степени моделью для данного механизма могла бы послужить работа Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху.

Даже простая  встреча лидеров афганских группировок, проведенная в столице одной  из "незаинтересованных" стран  ШОС (этнические группы которых активно  не участвуют в афганском конфликте), например, в Бишкеке или Астане, имела бы значительный демонстрационный эффект. Россия, Китай и Казахстан  могли бы выступить гарантами  возможного соглашения.

Такая инициатива в какой - то степени развивала  бы идею Президента Узбекистана Ислама Каримова (вновь высказанную им на Екатеринбургском саммите), предложившего  возобновить деятельность группы "соседей  и друзей Афганистана" "6+2" (Иран, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Россия и США), функционировавшей  до событий 11 сентября 2001 года, преобразовав ее в "6+3", добавив к "друзьям" еще и НАТО. Недостатком этой схемы  является отсутствие в ней самого Афганистана, в результате руководство  этой страны отнеслось к ней холодно. Учитывая тот факт, что без участия  как Афганистана, так и Узбекистана  решение афганской проблемы вряд ли возможно, а также то, что большая  часть потенциальных участников каримовской "девятки" либо члены, либо наблюдатели ШОС, группа "соседей  и друзей" могла бы действовать  под эгидой ШОС.

2.2 Особенности  сотрудничества стран СНГ в  борьбе с терроризмом

При всей глобальности и международной значимости сотрудничества Российской Федерации в области  борьбы с преступностью в рамках ООН, Совета Европы, иных континентальных  и межконтинентальных межгосударственных сообществ и организаций в  настоящее время особое значение приобретают вопросы взаимодействия со странами СНГ. И это неслучайно.

Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи  в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала  свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. В  динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные  тенденции.

Их суть состоит  в том, что эта преступность реально  угрожает экономическому развитию и  национальной безопасности. Из года в  год растет число транснациональных  преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда  сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.

С момента  создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в  сфере экономики, была отнесена к  области совместной деятельности государств, и это нашло законодательное  закрепление в Уставе Содружества. Уже 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил первую Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств — участников Содружества должно послужить подписание в Минске 22 января 1993 г. главами государств Содружества Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В 1996 г. Совет  глав государств СНГ утвердил вторую Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью  и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ на период до 2000 г.

За период действия второй Межгосударственной программы  существенное развитие получила международно - правовая база сотрудничества. Приняты  основополагающие документы, Концепция  и Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества в борьбе с преступностью. Подписаны международные  договоры о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, незаконной миграцией, о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов  на территории государств — участников Содружества.

Межпарламентская  Ассамблея государств — участников СНГ разработала и приняла  модельный уголовный, уголовно - процессуальный и уголовно - исполнительный кодексы, модельные законодательные акты о борьбе с терроризмом, коррупцией, организованной преступностью, о борьбе с незаконным оборотом оружия, наркотических  средств, о противодействии легализации  доходов, полученных незаконным путем.

Активизировалась  работа по присоединению государств — участников Содружества к основным договорам, касающимся уголовно - правовой сферы, в рамках ООН, ее специализированных учреждений и Совета Европы.

Решением  Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 г. была утверждена третья Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью.

Ежегодно  в рамках Межгосударственной программы  правоохранительными органами государств участников Содружества проводятся согласованные на двусторонней и  многосторонней основе оперативно - профилактические мероприятия и специальные операции.

Осуществляется  работа по формированию специализированных банков данных и обмену информацией  по линии министерств внутренних дел, пограничных служб, органов  безопасности и спецслужб государств — участников Содружества.

Решением  Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 г. была одобрена Концепция взаимодействия государств — участников СНГ в  борьбе с преступностью.

Концепция базовый  документ, с учетом положений которого могут разрабатываться и заключаться  двусторонние и многосторонние соглашения и договоры о взаимодействии правоохранительных органов стран СНГ в борьбе с преступностью.1

Важнейшая задача взаимодействия — согласованная  деятельность правоохранительных органов  стран СНГ по борьбе с терроризмом, бандитизмом, захватом заложников.2

Федеральная служба безопасности Российской Федерации  в настоящее время поддерживает договорные отношения более чем  с 60 спецслужбами, органами безопасности и правоохранительными органами государств мира.

Заключены многосторонние договоры с 12 государствами — участниками  СНГ. Реализация двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве спецслужб  государств участников СНГ позволяет  решать следующие задачи, связанные  с обеспечением экономической безопасности сотрудничающих государств.

1.Осуществление  совместной деятельности с целью  наиболее эффективного и взаимовыгодного  использования оперативных и  других возможностей в интересах  обеспечения безопасности сторон.

Информация о работе Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом